Преображение Господне

Источник

(Мф.17:1–13; Мк.9:2–13; Лк.9:28–36).

Господь Иисус Христос, во образ Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но явившись на землю искупить грешный род человеческий, по планам своего премудрого Божественного Промысла, Себе умалил зрак раба приим в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.1 В таком именно виде передают нам историю земной жизни Спасителя Святые Евангелисты до крестной Его смерти. Зная цель своего пришествия на землю, Он не гнушается обращаться с мытарями и грешниками и даже избирает себе учеников из бедного и низкого состояния; Он обходит со своим учением землю обетования, не имея, где главу подклонити;2 Он везде терпит преследования от Фарисеев и книжников. Все эти и многие другие подобные им обстоятельства, как нельзя более показывают нам смирение Божественного нашего Искупителя. Но смиряя так себя и в тоже время, проповедуя людям небесное учение, Искупитель, тем не менее, должен был показать, что Его учение действительно есть учение пославшего Его Отца3. Оттого-то мы и находим в Евангельской истории, что все время Его общественного служения роду человеческому представляет непрерывный ряд чудес, которые он совершил и которые, при всем Его уничижении, показывали в Нем Божественного Посланника, как и Сам Он говорит: дела, яже даде Мне Отец, да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла4. Чудеса эти так часто повторялись, что сам Спаситель всенародно мог сказать в сонмище: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем: проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение: отпустити сокрушенныя во отраду: проповедати лето Господне приятно5. Понятное дело, что это последнее обстоятельство не могло не обратить на себя внимания и тех, среди которых и для которых совершались все эти чудеса. Обращаясь к истории земной жизни Спасителя, мы действительно видим, что на Него смотрели, не как на обыкновенного человека. Однажды Иисус Христос спросил своих учеников: Кого Мя глаголют человецы быти Сына человеческого? На этот вопрос своего Учителя они отвечали: ови убо Иоанна Крестителя; инии же Илию; друзии же Иеремию, или единаго отъ пророк6. Впрочем, очевидно, что ответ учеников Спасителя подтверждает только ту мысль, что действительно на Иисуса Христа смотрели не как на обыкновенного человека. Но мы знаем, что Он не был ни Иоанн Креститель, ни Илия, ни Иеремия, и, если Пророк, то опять не такой, как все прочие, – Он был Бог всех Пророков. Поэтому следует заметить, что и те, которые считали Его за Илию, или за Иеремию и т. п., все таки смотрели на Него не так, как бы следовало. Вот почему после сделанного учениками ответа Господь предложил им новый вопрос: вы же кого Мя глаголете быти? – и получил ответ от Апостола Петра: Ты еси Христос, Сын Бога живого7. И только после такого ответа Господь мог сказать: блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех.. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей8. И так Он есть Сын Божий, обетованный Мессия. Так следовало на Него смотреть.

Прежде своей крестной смерти Господь запрещал своим ученикам9 сказывать народу, что Он есть Мессия (Христос). Но это не значит, что Он не хотел того, чтобы кто-нибудь из народа признавал Его за Мессию. Веру в себя, как Сына Божия, Господь всегда хотел воспитать в народе, потому что только под условием этой веры народ мог вполне ценить Его учение и принять его для своего спасения, которое и было целью пришествия на землю Искупителя. Это значит только то, что Господь хотел до креста скрывать свою славу; потому что, если бы люди услышали прежде страдания, что Он Бог, а потом увидели Его страждущим, то как было бы им не соблазниться? Посему он скрывает себя от многих, дабы после воскресения без соблазна познали Его, при свидетельстве Духа посредством чудодействия. И народ из совершенных Спасителем чудес (без сомнения не все) не понял, что Он именно есть Мессия. При том из Евангельской истории известно, что, хотя Спаситель и совершил пред народом много чудес, однако не все признавали Его даже и за необыкновенного человека. Фарисеи и книжники говорили прямо, что и чудеса Он совершает силой Веельзевула. Стало быть, ставили Его еще ниже прочих людей, потому что приписывали Ему общение со злыми духами. Поэтому Спасителю для того, чтобы воспитывать в народе туже веру в Себя какие либо знамения, которые бы ясно свидетельствовали, что Он действительно есть Мессия. Что же был ли на Иисусе Христе такие знамения? Самое сильное и решительное знамение, на которое указывал сам Господь, было в Его тридневным пребыванием Ионы во чреве кита. Прежде Его воскресения, книжники и фарисеи не однократно просили у Него знамения. Господь отвергал просьбу, потому что знамений искал род лукавый и прелюбодейный.10 Тем не менее, однако, не удовлетворяя прихотливому пожеланию лицемеров, и прежде своего воскресения, Господь сам по своей воле и воле своего Отца окружал Себя знамениями, которые свидетельствовали о Его Божественном посланичестве для спасения рода человечества. Такие знамения были не один раз; они повторялись при начале нового периода в жизни Спасителя.

Когда Иисус Христос только что родился от Девы Марии и положен был в ясли, тогда на небе явилось целое воинство Ангелов, которые славили рожденного младенца. И внезапу быть со Ангелом говорит Св. Евангелист Лука, множество вой небесных, хвалящих Бога, и глаголющих: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение11. Младенец Иисус возрастал, укрепляясь духом и исполняясь премудрости.12 Так мало по малу протекла частная – жизнь Спасителя. Наступило для Него время вступить в должность общественного служения роду человеческому. Пред вступлением в эту должность Он снова был прославлен, – и именно сошествием на Него Святого Духа в виде голубя, при Его крещении от Иоанна, и гласом самого Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих.13 К числу таких то знамений относится и преображение Господа нашего Иисуса Христа, которое совершилось пред началом Его спасительных страданий.

Уже прошло, около трех лет с того времени, как Спаситель вступил в должность общественного Учителя; уже посеял Господь между избранным народом израильским и язычниками не мало семени святого своего слова для того, чтобы оно могло произрасти для жизни вечной. Наступала пора, когда Спасителю надобно было пострадать за грешный род человеческий, чтобы искупить его от греха, проклятия и смерти. Господь, как Всеведущий, сам знал, что Его ожидает скорая смерть. Незадолго до своих страданий Господь сам сказал об этом и своим ученикам. Оттоле, замечает Евангелист Матфей, начат Иисус сказовати учеником своим, яко подобает Ему ити во Иерусалим и много пострадати от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день востати.14 Перед временем этих-то страданий Богочеловека и совершилось славное преображение Господа. – Если прежде нужны были особенные знамения то тем более теперь – перед временем крестной смерти, смерти в тогдашнее время самой позорной. Не могла ли быть для учеников Богочеловека камнем соблазна его крестная смерть? Да, они сильно могли смутиться этой позорной смертью своего Учителя; потому что они еще не получили тогда благодати Святого Духа, которая дана им в последствии и которая одна могла укрепить их дух. Впрочем, оставив всякие догадки, послушаем лучше самих Апостолов, как они смотрели на это дело. Еще прежде, чем последовала крестная смерть Спасителя, еще тогда, когда Спаситель только что объявил своим ученикам со всею ясностью о своем страдании и смерти, Апостол Петр начат пререцати Ему (Иисусу Христу) глаголя, милосерд Ты Господи: не имать быти Тебе сие15, так что Спаситель должен был ему заметить: иди за Мною сатано, соблазн Ми еси: яко не мыслиши, яже (суть) Божия, но человеческая16.

Что же могли сказать Апостолы тогда, когда бы совершенно неожиданно для них постигла смерть их Учителя? Вот почему Спаситель заранее предупредил о ней своих учеников. И предсказав заранее о своей смерти, Господь восхотел предварительно показать еще своим ученикам Божественную Свою славу, чтобы они знали, что Он совершенно добровольно, для спасения рода человеческого, подвергается позорной крестной смерти. Эту мысль прекрасно раскрывает Святая церковь в своем песнопении: «на горе преобразился еси, и яко же вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние»17. Итак Господь хотел самым делом показать то, что в другой раз Он выразил в следующих словах: сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу мою полагаю, да паки приму ю. Никтоже возмет ю от Мене; но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю.18

Впрочем, Спасителю не угодно было совершить пред очами всего мира Своего славного преображения; даже Он не имел свидетелями Своего преображения и большую часть своих учеников, которым суждено было через веру слышанному сделаться блаженными, как и говорит Господь: блажени невидевшие и веровавшие. Свидетелями славного преображения были трое только учеников Господа нашего Иисуса Христа, те самые, которые впоследствии сделались ближайшими свидетелями Его тяжких страданий, с которыми Он находился в саду Гефсиманском и пред которыми говорил: прискорбна есть душа Моя до смерти: пождите зде и бдите со Мною19. Это именно Петр, Иаков и Иоанн.

В саду Гефсиманском, где происходило ужаснейшее душевное мучение Спасителя, так что Спаситель паде на лице своем моляся и глаголя: Отце Мой аще возможно есть да мимо идет от Мене чаша сия и т. д.20, из учеников, кроме Петра, Иакова и Иоанна, никого не было. Далее, когда Иисус Христос был взят стражею в саду Гефсиманском, то ученицы вси оставльше Его бежаша21. Но о Петре, например, по крайней мере, известно, что он хотя издалеча идяше по Нем22; об Иоанне мы знаем, что он вместе с Материю Господа и другими женами присутствовал при кресте.

Прошло шесть дней, – как говорит Евангельская История, – после того, как Господь в первый раз прямо объявил своим ученикам о своем страдании; в это время Он взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на высокую гору, чтобы с ними помолиться. Евангелисты не говорят прямо, какая это была гора, но общее предание гласит, что эта гора была Фавор. Во время молитвы Спаситель явился перед учениками во свете Своей божественной славы. Вдруг лицо Его изменилось и начало сиять, как солнце; самые одежды Его приняли другой вид, – они сделались белы, как снег, и блистали, как свет; впрочем, ученики, утомившись от пути, заснули (Лк.9:32); но скоро пробудились и увидели своего Учителя в Божественной Его славе. Что после этого они могли почувствовать, привыкши всегда Его видеть в смиренном образе раба?... Не должны ли были они действительно понять, что подлинно их Учитель совершенно добровольно Себя смиряет и также добровольно идет на смерть?... Не могли ли в их сознании ясно ожить все пророчества о Мессии, которые представляли Его в славном виде?... Теперь они могли быть уверены, что Его страдание, о котором Он так не давно говорил им, не только не будет причиною позора для последователей Христа, а на против послужитъ к большей славе, как Его Самого, так и Его последователей. Хорошо сказал впоследствии Св. Апостол Павел: мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие: самим же званным Иудеем же и Еллином Христа Божию силу и Божию премудрость23. Настоящее видение и вызванные им ряд мыслей должны были привести в восторг учеников Господа; они должны были радоваться, потому что видели Господа в столь славном состоянии; радость их должна была увеличиваться еще тем, что Господь обещал такую же славу и своим последователям, сказав: тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их24. Кроме сего в то время, когда. Спаситель так шел перед своими учениками, на горе преображения находились с Господом еще два великих мужа Ветхого Завета – Законодатель Моисей и тот славный ревнитель по Боге Илия, которого Св. Церковь наша называет основанием пророков25. Оба они, как говорит Евангелист Лука, явишася во славе, глаголаста же – исход Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме26. Явились Моисей и Илия для того, чтобы показать, что Христос есть Господь закона и пророков, живых и мертвых: ибо Илия был пророк и никогда не умирал, а Моисей был законодатель и умер. Воскрес Моисей для того, чтобы ученики, видя Господа в гробе, не усомнились в Его воскресении, является Моисей и для того, чтобы показать, что Христос не противник закона и не враг Божий. Моисей и Илия явишася во славе, глаголаста же исход Его т. е. говорили о крестной смерти Христа Спасителя. Но Петр, по великой любви к Иисусу, не желая страданий Его, говорить: Господи добро есть нам зде быти, аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину и едину Илии. Так говорил он от великого страха. Необычайность видения так поразила Его, что он, по замечанию Евангелиста Луки, сам не понимал надлежащим образом своих слов (Лк.9:33). Но когда Апостол еще говорил это своему Господу, пред очами их явилось новое знамение. Их осенило светлое облако; из облака послышался чудесный глас Божий: Сей есть сын мой возлюбленный, о нем же благоволих. Того послушайте27.

Вот и свидетельство самого Бога Отца о Мессии, который был пред очами Апостолов! Вспомним же теперь как, без сомнения, вспомнили и Апостолы слова пророка Моисея: пророка от братии твоея, яко же мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте28, и тогда пред нами во всей ясности откроется, тот глубокий смысл, какой имело настоящее свидетельство Бога Отца. Бог Отец как бы так говорит Апостолам: «Вы видите пред собою своего учителя, который преподал вам свое учение, вы видите пред собою Моисея и знаете его предсказание о пророке. Этот пророк есть именно ваш Учитель; Он есть Мой возлюбленный Сын; поэтому вы должны принять Его учение, как Божественное, ни мало не колеблясь в Божественном достоинстве Его самого». – Но такое явление, то есть, осенение светлым облаком, в средине коего очутились сами Апостолы и голос Бога Отца из этого облака, было для них явлением необычайным. Не получив еще подкрепляющей благодати Св. Духа, которая дана им в пятидесятый день по воскресении, Апостолы должны были почувствовать всю немощь своей греховной природы; потому что пред ними обнаружилась слава чистейшего и святейшего Божества. Вот почему узрев облако и услышав из него Божественный голос, они испугались и пали на землю. Этим и окончилось славное преображение Господа. – А за ним Спасителю нужно было довершить то, зачем Он пришел на землю, – Ему надлежало еще принять крестную смерть, – и только после такой смерти совершенно внити в славу свою29.

Когда ученики Господа лежали на земле, Он прикоснулся к ним и сказал: востаните и не бойтеся30.

Они встали и увидели перед собою одного Господа, который опять был пред ними в том же самом виде, в каком они привыкли на него смотреть и в каком только возможно было видеть Господа смертному человеку. Не открыв ни кому, кроме троих учеников, своего славного преображения, Господь запретил даже и говорить о нем до тех пор, пока не наступит Его славное воскресение из мертвых.

Такое повеление или, вернее, запрещение Господь сделал тогда, когда Апостолы уже сходили с горы преображения. В тоже время ученики спросили своего Господа: что у6о книжницы глаголют, яко Илии подобает npиumu прежде31; то есть, как бы так говорили они: «Вот мы видели, Учитель, Твое славное преображение, слышали голос самого Бога Отца, который засвидетельствовал о Тебе, как Сыне Божием; теперь в нас не остается ни мало сомнения касательно Твоей Божественности. Почему же не исполнилось в писании то пророчество об Илии, на которое указывают книжники, как на признак времени пришествия Мессии? Или может быть исполнилось? В таком случае объясни нам, как оно исполнилось». И Господь сказал, что действительно Илия должен быть пред Его пришествием, и он действительно был, – только что сами книжники не узнали его или, лучше, не хотели узнать. Эти слова Господа относились к Иоанну Крестителю, который приходил в духе и силе Илии. После сего Господь явился уже внизу горы среди прочих своих учеников.

Христиане! Велик и славен должен быть для нас тот день, в который мы воспоминаем славное преображение Господа нашего Иисуса Христа. Сама Церковь нас призывает к радостному торжеству в сей праздник Господень: она нарочно установила, чтобы священнослужители в сей день облачались в белые и светлые одежды для того, чтобы мы тем живее и с большею радостью могли вспомнить преображение нашего Господа. Но вспоминая славное преображение Господне, не забудем, что и нам обещана в будущей жизни подобная слава: тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их32. Нам надобно позаботиться о том, чтобы сделать себя достойными этого нового для нас славного состояния, которое обещано всем праведникам. «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный молитвами Богородицы; светодавче, слава Тебе» (тропарь праздника).

Василий Розанов

* * *

17

Кондак праздника.

25

Тропарь Пр. Илии.


Источник: Розанов В.Я. Преображение Господне // Владимирские Епархиальные Ведомости. 1866. № 15. С. 818-829.

Комментарии для сайта Cackle