Часть первая. О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих
Глава VI. О предложении и сосудохранительнице или диаконике
§1. Предложение. Сосудохранительница или диаконик в алтаре
Алтарь или самое святилище находится под средним полукружием (конхи), где возвышается и св. престол; по сторонам же алтаря под северным полукружием,– предложение, или по нынешнему наименованию жертвенник, а под южным сосудохранительница или диаконик. Такое расположение частей алтаря можно видеть из слов Симеона Солунского, который, говоря об устройстве алтаря, пишет: «когда по воле Божией все устроится внутри и вне храма, тогда святилище, т.е. алтарь ставится на востоке (средине), предложение по правую сторону (смотря от востока к западу), по левую же диаконик; предложение или жертвенник ставится не для священнодействия, но только для предварительного приношения хлеба и вина и приготовления их к священнодействию и литургии. А так как на жертвеннике бывает только предварительное приношение и приготовление хлеба и вина к священнодействию, то окончательное, торжественное, совершенное приношение Даров и самое освящение оных, эта истинная проскомидия, совершается на истинном жертвеннике, т.е. св. престоле, или на Божественной трапезе» (о сем смотри 2 ч., гл. 7, §32). В южном полукружии отдельное место составляет сосудохранительницу, где по удобности располагаются и хранятся книги, одежды и священные сосуды, и откуда по мере надобности они и берутся; здесь же хранятся и хлебы, прежде литургии приносимые и в свое время (за другими службами) молитвою освященные, и вода в день Богоявления Господня освященная. Эту воду диаконы во всякое время выносят и дают кающимся и от причастия отлученным (о чем смотри 4 ч., гл. 9, §7). Диаконик находится под непосредственным распоряжением диаконов, которые суть и хранители священных вещей, здесь находящихся. Сосудохранительница называется диакоником, от слова диакон, или от должности им свойственной (ибо диаконик значит диаконская или служебная палата, а слово диакон значит служитель); сосудохранительницей же это место называется по вещам, в нем хранимым. Из предыдущей главы видно было, что по Симеону Солунскому диаконы не могут сидеть на сопрестолии; но немного дальше, в той же главе, он местом для сидения диаконам назначает диаконик. «Им (диаконам)», пишет Симеон Солунский (гл. 135), «иное отделено место, которое и называется диаконик, где им и следует сидеть». Однако место, находящееся под южным полукружием, не всегда на самом деле, бывает диакоником или сосудохранительницею; так, если в иной церкви в один день нужно бывает служить две литургии, тогда в диаконике устрояется другой престол: оба эти престола отделяются друг от друга стеною.
Придел или параекклисия
Первый или средний из этих престолов называется главным, а второй, устроенный в диаконике, приделом, параекклисия, т.е. прибавленная или приделанная церковь; сосудохранительница же в таком случае из диаконика переносится в северное полукружие, на место предложения; а самое предложение ставится в среднем полукружии у стены, близ главного престола.
§2. Предложение имеет многие различные знаменования
Предложение, находящееся под северным полукружием, имеет знаменование, соответственно обстоятельствам рождества Христова. Все предложение, т.е. стены и своды или все северное полукружие, в сем случае означает Вифлеем и бывшую в нем пещеру или вертеп. Симеон Солунский (в гл. 189) пишет: «алтарь имеет полукружия, подобно небу, и это делается во всех храмах, дабы изобразить пренебесное; северное же полукружие, под которым устрояется предложение, означает пещеру вифлеемскую»; и (в гл. 137): «северное полукружие в алтаре, называемое предложением, знаменует Вифлеем и пещеру». Но когда предложение находится не под северным полукружием, а под средним, т.е. у стены близ престола, тогда оно означает не всю пещеру вифлеемскую, а только ясли, бывшие в ней. Симеон Солунский (в гл. 137) продолжает: «когда предложение бывает в углу (у стены близ престола), тогда оно означает нищету первого пришествия Христова, убожество, скудость страны, в особенности же сокровенную природную пещеру, где были и ясли».
§3. Утвари в предложении к рождеству Христову относятся
Утвари, находящиеся на предложении, как то: звезда, покровы, сосуды, фимиам, молитвы, при проскомидии совершаемые, имеют знаменования приспособительно к обстоятельствам рождества Христова. Симеон Солунский (в гл. 138) говорит: «звезда, находящаяся на предложении, означает ту звезду, которая руководила и привела волхвов в Вифлеем; покровы образуют пелены, которыми Спаситель был повит; вместо тройственных даров, коими Он почтен был от волхвов, на жертвеннике находится следующее: вместо злата – священные сосуды, вместо ливана – фимиам, вместо смирны – покровцы и так называемый воздух (синдон, плащаница); вместо поклонения и славословия, возданных пастырями и волхвами, – молитвы и славословия, совершаемые иереями и народом». Как самое предложение, так и вещи, на нем находящиеся, кроме знаменований, относящихся к обстоятельствам рождества Христова, при других действиях принимают и другие знаменования; например: то же предложение означает Голгофу и гроб, когда на проскомидии воспоминаются страдание и погребение Христово; знаменует престол благодати и престол суда, и седение Христово одесную Бога Отца, когда Дары по окончании литургии обратно переносятся на предложение; равным образом и покровы при воспоминании рождества Христова означают пелены и смирну, а при воспоминании погребения – плащаницу и сударий; верхний же воздух при сем случае, кроме плащаницы, означает камень, приваленный ко гробу Спасителя. Обо всем этом сказано будет ниже на своем месте, а причина, почему эти вещи имеют разные знаменования, показана выше в гл. 3, §4.