№ 36. Неделя девятнадцатая по Пятидесятнице
31. Братия, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
1. Не полезно хвалиться мне; ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает),
4. что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Братия! Вы знаете и по своему опыту, как часто злые, недостойные люди, особенно рассчитывающие равняться с достоуважаемыми, стараются унижать достойных, чтобы возвысить себя. Похвалы, доброе слово о последних возбуждает в злых зависть, поругание и осуждение чужих заслуг.
Того же не избежала и душа апостола Павла. И против него многое говорилось, и особенно теми, которым хотелось самим считаться апостолами и народными учителями среди коринфских христиан. Апостол Павел знал этих врагов своих – лжеапостолов, лукавых делателей, которые принимали вид Апостолов Христовых (2Кор. XI, 13). Они унижали Павла, говорили, что он не истинный апостол.
Что же оставалось делать св. апостолу? Терпеть клевету и позор? Молчать? Или отражать клевету? Молчать неудобно. Потому что любящие увлекаться коринфяне часто меняли свое расположение: сегодня считали одного учителя лучше всех, завтра другого, а послезавтра третьего. Они охотно терпели (2 Кор. XI, 19) даже этих самозванцев, лжеапостолов, терпели их даже тогда, когда лжеучители порабощали их, объедали, обирали их и хвастали своею силою и ученостью (2Кор. XI, 20). Хвастунам, значит, в Коринфе можно было жить и дармоедствовать.
Но св. апостол нехотя решился сопоставить себя и свое служение с деятельностью лжеапостолов. Эти хвастали, что они – семя Авраамово, что они еврейского рода, что они христиане. И св. апостол Павел был из рода еврейского и ученик Христов. Мало того, апостола заставили сказать, что он не только служитель Христов, но и подвижник великий и дивный страдалец за имя Христово. Много страданий за Христа имел он отовсюду; но о них он до этого времени молчал, зная, что все эти труды и подвиги его есть дело не его природы, но знамения благодати Божией, в нем обитавшей. В себе же самом он считал своею собственностью только немощи.
Иные из читателей письма Павлова могли усомниться в словах апостола касательно немощей. Поэтому он призывает в свидетели своих слов Господа Бога.
Гл. XI, ст. 31. Братия, говорит он, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, славный, достопоклоняемый от всех всегда, знает, что я не лгу. До чего довели апостола злые языки? Ему пришлось клясться Самим Богом при защищении себя. Так и теперь клеветники непочтительно смотрят на присягу и относятся к ней на суде, как к делу обыкновенному, и даже злоупотребляют ею. Но конец их будет по делам их (2Кор. XI, 15). А правда, удостоверенная клятвенно, восторжествует и будет даже вознаграждена. Пример тому св. апостол Павел.
Ст. 32. Так, за перемену веры иудейской на Христову упорные евреи хотели убить Павла в Дамаске и упросили о том областного правителя царя Ареты. Этот правитель в одну ночь очень стерег город Дамаск, чтобы схватить Павла и отдать его злодеям иудеям. Но Бог сохранил Своего, только что уверовавшего, раба. Павел был христианами спущен в корзине из окна по стене и чрез то избежал рук вражиих. Из этого обстоятельства открывается также и то, что и другим людям, подобно апостолу Павлу и сообразно со словами Христа (Мф. X, 23), не нужно напрашиваться на смерть, а следует дорожить жизнью, не пренебрегать ею, щадить ее, а не лишать себя ее, как, к сожалению, частенько ныне слышно про самоубийства малодушных, унылых, отчаянных. Уже ли жизнь – этот высокий дар Божий – нипочем человеку, существу, созданному по образу Божию и по подобию? Нет, что бы там ни говорили, но, за весьма малыми случаями болезненности, остальные самоубийцы – люди безверия, отчаяния и безнравственности, жертвы оскорбленного и разочарованного самолюбия, с которым они жили, как со своим домашним божеством, и которое разбилось, как истукан какой, при столкновении с действительностью, не подчиняющейся нашим капризам и прихотям. Жаль их… Но не живи, как хочется, а живи, как Бог велит. Не бывает ли иногда виновато в самоубийствах и воспитание?.. Не нам решать. А и статистика этого не выясняет.
Ах, братия, берегите свою жизнь, свое здоровье как высокий дар неба; сторонитесь всего, ускоряющего ее разложение или расстройство. И пользуйтесь жизненными силами ко благу духа вашего, пока есть время и возможность. Наступит час разлуки души с телом, тогда уже поздно будет дорожить каждым вздохом. Пред смертью, говорят, не надышешься.
Благодарите Бога за то, что Господь посылает нам жизнь и здоровье, а его и у нас могло бы не быть, как не бывает его и у ближних наших. Св. апостол очень ценил милость Божию в сохранении его жизни и даже указал на нее в рассматриваемых нами свидетельствах благоволения Божия к нему. Мало того, особенное, чрезвычайное благоволение Божие к Павлу проявилось еще в видениях и откровениях Господних.
Гл. XII, ст. 1. Но апостол не хотел про это и говорить, считая не полезным для себя хвалиться этим. Но его к тому принуждали (2Кор. XII, 11). Значит, и мы никогда не должны хвастать собою, своим благосостоянием, своими познаниями, удачами житейскими, семьею, счастьем, образованностью детей и т. п. Ведь все это произошло не от нас. Гораздо лучше и полезнее для нашей души со смирением в тишине духа принимать благодеяния Божии и с сознанием своего недостоинства прославлять Его, а не себя хвалить, не собою хвастать при своей благоприятной обстановке. А мы, по совести говоря, очень любим хвастнуть или для красного словца, или по другому, тоже своекорыстному, расчету. И чем же? Или тем, что имеем, но не нами лично приобретено, например хорошею роднею, хорошими способностями; или тем, чего вовсе не имеем, например большим богатством, предприятиями, победами над ближними. А порассуди, хвастун, беспристрастно свои хвастливые речи и поймешь, как глупо, как легкомысленно выставляться, подниматься на ходули, казаться великим, а на самом-то деле ты и слаб, и мал, и нищ, и глуп, и глух. Не стыдно ли тогда будет самого себя? Да и кого этим можно убедить? И надолго ли? Хвастуна и лжеца скоро познают. Зато после долго, если не навсегда, не доверяют ему ничего и ни в чем.
Не полезно хвалиться. Только в некоторых крайних случаях человек может говорить о своих добрых сторонах и даже защищать их. Это, во-первых, тогда, когда требует его общественное, дотоле очень известное, благотворное положение служебное; когда от клеветы может пострадать общеполезное доброе дело, которому положил начало и служит человек от чистого сердца. В этом случае смиренное указание на свою деятельность есть дело необходимое для пользы ближнего. Или, во-вторых, тогда, когда позорят честь, желая повредить и службе, и семейному быту человека.
Так поступил и св. апостол Павел, защищая свое апостольство. Но и в самом похвалении св. апостол выказывал удивительную скромность. Вот ему спустя четырнадцать лет после видения, бывшего ему, пришлось пред людьми говорить о том. Что же он делает? А он рассказывает о себе, как будто не он сподобился сверхъестественных видений и откровений.
Ст. 2 и 3. Я знаю человека (т. е. самого-то себя) во Христе, назад тому четырнадцать лет (в теле ли он был тогда, не знаю, вне ли тела, не знаю; один Бог про то знает). И этот человек восхищен был до третьего неба, т. е. до рая, еще живя здесь на земле.
Ст. 4. Да, он, т. е. сам апостол, был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Следовательно, для участия в блаженствах рая нужны для нас другие условия: отрешенность от теперешнего тела, свобода от забот житейских, особенное душевное настроение – именно, высоко благочестивое, а иначе сам себе скажешь: Друже, кто вошел еси семо не имый одеяния брачна (Мф. XXII, 12).
Господи! кто может пребывать в райском жилище Твоем? кто может обитать на святой высокой, надземной горе Твоей? – спрашивал в свое время древний пророк. Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего (Пс. XIV, 1–3). Значит, чистые сердцем узрят Бога (Мф. V, 8) и сподобятся небесных видений еще здесь, на земле, каких удостоился св. апостол. Таких видений удостаиваются и ныне избранники Божий. Так, св. Тихон, новоявленный угодник Божий, в 1770 году удостоился видеть Христа, грядущего к нему; в 1778 году он удостоился узреть Пречистую Богородицу на облаках и около нее свв. апостолов Петра и Павла. Не нам, грешным, описывать это восхитительное, восторженное состояние душ праведных, еще при жизни предвкушавших блаженства рая. Сам Боговидец Павел признал невозможным пересказать слышанное и виденное им. Но мы не можем при этом не благоговеть пред смирением великого подвижника – первоверховного апостола. Он, рассказавши о видении, прибавляет:
(ст. 5) а я собою и при этом не похвалюсь; могу похвалиться разве только немощами моими, только указать на мои недостатки.
Ст. 6. И я удерживаюсь от правдивого самовосхваления, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
Ст. 7. Да к тому же, продолжает апостол, чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, чтобы удручать меня, чтобы я не превозносился. Что это за жало в плоть? Под жалом, иглою или чем-то колючим в теле, во внешней жизни разумеются все те скорби, беды и неприятности от врагов его – ангелов сатаны, которые, удовлетворяя своей мести, злословили и удручали его. Но святой апостол считал эти бедствия и стеснения в своей жизни весьма полезными для себя – именно они держали его постоянно под влиянием смирения, покорности и терпения.
Конечно, мучения, терзания тела апостола или вообще тяжкие, болезненные страдания производили боль в страдальце.
Ст. 8. И св. апостол неоднократно молил Господа о том, чтобы Господь удалил от него все враждебное ему. Но Господь сказал…: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи.» Сила, т. е. благодать Божия, именно посылается нам на помощь, на поддержание наших душевных сил, на ободрение наше, чтобы мы не унывали, не упали духом под тяжестью скорбей, болезней и разных обид. Господь Всемогущий, видящий всех нас, знает, кому что нужно послать для очищения нашего духа: кому бедность, кому богатство, кому счастье, кому скорби, болезни, клевету, уничижение; кому семью добрую, а кому назначает крест и в семейном быту. Поэтому, труждающиеся и обремененные, придайте ко Господу и веруйте, что без Бога ничего не бывает; не падайте же духом, если кажется для вас крест, например болезни, тяжел. Перетерпите с верою и молитвою. Если можете, благодарите за претерпеваемые скорби и недуги, радуясь, что Господь посылает это по любви к вам особенной.
Св. апостол, получивши уверение от Господа, что скорби и неприятности – это вестники милости Божией, прибавляет:
(ст. 9) я теперь гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Ст. 10. Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях… за Христа.
Православные слушатели! И мы, по большей части, имеем в жизни разнообразные скорби. Не будем унывать, а будем с покорностью переносить их и если сознаем, что эти скорби мы же заслужили прежнею своею недоброю жизнию, то постараемся исправить свою жизнь. А если не находим в своей жизни особенных причин к тяжкому наказанию нас, то признаем в нашей судьбе волю Божию, ведущую нас к лучшему. Вообще, будем, подобно св. апостолу, благодушествовать в немощах, в обидах, в нуждах и в притеснениях за Христа.