Азбука веры Православная библиотека профессор Василий Федорович Певницкий Предостережение от соблазнов, нас окружающих. Слово, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря в пяток первой недели великого поста

Предостережение от соблазнов, нас окружающих. Слово, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря в пяток первой недели великого поста

Источник

Вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию (Мф.26: 3)

 

С таким предостережением любовь Господа Иисуса Христа обратилась к избранным ученикам Его, накануне дня Его страданий. Ученики преданы были своему Учителю и Господу; они последовал за Ним, по Его призыву, оставив все земные попечения. Внимая Его святому учению, видя чудеса Им совершаемые, они полны были веры в Εго силу и могущество, и в Его чрезвычайное посланничество. Господь знал это, но вместе с тем Он знал и слабость человеческую, весьма часто не выдерживающую давленья соблазнов и опасностей увлекающих нас с пути долга, и со скорбью видел, что в день, полный потрясений и уничижения Его величия, не устоят твердо в преданности Ему те, которых Он приблизил к себе и возлюбил более других. На дружеское замечание об этом Спасителя наиболее решительный и отличавшийся наибольшею крепостью характера ученик начал претить Ему, и смело и самонадеянно заявлял Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогда же соблазнюся (Mф. 26:33). Известно, как обманчива оказалась такая самоуверенность верховного из апостолов: в виду опасности, ему угрожавшей, он не устоял в твердом исповедании имени своего Учителя и Господа, и многими горькими слезами оплакивал свое падение.

Если нужно было предостережение против соблазнов апостолам, удостоенным чрезвычайного избрания и особенной близости к небесному Учителю, то тем более оно необходимо для нас. Мы более слабы и не можем равняться с апостолами в преданности Господу и Его святому закону.

И дано нам это предостережение, – дано в Евангелии сохраняющем для нас слова Господа, указующего верным своим путь спасения. Господь видел, какое множество соблазнов будет угрожать на этом пути Его последователям и, видя силу этих соблазнов над неутвердившейся в добре нашею волею, Он изрек, во услышание всех веков, слово предостерегающей любви, указующее на те опасности, каким будет подвергаться вера и добродетель людей, живущих в мире. Горе миру от соблазн (говорил Он): нужда бо есть пpиитu соблазном (Мф. 18:7)... Восстанут лжехристи и лжепророцы, и дадут знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранные (Мк. 13:22)... Тогда соблазнятся мнози (Мф. 24:10). Блюдитеся, да не кто вас прельстит (Мк. 13:5).

Горе миру от соблазн! Соблазны в духовно-нравственном мире то же, что в мире вещественном вредные испарения, носящаяся в воздухе разносящие заразу, или те, незримые глазу, болезнетворные существа, о которых ныне так много говорят, которые, проникая в наше тело, поражают его жизненную силу, и доводят его до смерти. О этих, незримых глазу, воздушных испарениях и, вредных существ происходят губительные болезни, от которых страдают и погибают сотни и тысячи наших собратий. И когда разражается над нами губительная болезнь, мы принимаем крайние меры осторожности, чтобы предохранить себя о заразы и не дать ей овладеть нашим хрупким телесным составом. Но если мы боимся заразы: телесной, то как не бояться нам заразы духовно разносимой соблазнами, нас окружающими? Эта зараза более прилипчива и более опасна для нас чем зараза телесная. От воздушной заразы страдает тело, которому все равно, рано или поздно нужно будет предаться тлению; а от заразы, разносимой соблазнами, страдает душа, искажается в ней образ Божий: она теряет чистоту свою, и гибнет в ней то, что должно бы быть целым навеки вечные. Заразив душу и предав ее гибельному влиянию, мы теряем все, что дорого для нас и делаемся данниками смерти духовной, вечной.

Горе митру от соблазн! Невозможно есть приити соблазном (Лук. 17:1). От чего? Есть враг у нас, – враг злой, хитрый и коварный, враг царства Божия. Он свет и распространяет соблазны для уловления в свои сети тех, кого Господь зовет и ведет ко спасению. Издавна о враждует против церкви Божьей и разнообразные средства употребляет для совращения чад его на путь греха и противления закону Христову. Мы видим его, а многие не хотят и думать о его существовании и его действиях, направленных против нас. А он, при нашей беспечности, тем свободнее и беспрепятственнее, повсюду, на пагубу нам, расставляет свои сети. Между тем Господь неоднократно указывал на его силу, опасную для нас, называя его князем меира сего (Ин. 12:31. 14:30. 14:11).

Многообразны нападения этого врага; разнообразна борьба; он и сам враждует и действует чрез людей, говорит святой Иоанн Златоуст. Нужно быть всегда крайне осторожным и ко всему готовым. По изображению святого отца, жизнь наша то же, что плавание по опасному морю. «Как тот, кто намеревается выйти в море, должен предвидеть и стремление беспорядочных вод, и напор бурных ветров, и скопление облаков, и подводные камни и скалы, и нападения морских разбойников, и голод и жажду, и опасности моря, и неудобства пристани, и недостаток съестных припасов, и все подробное, и ко всему быть готовым, – так точно и вступившей в водоворот настоящей жизни должен быть готов и к козням людей и к нападениям врагов, и к обманам мнимых друзей, и к искушениям и к клеветам, и к полчищам бесов и к ярости дьявола, если хочет достигнуть царственного города и войти в пристань с полным грузом1.

При первоначальном насаждены и распространение спасительной веры Христовой, среди языческого неверующего мира, враг силился совращать исповедников Христовых страхом опасностей и мучений, каким подвергали его орудия верующие во Христа; но когда увидел, что гонения и казни послужили к умножению наших торжеств и к большему утверждению веры среди мира, тогда (говорит один святой отец) он переменил жестокие гонения на скрытое коварство, и кого не мог он одолеть голодом, огнем и мечем, тех думает покорить страстями и удовольствиями2. Враг не дремлет; на всех путях наших он расставляет сети соблазнов, в которые легко попасть всякому, мало внимательному к себе.

К глубокому прискорбию верных чад Божиих эти сети соблазнов уже не скрытно расставляют ныне, для уловления беспечных и неосторожных Они стоять пред глазами всех, имеющих очи видеть, и многие, по легкомыслию своему, безбоязненно идут на них и впадают в них, не думая о том, какая пагуба угрожает им в этих сетях.

Первые сети соблазна, какие князь мира расставляет для уловления чад церкви, – учения, противящиеся истине Божией, широко и беспрепятственно распространяемые в мире христианском. Господь дал нам правое учение, служащее светом для нашего темного ума, освещающее пред нами все вопросы о Боге, мире и человеке, какие стояли пред нами неразрешимою загадкою, и указующее нам путь ко спасению и животу вечному. Но как древле, в раю, враг-искуситель возбудил в наших прародителях сомнение в истине слова Божия чрез то ввел их в грехопадение, так точно действует он и доныне. Не слышится ли и ноне слово, повторяемое если не самим искусителем, то многими устами уловленных им: что яко рече Бог? Истинно ли сказал Бог (Быт. 3:1)? Безрассудно надмеваюшиеся плотским умом своим (Кол. 2:18) отвращают от, истины Божией взор свой и вместо неё плетут паутину своих лживых измышлений. Как ни тонки нити этой паутины, как ни мало имеют они твердости и устойчивости, но слабые умы, подобно мелким насекомым, увлекаясь ими и запутываясь в них, приготовляют тем себе погибель. Тем опаснее эти паутины ложных учений, что они, при всей своей нетвердости, почти никогда не исчезают из той поднебесной, в которой мы вращаемся. Уничтоженные и рассеянные ныне, они завтра, невидимою, враждебною нам, рукою, вновь плетутся на уловление добычи из среды нашей, и так продолжается из года в год, из века в век. Были в древней церкви ереси, вожди которых, водимые духом, противным Духу Божьему, силились, вместо истины, хранимой в церкви, распространять свое учение, ломая и искажая веру, нам свыше данную. Они сменяли одна другую: по уничтожении и рассеянии одной ереси, враг церкви и мира церковного воздвигал и сплетал другую ересь, не давая тем покоя хранителям Божьего достояния, служащего к нашему спасению, и уловляя в свои сети мало внимательных к себе и не утвержденных в вере. Ереси, волновавшие мир христианский, не могли поколебать твердых оснований веры, положенных и хранимых Духом Божьим. Но как многие тысячи верующих, соблазненных ими, отпали от церкви и, порвав связь съ живительною и спасающею силою благодати, подаваемой церковью, омертвели для царства Божьего, подобясь сучьям и ветвям, оторванным бурным ветром от дерева!

После уяснения всех пунктов веры Христовой на соборах и в писаниях вселенских учителей, казалось, не должно быть места лжеучениям в мире христианском. Но как ни очищалась нива Божья, враг успевал сеять вредные плевелы, где Господь сеял и взращивал одну пшеницу. По его, незаметному для нас, возбуждению всегда появлялись и появляются мнози непокорные суесловцы и умом прельщены (Тит. 1:10–11), иже домы развращают. Даже более, по неложному предсказанию святых апостолов, именно в последние дни настанут времена люта (2Тим. 3:1), κοгда отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским (1Тим. 4:1, 2. Петр. 3. Иуд. 1:18). Не видны ли ныне признаки приближения этих времен лютых? Каких опасных лжеучений не производит наше время? И как широко и быстро распространяются они! Сеются и растут они беспрепятственно и в кругах образованных, сеются и в тёмной массе простого народа. Но что особенно служит к смущению и скорби стражей дома Божьего, – превносящие ереси погибели и отметающиеся искупльшего их Владыки не выступали так явно, как боясь за свое развращающее слово; а ныне они дерзновенно и самоуверенно разглашают свое гнилое слово, направленное против истины Божьей, xpанимой в церкви, и это гнилое слово разливается широкою волною по стогнам городов и вторгается в училищные дома, заражая юные, неокрепшие умы. Прежде учителя нечестия, не внимающие голосу церкви, были люди без имени и славы, a ныне имена сынов противления окружаются необыкновенным почетом, и многие, не могущие или не старающиеся отличить истину от лжи, видя славу учителей нечестия, легко увлекаются ими и следуют их нечистотам, или их развращенному учению (2Петр. 2:2). Блюдитеся (скажем словами Господа), да не кто вас прельстить (Мк. 13:5). Время опасное и лукавое; зараза носится в воздухе и угрожает в особенности неосторожным. Бойтесь, как бы не уловили вас льстивыми словами отступающее от истинной веры, нас спасающей. По апостолу, суд над ними давно готов, и погибель их не дремлет (2Петр. 2:3). Знайте, что погибель несут вам льстивые словеса, и помните, что грядет гнев Божий на сыны непокорныя (Еф. 5:6).

Не малым соблазном для нас, далее, служат обычаи света. Церковь, руководствуясь божественными узаконениями, установила добрый порядок жизни нашей и указала нам правильный путь, ведущий к совершенству. Но рядом с церковью, матерински пекущейся о нашем спасении, стоить мир, вводящий и устанавлюющий обычаи, расходящиеся с указаниями церкви, и слабая воля, оставляя послушание церкви, подчиняется влиянию тех обычаев, не рассуждая или забывая о том, каким вредом сопровождается это для души нашей. Правда, мир, нас окружающей, – мир христианский, воспринявший веру Христову. Но в нем христианские начала постепенно вытравляются и заменяются другими началами, привходящими не от силы Божией. Господь не даром противопоставляет миру тому избранному стаду, в котором Он видел начаток спасаемых, долженствующих составить святую церковь (Ин. 14:17, 19, 27. 15:18. 16: 33. 17: 9, 14, 16). От мира несте (говорил Он ученикам своим), но Аз избрах вас от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15:19). И возлюбленный ученик Его говорит нам, что рожденный от Бога то есть, вступивший в царство Божие, блюдет себя от мира; так как мир весь во зле лежит (1Ин. 5:18–19), и он предостерегает нас от любви к миру и от подчинения его законам: не любите мира (говорит он), ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любви отчи в нём яко все, еже в мире похоть плотская и похоть очима и гордость житейская (1Ин. 2: 15–16). Присмотритесь к своей жизни и наблюдайте жизнь ваших ближних, и вы увидите, как действуют на нас, переплетаясь, две противоборствующих силы, склоняющие нашу волю, – одна в одну сторону, другая в другую; сила, исходящая из церкви, указывает нам путь спасения заповеданный нам Господом, а другая сила, исходящая из мира, совращает верующих и, отвлекая их от спасительного пути, манит их к благам и удовольствиям похоти. Нужны ли примеры действия этих противоборствующих сил? Вот, для нашего духов наго услаждения учреждены святые праздники Божии, в воспоминание великих и славных событий, послуживших устроению нашего спасения. В эти дни церковь зовет нас на молитву и прославление Бога и желает питать святою духовною пищею; а мир или обычай света отвлекает нас от молитвенного и благоговейного провождения праздника. Когда раздаётся по стогнам города звон, зовущий на молитву, – до нас доходит другой зов, влекущий нас к увеселениям и забавам сомнительного свойства, подавляющим те святые чувства, какие желает возбудить в нас церковь торжественным богослужением в воскресные и праздничные дни. Соблазн очевидный: а как многие не хотят противостоять силе этого соблазна! – Церковь, далее, учредила посты для обуздания нашей плоти, противоборствующей духу, и для доставления нам больших удобств к совершению дела нашего спасения. По слову одного святого отца3 посты, на путях жизни нашей, – это твердыни, установленные для ограждения и защищения наших душ и тел от нападений врага нашего спасения. Но враг, владеющей миром, разбивает эти твердыни, сооруженные для нашей безопасности, и отнимает у нас победоносные оружия, данные нам благодатью Божией. А сколько других мелких соблазнов в мире, подстерегающих нас чуть не на каждом шагу, и мы готовы поддаваться им, не замечая того, что они совращают нас с пути спасения!

Обратите внимание на ваши содружества. При ежедневном сношении с своими ближними, с которыми вы связаны многими связями, сколько представляется опасностей, угрожающих чистоте души вашей! Счастливы вы, если вас окружает общество благонастроенное, преданное церкви, чуждающееся всего соблазнительного. Но везде ли строй жизни поддерживается на той высоте, какая желательна по духу церкви, по духу евангельского закона? Везде ли, в обыденном житейском обиходе, соблюдается закон нравственной чистоты и безупречности? Там, где дух Божий сеет чистые семена, – святые мысли, чувства, слова и намерения, – там дух мира рассеивает нечистые помыслы, греховные чувства и соблазнительный беседы. Эти плевелы, рассеиваемые миром по тому полю, на каком мы вращаемся, заглушают и подавляют то святое, что насаждает, в нас дух Божий. К вам обращаемся с вопросом; какие речи приходится вам слышать в обычных домашних собраниях наших? Там легкомысленные и вольные суждения о священных предметах, а нередко прямые глумления над тем, к чему с благоговением относится душа благочестивая. Другой раз выискивают и выставляют на позор недостатки, часто мнимые, в поставленных над нами духовных отцах и руководителях и, подвергая их порицанию и осмеянию, подрывают должное уважение не только к ним, но и к церкви, в которой они являются главными членами, получившими благодатное освящение. Там превозносят похвалами отъявленного невера, и выражают сочувствие его суждениям, направленным к попранию не только установлений церковных, но и основных начал христианских. В другом обществе расписывают соблазнительные картины, оскорбительные для целомудренного слуха, и не только с равнодушием, но часто с прямым сочувствием и одобрением говорят о таких деяниях, которые составляют мерзость пред Господом. Но зачем нам перечислять такие и подобные беседы, какие вы можете слышать чуть не ежедневно среди своих знакомых? Спросим только: проходят ли они бесследно для вас? Не оставляют ли они вредного отпечатка на душе вашей? По словам Премудрого, такие речи и беседы уязвляют, аки мечи (Притч. 12, 18), и суть сеть, чрез которую враг уловляет. От них незаметно вливается в душу яд, тускнеет чистота сердца, пропадает боязнь порока, подрывается преданность церкви и вере, нас спасающей, и человек увлекается на скользкий путь, на котором ожидают его преткновения и падения.

Вы не замечаете вредного действия на вас нескромных и неосторожных бесед. Но тем хуже, тем опаснее для вас соблазн, ими разносимый. В мире духовно-нравственном, как и в мире вещественном, порча является сначала малая, незаметная сразу, а потом она постепенно увеличивается и овладевает всем существом, искажая его чистоту и целость. Если вы не обратили внимания на первое приражение яда, в вас вносимого, и не остерегаетесь его, – при вашей невнимательности он, незаметно вторгаясь в вашу душу, беспрепятственно производит в ней свое разрушительное действие, и если после вы заметите его гибельное действие, то уже, может быть, поздно будет бороться с ним. Обратитесь своим воспоминанием к годам своей юности. Как благоговела ваша душа пред всем священным? Как боялась порока, не только великого, но и малого? Каким благоухающим цветом нравственной чистоты украшена была она? Но прошли годы; на нее действовали, к ней приражались влияния греховного мира, разносимые окружавшими вас, – и что, какая перемена произошла с вами? Очерствела душа; угас в ней священный огонь, возжигаемый в юности, и не стало в ней той свежести и чистоты, какими прежде обладала она. Заметили ли вы начало происшедшей в вас перемены? А может быть, её можно бы было избежать, если бы вы оберегали себя от вредных влияний, идущих от окружающего вас мира.

Особенно опасны и гибельны худые беседы содружества для молодых людей. Юная душа полна доверия, и она ищет сближения. Не установившаяся, не утвердившаяся в характере, она представляет из себя подобие мягкого воска, на котором легко отпечатлеваются те предметы и образы, какие стоят пред глазами, и она с увлечением может подчиняться толчку, какой дается ей окружающими. И как много молодых душ совращается и погибает от соприкосновения с людьми, несущими соблазны! Едва вступили они в жизнь, еще не получили полного самообладания, а их уже надломило и направило на ложный путь влияние дурного содружества. Иные из них вышли из доброй, верующей семьи; и у них явились новые знакомства, встретились они с новыми ввеяниями, и вот потеряна у них вера в главное сокровище, данное нам от Бога, которое вверяла им любящая мать, молящаяся за них Богу. Хранившие прежде чистоту души, они уже не боятся и не отвращаются от той грязи, какой так много на распутьях мира. Не зная жизни, не имея никакого опыта, они с гордою самоуверенностью хотят предписывать всем законы, сами пренебрегая законом, служащим для них правилом жизни, души их погибают безвременно (Притч. 13:2). Они вступают на путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно адово (Прит. 14:12). Жаль соблазняемых и совращаемых; но еще горше соблазнителям и совратителям. Об них сказал Господь такое грозное слово: иже аще соблазнит единого малых сил, верующих в Мя, yне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф. 18:6).

Что же делать нам в виду соблазнов, нас окружающих? А что делаете вы, когда зараза угрожает вашему телесному здоровью? Вы принимаете крайние меры осторожности; вы избегаете тех мест, в которых гнездится зараза, и боитесь сообщаться с людьми, подвергшимися заразе. Не то же ли самое должны предписывать нам наше благоразумие и забота о нашем душевном спасении, когда нам угрожают гибельные для души веяния? Необходима крайняя внимательность к себе и трезвенная бдительность над собою. Разные духи действуют на нас; но вы, следуя совету апостола, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть (1Ин. 4:1–31), и избегая людей, превращающих уставы Божии, держитесь тех, которые исполнены духа Божия, и дорожат святынею веры. Но как узнать духа Божия и духа лестча? И волки хищники являются нередко в одежде овечьей; благовидною личиною умеет прикрываться и нечестие, выставляя себя обладателем высокого разума и просвещения, до какого не досягает темная толпа, и противники Христа иногда говорят именем Христа, попирая в то же время Его заветы и учение. Есть один неложный руководитель у нас, – святая церковь. К ней обращайтесь; у ней ищите руководственных указаний и защиты от соблазнов. Хотите служить Богу, дорожите своим спасением, – следуйте её заветам и твердо держитесь их.

Зараза от соблазнов (сказали мы) наиболее опасна для юных восприимчивых душ, легко поддающихся впечатлениям от среды, их окружающей, Помня это, мы, старине, должны охранять и руководить их, удаляя их от соблазнов, раскрывая пред ними гибельность пути, на какой влекут соблазны. Мы виновны пред ними, если предоставляем им ходить в похотях сердца их, и оставляем их без всякого руководства и охраны, на первых порах их выступления на более или менее самостоятельную жизнь, А еще более мы должны остерегаться подавать соблазн малым сим, верующим во имя Христово. У нас всегда должна быть в памяти уже приведенная нами страшная угроза Господа: иже аще соблазнит единого малых сил, верующих в Мя, yне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф. 13:6). Свободны ли мы в этом отношении от упрека? Не бываем ли слишком неосторожны в своих речах и поступках?

Но блюдя над собою, мы не можем полагаться на одну свою бдительность, при множестве соблазнов, окружающих нас со всех сторон. Если мы дорожим чистотою своей души и целостно своей веры, не будем доверяться одной своей воле, при самых добрых её желаниях, а должны обращаться с молитвою к Богу, да хранит Он нас от заразы, разносимой мирскими соблазнами. Не даром! (говорит святой Иоанн Златоуст) Господь заповедал нам говорить в молитве: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого (Мф. 6:13). И во время распространения губительной болезни угрожающей нашему телу, мы, не видя спасения от людей, усердною молитвою просим защиты; Господа, полагая в Нем свое спасение. Не более ли должно располагать нас к молитве о спасении нашем распространение заразы, угрожающей целости нашего духа и могущей лишить нас живота вечного? «Вот свойство любомудрого ума (говорит тот же великий вселенский учитель), – при опасностях, нам угрожающих, не полагаться на себя, не прибегать к человеческой помощи и не искать её в смертных суждениях, но обращать взор свой к небу и призывать вездесущего Бога»4 нашего Помощника и Защитника во всех бедах наших. Он сило спасения нашего (Пс 139,8), Ему же слава и благодарение и поклонение, ныне и присно, и в нескончаемые веки веков. Аминь.

* * *

1

Св. Иоанна Златоуста бес. на СХХХІХ псалом. Творений св. Иоанна Златоуста т. V, кн. 2, стр. 468.

2

S. Leonis Magni sormo XVIII. Patrologiae latinae corsus complet. LIV, p. 182.

3

S. Leonis Magui sermo XVIII. De jejnnio decimi mensis VII. Patrolo jae lalinae cursus completus t. LIV, p. 182–4.

4

Св. Иоанна Златоуста бес. на 139 псалом. Творений св. Иоанна Златоуста, т. V, кН. 2, стр. 468–471


Источник: Певницкий В.Ф. Предостережение от соблазнов, нас окружающих. Слово, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря в пяток первой недели великого поста // ТКДА. 1890. Т. 1. № 3. С. 455-470.

Комментарии для сайта Cackle