Музыка
Очищением души... служит – презирать чувственные удовольствия, не насыщать глаз нелепыми представлениями чудодеев или зрением тел, возбуждающих к сластолюбию, и через слух не вливать в душу поврежденного сладкопения. Ибо от такого рода музыки обыкновенно возникают страсти – порождения рабства и низости. А нам должно учиться иной музыке, которая лучше и ведет к лучшему, пользуясь которой Давид, творец священных песнопений, как говорит Писание, избавлял царя от неистовства. Сказывают же, что Пифагор74, встретив упившихся на пиру, свирельщику, который управлял пиром, велел, переменив напев, заиграть на дорический лад75, и пирующие так образумлены были этой игрой, что, сбросив с себя венки, разошлись со стыдом. А иные при звуках свирели предаются неистовствам, как корибанты и вакханты76. Столько разности – наполнять ли слух сладкопением здоровым или негодным! Поэтому в этом господствующем ныне сладкопении должно нам участвовать менее чем в каком-либо из срамных дел (1).
* * *
Пифагор (ок. 540–500 гг. до Р. Х.) – греческий философ с острова Самос, был первым представителем идеализма, занимался математикой и теорией музыки.
Дорический лад – один из ладов древнегреческой музыки, вошедший позднее в церковные песнопения.
Kорибанты – в греческих верованиях Божества малоазийского происхождения, служители Kибелы, Богини Материнской силы, а также почитатели этой Богини. Kульт корибантов и Kибелы отличался оргиастическими танцами и экстатической музыкой. Вакханты – почитатели греческого Бога Диониса (Вакха). Вакханалии представляли собой мистериально-оргиастические празднества с музыкой и танцами.