Азбука веры Православная библиотека архиепископ Василий (Лужинский) Слово в день торжественного восшествия на Всероссийский престол Государя Императора Николая Павловича, произнесённое 20 ноября 1842 года

Слово в день торжественного восшествия на Всероссийский престол Государя Императора Николая Павловича, произнесённое 20 ноября 1842 года

Источник

Всяка душа властем предержащим да повинуется; несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть (Рим.13:1)

Так некогда великий учитель вселенной, Апостол Павел, наставляя и утверждая во всех христианских добродетелях юных чад первобытной апостольской Римской Церкви, возбуждал их всех к повиновению властям. Сими же словами прилично и мне подвизать вас к сей великой добродетели, возлюбленные чада паствы моей, в настоящий день, – торжественного празднования памяти восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича.

Поистине, великая добродетель – повиновение предержащим властям! – Оно есть краеугольный камень всякого благоустроенного общества. Если бы не было повиновения, если бы каждый управлялся собственным произволом и необузданными страстями, то не устояло бы общество, – оно разрушилось бы. Люди, соделавшись существами взаимно враждующими, бежали бы друг от друга, скрываясь в диких пустынях, чтоб не быть жертвою общего беспорядка. Не было и не будет времени, в которое бы человек не повиновался человеку, какого бы он ни был состояния. Не всякое, однако ж, повиновение носит печать христианской добродетели. Оно теряет своё достоинство, если принуждение, страх наказания, или только личные выгоды служат к нему поводом. Христианская вера, как всякой вообще добродетели, так и повиновению, давая более достоинства, нежели сколько человек мог достигнуть при естественном свете ума, предписывает вместе правила, соблюдением коих возвышается цена повиновения, и оно становится тогда добродетелью истинною, совершенною.

Предосудительно и грешно нам не знать, в чём состоит совершенное, приятное Богу повиновение. Прискорбно и не душеспасительно повиноваться вне добродетели. Посему должно всякому обратить своё внимание и на повиновение вообще, как добродетель христианскую, и в особенности на повиновение властям: – соблюдаются ли в сем последнем условия, которые поставляют его в ряду истинно христианских добродетелей. Не трудно узнать, когда повиновение наше принимает печать добродетели христианской: нужно только рассмотреть, во-первых, побудительные причины, которые должны располагать нас к повиновению, и ту цель, к которой своим повиновением мы должны стремиться, и во-вторых то, каким образом должны мы исполнять веления предержащих властей.

I

Много есть поводов, побуждающих человека к повиновению властям, но не все достойны внимания христианина. Мы не коснёмся тех, которые получают своё начало от временных и преходящих видов. Беседуя о повиновении, поставляемом на ряду добродетелей христианских, мы должны душою воспрянуть от дольнего к горнему, от чувственного к духовному, и побуждений нас достойных искать для себя в религии. В сем чистейшем источнике всего благого, мы находим два главных побуждения к чистосердечному повиновению властям.

Первое указывается св. апостолом Петром, – чтобы повиноваться ради Бога: Повинитеся всякому человечу созданию (начальству) Господа ради (1Пет.2:13). Сам Бог есть начало законов и властей, управляющих людьми на земле: несть бо власть аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим.13:1). А Его всеблагую волю должна понимать вся тварь. Начальники суть представители Господа на земле, избранные для наблюдения за исполнением законов всеми и каждым, и противящиеся им, Божиему повелению противятся. Какое же ослепление, какое безрассудство не повиноваться властям, и чрез это, оказываясь противниками учреждению самого Бога, подвергнуть себя гневу и мести столь сильного Владыки, от которых, ничто и никто защитить нас не может! Правда, можно уклониться от исполнения велений смертного начальства, и, обманув его своими ухищрениями, остаться без наказания в сей жизни. Но премудрое и справедливое Провидение определило непокорным казнь, которая, если не здесь, то в будущей жизни неминуемо их постигнет.

Второе побуждение повиноваться властям является в примере Божественного нашего Наставника Иисуса Христа. Господь и Спаситель наш всех и каждого подвизает к повиновению своею добродетелью, которая низвела Его с престола небесной славы на плачевную юдоль земли, совершить здесь, по воле превечного Отца, дело нашего спасения. Се иду сотворити волю Твою, Боже (Евр.10:9). Послушание воле Божией было для Него в сей жизни величайшим подкреплением, – пищей: Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя (Ин.4:34). Сделавшись истинным человеком, – не переставая притом быть и Богом истинным, Христос Спаситель так возлюбил повиновение, так всецело и всесовершенно посвятил Себя оному, что послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (Флп.2:8). Кто выскажет все тягости и труды, подъятые Спасителем во время земной Его жизни? Кто исчислит поношения, претерпенные воплощенным Богом от Его твари? Кто может вообразить всю жестокость мучений, каким Он добровольно предал Себя для нашего спасения? И всё это было плодом послушания, следствием повиновения воле небесного Отца. Нам ли, ничтожному творению, не уважать, ради той же воли Творца, велений начальства, тогда как воплощенный Творец неба и земли – Сын Божий жертвовал Собою для исполнения воли Божией? Нам ли после сего покажется трудным шествовать по пути, проложенному возлюбившим нас Спасителем? Нам ли тяжело повиноваться властям, не требующим от нас для себя в жертву жизни, ни чего либо противного нашей природе, либо вредного нашему здоровью и бытию? Нам ли не исполнять велений начальств, наблюдающих за исполнением законов, и стремящихся единственно к той священной цели, чтобы сохранялось общественное устройство, благо наше временное и вечное, и не нарушались бы обязанности, лежащие на каждом из нас по званию нашему?

При таковых побуждениях к повиновению властям, первою его, как и прочих христианских добродетелей, целью должно поставлять славу Божию в исполнении всевышней воли Его. – Бог, как начало и конец всего (Апок.1:8), единственною целью добрых дел человека мог поставить только самого Себя. – Но Правда вечная, не желая оставить без возмездия добрых дел человека, дозволила ему ожидать за них величайшей и совершеннейшей мзды в будущей жизни. – Из сего уже следует, что не только слава Божия в исполнении святой Его воли, но и обещанная столь блистательная в вечности награда может ещё и должна быть целью нашего повиновения властям. Поистине, отрадно сердцу повиноваться в течение сей кратковременной жизни, чтобы в будущей блаженствовать вечно.

II

Внушаемые нам святою верою побуждения к добродетельному повиновению, и двоякая цель, с которою должно повиноваться, указывают нам сами собою и то, каким образом исполнять эту добродетель. – Ибо, если мы потому должны повиноваться властям, что Бог этого требует, то очевидно мы должны повиноваться им, как самому Богу, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души (Ефес.6:6). Не дела только видит Бог, но и все помышления, желания и стремления души нашей. – Не утаятся пред Ним никакие ухищрения уклониться от исполнения обязанностей, ни нерадивое и небрежное их исполнение. – И потому наше повиновение властям должно быть искреннее, от души, как самому Богу. – Сверх сего Бог требует от нас сердца не колеблющегося, но вполне преданного Его воле; и потому мы должны повиноваться властям охотно, не колеблясь.

В этих двух свойствах христианского повиновения заключаются и все прочие. – Кто искренно повинуется, тот не ищет воли своей, но воли начальствующих, в каких бы то ни было случаях; тот не избегает общественных должностей, посредством хитросплетённых отговорок; тот верен всегда обязанностям своего звания, не считая их маловажными; гнушается даже поступками тех, которые, основывая своё повиновение на механическом и принуждённом послушании, не стараются приобретать чрез него благодать у Бога, согласно учению Апостола Павла: потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (Рим.13:5). Далее, кто охотно повинуется, тот не смотрит на выгоды, или невыгоды для себя от должностей, предлагаемых ему властями, но радушно, не колеблясь, приняв их на себя, с усерднейшею рачительностью исполняет оные, с тем, чтобы, угождая своему начальству, угодить сим Господу Богу. – Тот всеми распоряжениями и учреждениями властей доволен, не утомляется ими, и не ропщет. – Неохотно же повинующемуся – тягостны всякие веления; это раждает в нём нерасположение к ним и роптание: посему повиновение его, утратив печать христианской добродетели, становится преступлением в очах Божиих. – Всякий ропот оскорбляет Бога: кто же ропщет при других, тот умножает полчища преступников, посевая в обществе со своими клевретами дух адской непокорности, за тем – беспорядков и замешательства, к своей же собственной и клевретов погибели, ибо всякий ропот против начальства, есть ропот против самого Бога: не на нас роптание, ваше, но точию на Бога (Исх.16:9), говорили Моисей и Аарон непокорным Иудеям, и, мы знаем, как строго наказаны роптавшие в пустыне Израильтяне правосудным Богом.

Страшись же и ты, не покоряющийся властям христианин! Меч правосудия уже висит и над главою твоею: ужели будешь беспечно, как дитя, долго любоваться его блеском и сиянием без трепета? Пора пробудиться от смертного сна непокорности, пора прозреть очами веры, и внять словам св. Апостола Павла, что противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же, себе грех приемлют (Рим.13:2). Аминь.


Источник: Слова, речи и архипастырские послания к духовенству Полоцкой епархии преосвященного Василия, архиепископа Полоцкого и Витебского : С кратким очерком жизни и деятельности преосвященного. - Санкт-Петербург : Тип. духов. журн. "Странник", 1866. - VIII, 352, [1] с. / Слово в день торжественного восшествия на Всероссийский престол Государя Императора Николая Павловича, произнесённое 20 ноября 1842 года. 112–118 с.

Комментарии для сайта Cackle