Азбука веры Православная библиотека профессор Василий Федорович Певницкий О памятовании смерти. Слово, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря в пяток первой недели великого поста

Слово, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря в пяток первой недели великого поста (25 февраля 1900 года), на вечернем богослужении, известном под именем пассии

Источник

(О памятовании смерти)

Простите мне, возлюбленные братия и сестры о Господе, если я в настоящие минуты, когда ваши души исполнены сладостными и трогательными воспоминаниями об искупительных страданиях и крестной смерти нашего Господа и Спасителя, дерзну предложить вам слово о предмете не столь возвышенном и не вполне отвечающем вашим ожиданиям и вашему настроению. Наше слабое слово ничего не прибавит к тем боговдохновенным евангельским глаголам, какие вы только что выслушали, если бы мы решились пояснять их вам. Смиренно сознавая это, мы склоняемся своим вниманием и думаем склонить ваше благочестивое внимание к предмету более низменному, но имеющему для нас насущное значение, и могущему расположить нас к большей бдительности над собою.

За нас пострадал Господь Иисус Христос, и мы знаем, что Он обетовал уготовать место нам в вечных обителях Отца Небесного (Ин. 14:2). Но думаем ли мы об этих обителях? Думаем ли, что нам скоро придется переселяться туда? Готовимся ли к этому? А нужно, непременно нужно готовиться. Вот о чем мы хотим напомнить вам. День нашей жизни, склонившийся к вечеру, может быть, сильнее напоминает нам об этом, чем вам, из которых многие не достигли преполовения лет своих. Но быстрота времени, скоротечность нашей жизни громко говорят всем нам: смотри на конец, какой ожидает тебя, и готовься к этому концу!

Блюдите, како опасно ходите (Ефес. 5:15), говорит святой Апостол, указывая нам на обманчивое, ускользающее от нас, время. Летит оно с неудержимою быстротою, и ни на минуту мы не можем остановить его, ни одному мгновению не можем сказать: стой и не движись! Оглянемся назад. Развертывался пред нами свиток дней и годов, – и не успели мы разглядеть его, не успели выразуметь смысл, в нем сокрытый, – как он скрылся от наших глаз, и у нас осталось о нем смутное воспоминание. Наши протекшие дни погрузились в море вечности, как малые ручьи и реки погружаются и исчезают в океане. Вот были у нас дни празднеств и увеселений. Такими длинными казались они нам, когда мы их ждали. Но миновали они, – и где, во что обратилась длина их? Но что я говорю о днях? А наши годы? Как быстро текут они! Как будто вчера было наше детство. Пролетела незаметно ваша юность, если вы вошли в лета зрелого мужества. И если мы, старые люди, смотрим на пройденный нами путь жизни, – точно скорый вихорь пронеслись пред нами наши, по-видимому, долгие годы, и мы не заметили, как приблизились к краю могилы, – пронеслись, и не видно их. Всепожирающее время, подобно орлу, стремящемуся на добычу (Иов. 9:26), преследовало про текшие дни наши, поглотило их, и вместе с ними унесло с собою все наши надежды, все наши радости.

Посмотрим вперед. Темная даль пред нами; из этой темной дали только ничтожная часть рас кроется для нас и, промелькнув мимо нас, подобно молнии из тучи, канет в вечность, как канули прошедшие дни наши. А мы своим ожиданиям и надеждам не полагаем границ, когда смотрим в будущее. Своими помыслами, своими заботами, своими ожиданиями и надеждами, устремленными в сокрытую от нас даль грядущих дней, мы хотим опередить крылатое время, и с изумительною торопливостью спешим пройти открывающийся пред нами путь жизни, безостановочно стремясь все вперед и вперед. Встречаются на пути нашем преграды, задерживающие наш стремительный бег туда, куда влекут нас обольщающие нас надежды, – тяжелые труды, житейские невзгоды, болезни, страдания. Мы усиливаемся скорее перескочить чрез эти преграды, надеясь найти за ними для себя лучшее время. Встречаем на пути предметы, нас радующие и занимавшие, видим цветы, которые должны доставлять нам удовольствие; но и они не останавливают нас. Новых радостей, новых цветов ждем и ищем мы от будущего. А что было у нас прежде, все остается назади, все брошено нами.

Но куда спешим мы? Что впереди у нас? Чего мы ждем и ищем от будущего, куда устремлены наши желания и надежды? Здоровья и укрепления сил? Но с каждым днем ветшает наше тело. Тела наши, по изображению Иова, храмины из брения, основание которых прах, и они истребляются скорее моли (Иов. 4:19). Ищете счастья? Но оно бежит всегда впереди нас, и мы не можем до гнать его и овладеть им, как не можем схватить свою собственную тень. Ищете приобретений, богатства? Но богатство не прочно, а приобретения, какие бы мы ни сделали, не удовлетворят нас, и не на полнят души нашей. Удовольствий и радостей? Но удовольствие и радость, как блеск молнии, осветит на минуту и исчезнет. А что далее? Какой конец всех наших стремлений, всего этого суетливого порывания вперед? Какой конец?.. Без нашего пояснения вы уже видите, вы уже назвали его. «Что это за жизнь? – говорить святой Григорий Богослов1. – Воспрянув из гроба, иду к другому гробу. Это время, пока я дышу, есть быстрый поток бегущей реки, в которой непрестанно одно уходит, другое приходит, и ничего нет постоянного». На сердце у нас лежит мечтательная надежда, но не долго нам тешиться ею. Смерть или вечность ждет нас, и с каждою минутою, с каждым шагом мы приближаемся к этому роковому концу, спешим от рождения к смерти. Все неверно, все непостоянно в нашей скоротечной и многомятежной жизни. Одно несомненно: пройдут, как тень, дни наши, и в землю отойдем мы, и вместе с нами сойдут и исчезнуть в могиле все наши мечты, все наши надежды, все наши утешения, и память о нас исчезнет, и имени нашего знать не будут.

Забегая своею заботливою мыслью за пределы настоящего в область темного будущего, мы стараемся устроять и украшать свои жилища, прилагаем все усилия к приобретению и умножению своего достояния. Но сколько бы мы ни собирали земных благ, сколько бы ни украшали своих временных жилищ, – все это мы должны будем оставить, и вместилищем нашего бренного тела, о котором мы так заботимся, будет гроб, и оно сделается добычею червей. Мы живем, как будто здесь наше вечное жилище, – живем, менее всего думая о том, что несомненно нас ожидает. Мы убаюкиваем себя тем, что, может быть, далек последний час наш? А кто уверит нас в этом? Может быть, над нами уже занесена коса смерти. Но если не близко конец от нас, то и не далеко. Число дней человеку много лет сто (говорит Сирах). А кто ныне доживает до такого возраста? Но что и эти сто лет, до которых ныне почти никто не доживает? Яко капля морская воды и зерно песка, тако мало лет в день века нашего (Сир. 18: 8). Тысячи поколений и миллионы людей прежде нас пронеслись по земле непрерывною цепью. Но как быстро в этой цепи одно поколение сменялось другим! И когда мы смотрим с той высоты, на которую поставило нас время, в бездну протекших веков, какою краткою является пред нами жизнь отдельных единиц, суетившихся на торжище миpa! Все эти миллионы, тела которых истлели в земле, – воспользовались такою малою долею времени, точно мотыльки, утром возникающие и оглашающие воздух своим жужжанием, и к вечеру исчезающие. Не единицы только, но и вси язы́цы, жившие в века протекшие, по изображению пророка, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася (Ис. 40:15). То есть не отдельные только лица, но и целые народы, являвшиеся на поприще жизни, то же, что капля из ведра или пылинка на весах.

Но вы молоды. Вам всего двадцать, тридцать лет; пред вами раскрывается будущее. Трудитесь для этого будущего; но помните и о конце. Разве вы не видите, что многие умирают в самой полноте сил? Не хвалися о утрии (говорит Премудрый): не веси бо, что родит день находяй (Притч. 27:1). Строил широкие житницы евангельский богач, думая собрать в них для будущего обильные блага и рисуя разные планы устроения своего благополучия. Но ему сказал Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут (Лук. 12:20)? Слышите ныне глаголющии (говорит св. Апостол Иаков): днесь или утре пойдем во он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем, и приобретение: иже не вести, что утре случится: кая бо жизнь ваша? Пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает (Иак. 4:13–14). Вы говорите, что вам только двадцать или тридцать лет. Благо дарите Бога за эти лета, вам данные, но вместе с тем не забывайте, что смерть, подстерегающая нас, говорить вам: на двадцать, тридцать лет вы приблизились ко мне, и уже не долго ждать мне, когда я приму вас в свои холодные объятия. Блюдите, како опасно ходите. На вашем челе уже явственно отпечатлена та минута, в которую прекратится ваше дыхание, и вы погрузитесь в бездну вечности, откуда нет возврата. Се гряду яко тать (говорит Господь): блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его (Апок. 16:15).

Но не исчезнем мы, когда, как сон, улетит кратковременная жизнь наша. Истлеет в могиле наше тело: забудут здесь наше имя. Но дух наш не поддастся тлению. Он возвратится к Богу, создавшему его. Освободившись от тяготы плоти, он вознесется в новый мир, мир вечный, неизменяемый, и будет жить в нем, без смены дней и ночей, – как малая ладья будет плавать в безбрежном океане вечности, в ожидании того великого дня, когда Господь снова соединит его с телом, служившим его во дни земной жизни.

Эта новая жизнь всегда должна быть в мысли у нас, и к ней, со всем усердием, с полным напряжением сил, должны готовиться мы. Здесь мы не имеем пребывающего града (Евр. 13: 14). Наша земная жизнь – короткий путь к граду небесному, где мы вселимся на веки. С чем мы явимся туда? Пред лицом Бога, пред которым жгучим пламенем горит все нечистое, предстанем мы; сонмы небесных духов окружат нас; души святых, снискавших благоволение Всевышнего, встретят нас. Будем ли мы иметь дерзновение непостыдно взирать на них?

Господь возвещает нам, что, по переселении отсюда в мир нескончаемый, нас ожидает не одинаковая участь. Одни услышат от Него сладкий голос: npиuдume, благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25:34). А других, сильнее громового удара, поразит страшное слово: идите от мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Матф. 25: 41). Что мы услышим? Что, если милосердный Господь и праведный Судия отвратит от нас лицо свое и скажет нам: не вем вас, отступите от мене все делатели неправды (Лук. 13:27). За вас, ради вашего спасения, Я с престола величия Божия нисходил в земную юдоль; за вас претерпел великие скорби и страдания. Вам указал путь, ведущий от погибели к блаженству; вам дал божественные силы для укрепления вас в подвиге, вам указанном, и для выполнения заповедей, данных вам для вашего же блага; приставил к вам особых хранителей и руководителей, небесных и земных. Но вы всем пренебрегли, – пренебрегли моими страданиями, за вас подъятыми, пренебрегли моими заповедями, пренебрегли благодатною помощью, вам дарованною Церковью, и шли самовольно путем погибельным и сделались легкою добычею врага вашего спасения. И будет плач и скрежет зубов, – но плач поздний, плач безутешный, плач невыразимого отчаяния.

Что же делать нам, чтобы избежать такой горькой участи за пределами гроба? Что делать, чтобы в нескончаемой вечности, вместо наследования светлых обителей небесных, не быть низвергнутыми в мрачную преисподнюю? Что делать?.. Разве нужно разъяснять это, когда пред нами немолчно раздаются святые евангельские глаголы, когда с детства нам не престают указывать стези Господни, ведущие нас ко спасению, и внушают нам не только знать, но и исполнять заповеди закона Божия?

Тайновидец, которому даровано было Богом прозревать завесу, скрывающую от нас те обители, где пребывают души людей, благоугодивших Богу, видел, что там обитают облеченные в ризы белые, и внушает всем, желающим иметь доступ туда, облещися в одеяние бело, да не явится срамота наготы нашей (Апок. 3:18), облещися в виссон чист и светел, и при этом объясняет: виссон бо оправдания святых (Апок. 19:8).

Одеяние бело означает чистоту и непорочность души. Но можно ли соблюсти чистоту и непорочность души, при нашей слабости, при множестве соблазнов, нас окружающих, при греховных наклонностях, живущих в мертвенном теле нашем? Кто чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли (Иов. 14:4, 5). Во время нашего странствования по земле столько грязи пристает к нам: греховные помыслы, нечистые желания, преступные деяния, – все это, как черные пятна, омрачает и оскверняет души наши. Всю эту грязь и нечистоту нужно отрясти и омыть. Как и чем омыть? С слезами умиления будем прибегать к матери-Церкви, и она примет нас в свои объятия с такою нежною любовью, какая превосходит любовь естественной матери к своему дитяти, и омоет все наши душевные скверны. У ней есть, ей дарована свыше благодатная чистительная вода, которая подается нам в святом таинстве покаяния. С сокрушенным сердцем обратимся к ней, и благодатною водою она убелит одежды души нашей, и они станут белее снега, и наши грехи и не правды не помянутся пред Богом. Церковь не только с любовью примет нас, когда обратимся к ней с мольбами; она, зная наши немощи и неусыпно заботясь о нашем спасении, сама постоянно зовет нас очищать себя водою покаяния. Особенно сильно и внушительно раздается пред нами её призывный голос в настоящее дни, когда и заповедь о строгом посте, и чин богослужебный, и усиленные моления и умилительные песнопения располагают нас войти внутрь самих себя и вынести наружу те язвы греховные, какими болеет душа наша.

Но мало очистить себя и свою душу от всякой скверны. Нужно, необходимо нужно явиться в страну, нас ожидающую, не с пустыми руками, а запасти себе сокровище, необходимое для будущей вечной жизни. Когда люди переселяются в далекую страну, на новое жительство, сколько забот предпринимают они, сколько приготовлений делают, чтобы там основать новое жилище и найти все, потребное для жизни! Иначе гибель может угрожать им если они явятся ни с чем. Если для переселения на новое место жительства, на несколько лет, требуется от человека предусмотрительная заботливость и немалые приготовления, то не тем ли более нужно заботиться и приготовляться, когда предстоит нам отъити отсюда в страну неведомую, и на вечное жительство? Господь, указывая на то, чем мы должны запастись, чтобы в будущей нескончаемой жизни не подвергнуться страшным лишениям и скорбям, с попечительною любовью внушает всем нам: сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает (Лук. 12:33). Какое это сокровище неоскудеемо, с которым мы небоязненно можем явиться на тот свет и устроить там верное жилище себе? Стяжите веру, – веру крепкую и живую, влекущую нас к Богу, Спасителю нашему, водворите в сердце своем любовь, – благоговейную любовь к Отцу Небесному и сострадательную любовь к ближнему своему, и при помощи благодати Божией обогащайтесь добрыми делами. Вот, по Апостолу, сокровище, доброе основание для будущего, с которым мы npиимем вечную жизнь (1Тим. 6:18–19).

Если с этим сокровищем мы явимся пред лицом Бога, праведного Судии и Мздовоздаятеля, Он даст нам за него царство небесное, и введет нас в обладание всеми благами, благами неизреченными, уготованными любящим Его. А приобресть это сокровище так легко. Для этого не нужно переплывать моря; не нужно разрывать недра земли; не нужно тратить много денег; не нужно пускаться в опасные предприятия. Стоит только захотеть и быть внимательными к себе, и с Божиею помощью все, и бедные, и богатые, без всяких вещественных трат, могут приобресть это негибнущее сокровище. Аминь.

В. Певницкий

* * *

1

Твор. св. Григория Богослова, т. IV, стр. 269. слово о малоценности внешнего человека и суете настоящего.


Источник: Певницкий В.Ф. Слово, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря в пяток первой недели великого поста (25 февраля 1900 года), на вечернем богослужении, известном под именем пассии. (О памятование смерти) // Труды Киевской Духовной Академии. 1900. № 1. С. 477-487.

Комментарии для сайта Cackle