Помысел
Должно назвать блаженной чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Поэтому и Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см. Мф. 15:18) (2).
* * *
Человек, находясь в первом возрасте, еще ни порочен, ни добродетелен, потому что этот возраст не способен ни к тому, ни к другому состоянию. Но когда разум в нас созрел, тогда сбывается написанное: когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер (Рим. 7:9, 10). Ибо возникают лукавые помыслы, рождающиеся в душах наших от плотских страстей. Действительно, заповедь пришла, то есть приобретено познание добра, и если она не преодолеет худого помысла, но попустит рассудку поработиться страстям, то грех ожил, умер же ум, сделавшись мертвым через грехопадения. Поэтому блажен, кто не закоснел на пути грешных, но благим разумом востек в жизнь благочестную (2).
* * *
Прежде всего должны мы всеми мерами удерживать помысел, установив над ним трезвенный надзор ума, чтобы не дозволять душе предаваться необдуманным стремлениям по увлечениям тела (5).
* * *
Откуда рассеянность и помыслы? И как нам приводить их в порядок?
Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы. Ибо если бы верил этому, то, без сомнения, исполнял бы сказанное: Всегда я видел Господа пред собою, ибо Он одесную меня, дабы не поколебаться мне (Пс. 15:8). А кто достиг этого и подобного этому, тот никогда не осмелится и не будет иметь досуга помыслить что-либо не клонящееся к созиданию веры, хотя бы казалось это и хорошим, а не только чтонибудь запрещенное и неугодное Богу (5).
Что же нам делать? – скажет кто-нибудь. – Что иное, кроме того, чтобы, освободившись от всех других попечений, иметь попечение о душе? (1)
* * *
Как иной всегда преуспевает в деле Господнем (1Кор. 15:58)?
Если он или преумножает данное ему дарование, содействуя пользе и преспеянию им облагодетельствованных, или оказывает в деле Господнем большее тщание в сравнении с предметами обыкновенного человеческого попечения (5).