Источник

Убийство

Умышленно погубившие в себе зачатый плод подлежат наказанию за убийство. А образовался ли или еще не образовался плод – это не разыскивается у нас в точности. Ибо виновная наказывается в этом случае не только за плод, который бы она родила, но и за злоумышление против самой себя, потому что женщины всего чаще умирают от таковых покушений. K этому же присоединяется и истребление зачатого плода – это, по умышлению отваживающихся на это, другое убийство. Впрочем, время покаяния их не должно продолжаться до смерти, но надо принимать их по истечении десяти лет, уврачевание же определять не временем, но образом покаяния (6).

* * *

Кто в раздражении на жену свою употребил в дело топор, тот убийца. Но… много разности между произвольным и непроизвольным. Совершенно непроизвольно и далеко от мысли сделавшего это, если кто, бросив камень в собаку или в дерево, попадает в человека. У него было желание прогнать зверя или сшибить плод, но некто случайно подошел под удар, идя мимо; потому такое дело непроизвольно. Непроизвольное также дело, если кто-либо, желая вразумить, бьет кого-то ремнем или нетвердой палкой, и битый умирает, потому что здесь берется во внимание намерение, а именно: желание исправить согрешившего, а не умертвить. K непроизвольным делам причисляется и следующее: когда защищающий себя в драке палкой или рукой наносит нещадный удар в опасное место, чтобы причинить человеку боль, а вовсе не убить его. Но это близко уже к произвольному, ибо кто употребил в защиту такое орудие или нещадно наносит удар, тот явным образом не щадит человека, потому что сам обладает страстью. Подобным образом и то причисляется к непроизвольному, если кто-то употребил в дело тяжелое дерево или камень, который сверх силы человеческой, но иное что-нибудь имел в намерении, а иное сделал, потому что в раздражении нанес такой удар, которым умертвил пораженного, между тем как, может быть, старался он больно ушибить, а не совершенно убить до смерти. Но не имеет такого извинения тот, кто употребил в дело меч или что-либо подобное, а тем паче – кто нанес рану топором. Ибо видно, что он ударил не рукой, так, чтобы мера удара от него зависела, но нанес рану так, что удар необходимо должен был сделаться гибельным и от тяжести, и от остроты железа, и оттого, что оно брошено издали. Совершенно также произвольно и никакому не подлежит сомнению, что делается разбойниками и при неприятельских нашествиях, ибо разбойники убивают для денег, избегая улики, а на войне доводят до убийства, имея намерение не устрашить или вразумить, но истребить противников. Впрочем, если кто составил хитрое снадобье с другой какой-нибудь целью и умертвил им человека, такой поступок признаем произвольным. Так, например, часто делают женщины, какими-нибудь наговорами и перевязями пытаясь привлечь иных к себе в любовь и давая им снадобья, производящие омрачения в умах. Потому таковые, умерщвляя, хотя одно имели в намерении, а другое сделали, однако же за ухищренное и недозволенное свое дело причисляются к произвольным убийцам. Поэтому те, которые дают снадобья, вытравливающие младенца, суть убийцы, равно как и те, которые принимают убивающие зародыш отравы (6).

* * *

Кто учинил непроизвольное убийство, тот в одиннадцать лет достаточное понес наказание. Ибо явно, что в рассуждении понесших побои наблюдаем Моисеево постановление (см. Исх. 21, 18–19), и того, кто пал от ударов, им полученных, но потом пошел с помощью жезла, не почтем убитым. А если и не встал после ударов, но тот, кто бил, не хотел убить его, хотя он и убийца, однако же по намерению непроизвольный (6).

* * *

Убийств на войне Отцы наши не вменяли в убийства, мне кажется, из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но, может быть, не худо посоветовать, чтобы нечистые руки в течение трех лет удерживались от одного приобщения (6).

* * *

Жена, которая родила на пути и оставила в пренебрежении рожденное ею, да подлежит осуждению в убийстве (6).

* * *

Кто нанес ближнему смертный удар, тот убийца, сам ли он начал бить, или мстил (6).

* * *

Кто совершил произвольное убийство и потом покаялся, тот двадцать лет да не приобщается Святыни. А эти двадцать лет пусть будут для него распределены так. Четыре года должен он плакать, стоя вне дверей молитвенного дома, прося входящих верных сотворить за него молитву и исповедуя собственное свое преступление. После четырех лет пусть будет принят в число слушающих и в продолжение пяти лет с ними да выходит из храма. В продолжение семи лет пусть молится и выходит вон с верными, но не причащается приношения. По прошествии же этих лет да причастится Святыни (6).

* * *

Кто совершил непроизвольное убийство, тот десять лет да не приобщается Святынь. И эти десять лет пусть будут распределены для него так. Два года да плачет, три года да проводит со слушающими, четыре да припадает, а год да стоит только с верными, а потом да будет допущен к Святыне (6).

* * *

Кто сознается в волшебстве или составе отрав, тот да принесет покаяние столько же времени, как убийца, и в том же порядке, потому что сам себя обличил в этом грехе (6).

* * *

Kровосмешение с сестрой да очищается покаянием столько же времени, какое положено для убийцы (6).

* * *

Кто предается ворожеям или подобным людям, тот сам да несет наказание столько же времени и в таком же порядке, как убийца (6).


Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Комментарии для сайта Cackle