Азбука веры Православная библиотека архиепископ Василий (Лужинский) Слово в день Рождества Христова и в воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия Галлов и с ними 20 язык

Слово в день Рождества Христова и в воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия Галлов и с ними 20 язык

Источник

.

И приклони небеса (Господь), и сниде (Ис. 17, 10).

Двух великих явлений благодати Господней для нас торжественно днесь память празднуем: память Божественного воплощения – Рождества Иисуса Христа Бога, сошедшего с небес, яко дождь на руно – тихо и смиренно во утробу Святой Девы, и явившегося младенцем в Вифлееме, нам по всему, кроме греха, подобным человеком, чтобы победить врага человеков, исполина адского: и память явления во дни наши силы Господней, чтобы избавить отечество наше и нас, погибавших под мечем исполина земного. Так, тот же самый Господь Иисус снизшел тогда силою своею на Русскую землю, поражая страхом гнездившияся в ней полчища врагов. Его это дух воодушевил и подкрепил все воинство православное, возбудил весь народ Русский, и подвиг против врага всемирного самыя силы природы: и возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас свой; и ниспосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я (Псал. 7, 14–15).

Почему же два различные явления в один день мы воспоминаем и торжествуем? Потому что они имеют одну внутреннюю связь между собою. Это несомненно: нужно только смотреть на все великия события из одного главного сосредоточия их, – величайшего из всех явлений в мире, – явления Бога во плоти, и мы приметим эту связь, увидим во всех великих событиях руку Божию, всем управляющую и все направляющую к великой цели царствия Христова. Посвятим же несколько минут на разсмотрение этой связи всемирных событий с единым главным – явлением на земли Иисуса Христа, направленным к цели возрастания Церкви святой.

Явление Бога во плоти, говорит Апостол, есть велия благочестия тайна (1Тим. 3, 16). Подлинно, это великая тайна во всей истории рода человеческого и всего мира, и есть средоточие всего великого в роде человеческом. Все всемирные произшествия на земле называет само св. Писание сошествиями Божиими на нее; то есть: явлениями торжественными силы, правды, премудрости, благости и других величайших совершенств Бога вечного и неограниченного. До явления Сына Божия во плоти на земли, все снизшествия Божии были приготовлением к сему совершеннейшему и величайшему из всех явлений. А после воплощения Господня и пребывания Богочеловека на земле с человеками, все явления Божия суть уже последствия и какбы продолжение того же единственного сошествия Божия. И в самом деле, если бы от вечности не было предположено снити с небес во времени предвечному Богу – Иисусу Христу на грешную, отверженную землю нашу, то и не было бы ни предшествующих, ни последующих; а было бы только одно пришествие Сына Божия – страшное и гневное – для истребления земли с преступными человеками.

Что все явления Божия, все великия события до времени воплощения Спасителя были приготовлением людей к Его пришествию, на то есть ясные указания в самом слове Божием. Господь сходил еще в рай по падении человека, чтобы возвестить грешнику суд правды, а с сим вместе и суд милости – обетование о будущем победительном Семени Жены; сходил в водах потопных для потребления обветшалого в беззакониях человечества, и для возрождения своей Церкви, основанной на вере в тоже всесвятое Семя Жены; сходил для смешения языков, чтобы отделить туже Церковь от лукавого единомыслия (Прем. 10, 5) гордых столпотворителей: сходил в громах и молниях на Синай; сходил во многих других чудесах и пророчествах, и все это для приготовления человеков к царствию Христову, для открытия пути Христу к человекам, и пути человекам ко Христу. Весь закон, говорит Апостол, был пестуном во Христа (Гал. 3, 24), и имел сень грядущих благ, – новозаветных (Евр. 10, 1) – благ грядущих не для одного впрочем какого либо народа, но для всех народов по вселенной.

Все народы приготовлялись свыше к тому великому явлению вочеловечения Спасителя. Ибо, кроме древнего предания о грядущем Избавителе мира, – предания, разнесенного повсюду, в свое время, – и самыя сношения народа Иудейского с другими народами, не могли не питать чаяния языков (Быт. 39, 10). Сверх сего и другим народам возвещалось иногда слово Божие, как например Ниневитянам, посредством Ионы; и другим народам ниспосылалось иногда пророчество, как например пророческое сновидение, низпосланное Навуходоносору и объясненное пророком Даниилом, – пророчество, представленное в таких чертах, в которых внимательный созерцатель удобно может усматривать, что все древния царства в мире составляли один истукан, какбы сберегавший место для возрастания камени, который имел основать повсюду совершеннейшее и благодатное царство Христово (Дан. 2, 11).

Камень сей отторгается наконец от горы без содействия рук человеческих: – Сын Божий преестественно раждается от Пресвятой Девы: и все великия события, после того последующия, представляют уже исчезновение истукана древнего, и возрастание и обладание местом Божественного камени, на котором основанное царствие Христово – произрастает с постепенным разрушением царств ему неприязненных. Вера христианская торжествует уже над еврейством, падающим вместе с своею столицею; торжествует над язычеством в целой империи Римской, принимая идолопочитателей в царствие Христово; торжествует над полчищами еретиков, утверждаясь еще более от их колебаний; побеждает и смягчает грубость народов диких, победителей Рима, образуя из них новых членов царствия Христова; являет несокрушимую силу свою в самом разрушении царства Византийского, сохраняя древнюю чистоту свою и среди народа ей враждебного. И какой дивный Промысл Божий о царствии Христовом – вселенской Церкви! В тоже время, когда оружие поклонников лжепророка стесняет веру на Востоке, она вместе с царством Христовым возвышается в нашем отечестве, свергая иго поклонников того же лжепророка, и приемля на лоно свое многих из них, обращающихся из тьмы к свету Христову. Но кто изчислит все победы истинной веры, все явления сил Господа к торжеству Церкви истинной, святой? Вот и в наши времена явилась было новая, опаснейшая враждебная сила, с изощренными мечами и пресыщенными ядом стрелами, на царство Христово в нашем отечестве. Вдруг одним манием высокомерного мужа возбуждается и поднимается двадцать народов, и бежит, чтобы опустошить землю Русскую, избранную Богом для царствия Христова, – сокрушить грады, осквернить святые храмы. Поистине, опасность величайшая угрожала уже не для одного отечества нашего, но и для православной апостольской восточно-кафолической веры, в нем господствующей. Кто однакож не увидел, где и кто не услышал, как Богоспасаемая страна, хранилище святого православия, возмужала, укрепилась, устояла, победила силою Иисуса Христа? Так, сынове царствия Христова! Еммануил Господь сил был с нею. К ней-то прилично было обратить тогда слово пророческое: И собрашася на тя язы́цы мнози, глаголюще: порадуемся, и воззрят на Сион очи наши. Сии же не разумеша помышления Господня, и не домыслишася совета Его, яко собра их, аки снопы гуменные. Востани и измлати их, дщи Сионя, яко роги твоя положу железны, и пазнокти твоя положу медяны: и источиши люди многи, и возложиши их Господеви множество их, и крепость их Господеви всея земли (Мих. 4, 11–13). Подлинно, Россия наводнена была врагами: но ей дана была крепость железная, яко первой блюстительнице истинной веры, яко тому Сиону святому, от которого должен изыти закон правды Божией и для других народов; и она восторжествовала, к торжеству веры и царствия Христова – православной Церкви. И торжество ея не было в духе суетного мира, но в духе святой веры. Одушевленная великим по благочестию Самодержцем своим, возложив Господеви множество врагов, она воздала Ему единому честь и славу, а другим, даже своим врагам, принесла купленный неизчетными жертвами своими мир, свободу законную и благоденствие, и – тот безпримерный в Истории явила наконец союз государей священный, который торжественно признал единым Самодержцем всех царств – Христа Иисуса, положив в основание своей политики Евангелие Христово.

Так на место всемирной гордости, явилось всемирное христианское смирение, на место неверия и суемудрия вера вселенская и повиновение Евангелию: на место браней и потрясений, – возсиял на земли мир и слава ва вышних Богу! Разумейте же язы́цы, и покаряйтесь, яко с нами Бог.

Православные христиане, сынове царствия Христова! – Если видим славу, если проникаем тайну сих двух, вместе торжествуемых нами ныне, пришествий Божиих на землю: тайну воплощения Господня, и явления Господа сил на главу врагов отечества нашего, не попустим, чтобы они прошли мимо нас, как посторонния для нас зрелища: ибо в сем случае мы остались бы посторонними и чуждыми для царствия Христова. Для чего нисходил превечный Бог во утробу Девы? Для чего в необычайном смирении явился в мире? Чтобы доставить всю возможность человекам войти в ближайшия и удобнейшия сообщения с Богом, источником всякого блага: Сам Он применил Себя к мере человека ограниченного, тлевшего в мерзостях адского обладания. Снизшел, чтобы разогнать тьму, озарить человека светом истины, сокрушить владычество тьмы кромешной, и спасти род человеческий. Какой плод столь уничиженного пришествия Господня на землю преступную? Оно приготовляет разум человеческий по вселенной к скорому познанию непостижимого, высочайше духовного Бога, чего человек путем естественного разсуждения достичь не мог. И невежественные и своевольные язычники, и плотяные евреи, вскоре образуются учением и заповедями Христовыми, которыя как молния пролетают во все страны и народы: основывают и утверждают царствие Христово; сокрушают и разоряют царства ада. Сей-то Царь царей, пекущийся о своем царстве на земле – Церкви, купленной Им ценою неоцененною по любви к человеку, и постоянно защищающий ее, видя угрожавшую ей опасность от порабощения вражиего, нисходит и в наши времена (не существенно, а действием) для спасения ея от порабощения адского; сокрушает исполина, касавшегося гордостию своею небес; заставляет наконец всех земных царей признавать себя Царем единым, Царем праведным и спасающим: а царствие свое – царствием благодатным, неодолимым. Примечайте же, сынове царствия Христова, внимательно, как по истине действует Божественный Царь наш, стрегущий вселенскую Церковь, чтобы врата адова не одолели ея (Матф. 16, 18), и как бережет чад ея на лоне ея!

Потщимся же мы, усыновленные, оказывать себя достойными столь великой о нас заботливости Царя небесного, и ознаменовывать свою благодарность Царю праведному охотным соблюдением Его заповедей! – Поставляет ли кого из нас Господь на какое служение в своем царстве, или на какое место в общественной службе: будем без испытания послушны. Требует ли от нас чего? исполним все безпрекословно. Смиряет ли нас иногда? покоримся безропотно Его воле. Дает ли нам победу? не возгордимся, но возблагодарим Дарующему ее нам, не по достоинству нашему, а по своей неизреченной благости: и не будем платить врагам своим за зло злом, но добром: подобно тому, как отечество наше спасенное – само послужило во спасение многим, не похваляясь своею силою, но относя торжество свое ко Господу сил: Господь сил с нами. Сильные или покровительствуемые мощною рукою сильных земли, не надейтеся на силу свою, ни на князи, сыны человеческия: но все мы возложим судьбу свою и упование на Того, столь совершенного Подвигоположника, столь верного Вождя, столь могущественного Помощника, – который проводит даже путем смерти до воскресения в жизнь, до вознесения в славу, – Господа Иисуса: уповай на Господа… и Той сотворит. И изведет яко свет, правду твою, и судьбу твою, яко полудне (Псал. 36, 1–6). Аминь.


Источник: Слова, речи и архипастырские послания к духовенству Полоцкой епархии преосвященного Василия, архиепископа Полоцкого и Витебского : С кратким очерком жизни и деятельности преосвященного. - Санкт-Петербург : Тип. духов. журн. "Странник", 1866. - VIII, 352, [1] с. / Слово в день Рождества Христова и в воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия Галлов и с ними 20 язык. 8-15 с.

Комментарии для сайта Cackle