Источник

Нищелюбцам делать добро для бедных помогает Сам Бог

1 (14) февраля

(Слово о святом Венедикте, как искупил нищего, у Бога испросив злато. Прол. февр. 1)

Отчего это, братие, в беднейших монастырях наших, где монахам иной раз и самим есть нечего, все-таки всегда видим нищих и других бедняков, которых иноки у себя привечают, дают им ночлег, поят, кормят их, а по возможности иногда и другие благодеяния им оказывают: одевают, обувают и т.п.? Откуда они берут средства на раздачу милостыни? На что кормят нищих? Откуда берут деньги на это? Кто им помогает?

«Был, – говорит слово церковное, – в стране Римской инок и чудотворец, именем Венедикт. Он был чрезвычайно милостив к бедным, не отказывал ни одному просящему у него и начальником над многими был монастырями. Ради его особенной любви к бедным иноки его терпели нужду, и бывали времена, когда денег у них совсем не было. И вот однажды, в такое время, к Венедикту пришел один муж, теснимый своим заимодавцем, и просил у святого помощи. У Венедикта не было ничего, и он сказал пришедшему: «Брат, двенадцати золотых монет, которые ты просишь, теперь у меня нет, но потерпи два дня и потом зайди ко мне. Там видно будет». Не имевший, чем уплатить долг, ушел, а Венедикт стал на молитву и усердно просил Бога, чтобы Он помог ему удовлетворить просителя. На третий день последний опять пришел к преподобному и снова стал умолять его о помощи. Что же случилось? В монастыре был сосуд, в котором обыкновенно сохранялась кутия. По молитве преподобного, вверху ее неожиданно появились тринадцать златниц, которые Венедикт взял, отдал бедному должнику и сказал: «Вот, двенадцатью златницами уплати долг, а тринадцатую оставь у себя и употреби на свои другие нужды». «Сия вся, – заключает слово, – уметь творить всемогущая милостыня и нестяжательность Христа ради».

Так вот Кто помогал инокам беднейших монастырей кормить нищих и оказывать милость бедствующим! Помогал Бог, очи Коего на нищаго призирают, и Который есть отец беспомощных и сирот, и Который сторицею возвращает нищелюбцам розданное ими. Да не тут ли, братья, к слову сказать, заключается и разгадка того, почему многие из беднейших монастырей, в которых жили иноки-нищелюбцы, строенные сначала клетски, т.е. как простая изба, где нищелюбцы сами питались часто крохами гнилого хлеба, где мерцающая лучина светила их чтению и пению, – эти монастыри сделались со временем богатейшими лаврами, небесам подобными по своим зданиям, залитыми золотом и огнями? Да потому они такими сделались, что весьма и весьма много дали взаем Богу чрез руки нуждающихся, а Бог заем Свой уплатил им сторицею.

Поэтому, в каком бы положении вы ни находились, бедны вы или богаты, милосердия вообще и нищелюбия в частности не забывайте, ибо за Богом розданное вами не пропадает. «Аз, – говорит Он через блаженного Августина, – (говорит Господь) восприях, Аз воздам; взалкахся и дасте Ми ясти и проч. Землю Я восприял, воздам небо; временное получил, воздам вечное; хлеб получил, хлеб и отдам, но небесный и вечный; гостиницу получил, дом отдам; находясь в темнице и посещен быв, воздам свободу» («Нетленная пища», стр. 222).

Так-то милостив Господь к нищелюбцам! Поэтому милосердия не забывайте, ибо им благоугождается Бог. Аминь.


Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с.

Комментарии для сайта Cackle