Подражание
Если мстишь и на укоризны отвечаешь укоризнами, что скажешь в свое оправдание? То, что раздражил тебя начавший ссору? Но достойно ли это извинения? Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его ко греху, не меньшему за это подвергается осуждению. Нет и венцов, где нет противоборников; нет и поражений, где нет противников. Выслушай, что говорит Давид: доколе стоит грешник предо мною, не раздражался, не отмщал я, но я онемел, и смирился, и замолк, лишившись благ (Пс. 38:2, 3). А ты сам огорчаешься укоризной, как чем-то худым, но и подражаешь ей, как чему-то доброму. И вот стал виновен в том же, что осуждаешь. Или в чужой порок всматриваешься внимательно, а что гнусного в тебе, то ставишь ни во что? Обида разве не худое дело? Бегай же подражания. А того, что начал ссору другой, конечно, недостаточно к извинению. Поэтому, как сам себя уверяю, справедливее противнику твоему негодовать на тебя за то, что не видал от тебя уцеломудривающего примера. Видя, как безобразен разгневанный, ты не остерегся от подражания ему, напротив, сам негодуешь, сам раздражаешься, сам гневаешься, и страсть твоя служит извинением предупредившему тебя. Ибо тем, что делаешь, и его освоБождаешь от вины, и себя самого обвиняешь. Если раздражение не хорошо, почему не уклонился ты от худого?
А если заслуживает оно снисхождения, почему негодуешь на раздраженного? Поэтому, если ты и не первый стал мстить, это нимало тебе не поможет. В подвигах, за которые увенчивают, венчается не начавший борьбу, но победитель. Потому и осуждается не только предначавший худое дело, но и тот, кто за лукавым вождем последовал в грех (1).
* * *
Не должно уподобляться тем, которые чужды учения Господня, а надобно, по данной нам от Бога силе, подражать Богу и святым Его (4).
* * *
Спеши в подражании тем, которые прежде тебя подвизались в доброй нравственности, и не берись сам обучать каждого (5).