Часть четвертая. О молитвах и последованиях, содержащихся в требнике
Глава XI. Последование венчания
§1. Венцы присвояются браку
О венчании. Венцы издревле усвоены бракам до того, что и самый брак называется обыкновенно венчанием. Самое таинство напоминает ту изреченную Духом Святым брачную песнь Христа с церковию, в которой Божественный Жених представляется в венце, имже венча Его мати Его в день обручения Его, и в день веселия сердца Его (Песн.3:11). Цель, для которой возлагаются венцы при браках, объясняет св. Златоуст (в беседе 9 на 1 посл, к Тимоф.): «венцы полагаются на главах брачущихся в знамение победы, – для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу; – т.е. в состоянии победителей похоти плоти. А если кто, быв уловлен сладострастием, отдал себя блудницам: то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей?» Другую причину сего обряда представляют следующие слова самого последования венчания: «венчай я в плоть едину, даруй им плод чрева, благочадия восприятие».
§2. Обручение и венчание совершаются в совершенных летах
Аще убо хотят, в то же время венчаются. Обручение, упомянутое в прежнем последовании, и молитвы сего последования венчания совершались некогда раздельно и по прошествии немалого времени, как показывает устав. Новелла Алексия Комнина (см. Корм. кн. лист 337) объясняет, что пресвитеры, следуя указу Льва Премудрого, обручали семилетних юношей и после, по прошествии одному 15, а другой 13 лет, их венчали. Но так как при таком рановременном обручении случалось, что одно из обрученных лиц, жених или невеста, по причине или смерти, или напасти, или беды, или даже просто по произволу, оставляло лице обрученное и совокуплялось браком с другим: то очевидно, что начальные молитвы при совершении обручения терпели от сего обычая немалое злоупотребление, оставаясь как бы действием пустым, не имеющим значения, пренебреженным приявшими обручение. Посему указанный выше закон Комнина запрещает совершать обручение в малолетстве, а повелевает совершать его по достижении совершеннолетия пред самым браком. Вот подлинные слова сей заповеди: «и тогда обручение первее священных молитв творением совершати, и тако мало или множайшу времени прошедшу, елико срок имети могут совокупляющиеся, незазорный и законный брак сотворити. И не купно обручение и брак смешати в день или час един: но егда потребно будет обручение, потом им и брак сотворити».
§3. Брак благословляется в храме
Входят в храм. По слову апостола: брак честен есть и ложе нескверно, почему и благословляется брак не в ином каком-либо месте, а в храме, как пред Богом. Для сего иерей вводит имеющих венчаться на средину храма при многих свидетелях, как чад церкви, и поставляет их пред алтарем и св. дверями, как пред лицем Божиим. Поскольку они сочетаваются в чистоте души и тела, то при сем случае и поется псалом, приличный их нравственному состоянию: Блажени еси боящиися Господа.
§4. Жених уподобляется царю
И положивый его яко царя твари. Венчал с начала Бог человека славою и честию, покорив под нозе его всяческая; украшает его опять св. церковь венцем и здесь, во время брака, – венчает, как главу жены и как царя всего потомства, имеющего произойти от него. Ибо венец есть отличительный знак князей и царей; посему муж, как глава жены и начальник всего потомства, справедливо венчается во время брака.
§5. Общая чаша при венчании
Таже приносится общая чаша. Эта общая чаша с красным вином подается новобрачным. Она служит знамением нераздельного их соединения в сожитии, общего владения и пользования стяжанием. Обряд подавать сию общую чашу новобрачным состоит в употреблении не у одних восточных, но был некогда и у римлян. Виргилий Полидор (1 кн., гл. 4) свидетельствует, что в Британии и у других народов производилось нечто подобное сему обыкновению.
§6. Образ круга при венчании
Обращает яко образом круга. Тихо и благопристойно новобрачные ходят образом круга от полноты движения радостного духа; пред ними идет с благолепным видом священник, как начальник сего священного лика, предначиная песни клира. В сих песнях новобрачные, возводя ум от земных помышлений, вначале видят в своем супружестве образ соединения Божественного Слова с человечеством, когда слышат первую песнь: Исаие, ликуй. Потом внимают, что, как святии мученицы, победив все за возлюбленного Христа, прияли неувядаемые венцы славы в Небесном Царствии: так церковь, возлагая на них тленные венцы, уповает, что и они, подражая тем же св. мученикам, все диавольские искушения в своей жизни великодушно отразят, победят и наконец удостоятся венцев нетленных. Симеон Солунский (в гл. 282) говорит: «и опять, взяв их за руки, ведет к алтарю, и делая круг, поет с поющими, веселясь о Христе: святии мученицы, – и слава Тебе, Христе Боже, подобно тому, как бывает и в хиротонии: так как благочестиво и целомудренно жившие суть общники Христа и святых Его, и потому что должно сочетаться не только по плоти, но и по душе, посредством правой веры и богоугодных дел, дабы и супружество было истинно и брак не сквернен, дабы они соделались общниками Христа и святых Его, особенно тех, которые презрели плоть до мученичества». Впрочем, хотя обхождение кругом приписывается здесь духовному ликованию бракосочетавшихся, но ему может быть дано и другое значение. Повторяемый круг всегда служит знаком вечности; почему в обхождении настоящего круга брачущиеся являют знамение того, что они будут хранить супружеский союз свой вечно, то есть, доколе будут живы, и выражают обет ни по каким причинам не расторгать его.
§7. При венчании воспоминаются Константин, Елена и Прокопий
Благовенчанных царей и равноапостолов. Как для управления римской империи, так и для распространения Своей веры и утверждения Своих заповедей, Бог избрал благочестивых царей – Константина и матерь его Елену, которых церковь и назвала посему благовенчанными и равноапостольными. Итак, восточная церковь призывает здесь в молитвенное ходатайство Константина и Елену, как собственных покровителей, дарованных ей Богом. Вместе с сим воспоминает и великомученика Прокопия, который двенадцать благородных жен от брачных одежд и радостей привел к небесным песням вечного блаженства, возбудив в них стремление к мученическому венцу за веру Христову (об этом смотри в житии его июля 8-го дня). Посему, воспоминая здесь имена сих трех святых, их молитвами церковь испрашивает и уповает получить от Бога милость бракосочетавшимся.