Источник

111. О прощении обид ближнего

И прежде просил я вас, и теперь умоляю ваше благочестие – не обижайте друг друга, и не огорчайте ни словом, ни делом; потому что тот, кто оскорбляет и обижает ближнего, тот огорчает самого Бога; ибо ближний наш есть вместе и брат Божий, и сын Божий; так как Господь даровал нам усыновление по вере чрез Иисуса Христа. Себе наносит обиду тот, кто обижает ближнего; ибо, если апостол называет блаженным того, кто скот милует; то не блаженнее ли тот, кто милует своего брата?! Мы всегда обязаны платить ближнему любовью даже за обиды, за огорчения; если бы он был даже враг наш; то и его по заповеди, мы должны любить, тем более того, кто не сделал нам никакого зла, никакой обиды. Если он друг тебе, то люби как друга; если враг, то люби как врага: накорми, напой водою, услужи, чем можешь, дабы смягчить его сердце. Мы должны заботиться о спасении ближнего, как о спасении собственном, и любить, по заповеди, как себя сами; а если мы его огорчаем, обижаем, то препятствуем ему в его спасении; ибо он, огорчаемый и обижаемый, чего доброго станет роптать на Творца, создавшего его. Правда, что скорби располагают всякого к смирению и благочестию; но лучше скорбеть от бедности, нищеты и болезни, нежели от обид человеков, особенно когда ты обижаешь ближнего напрасно – ни в чем против тебя невинного, – за такого тебе отмщевает сам Бог. Чем виновна жена и дети, – если ты, отец, пропиваешь их копейку, их одежду, их собственность? Не накажет ли тебя сам Бог за этот грабеж? Иной имеет грешную привычку ругаться, или даже драться; – это признак души грешной и жестокой. Если за праздное и гнилое слово человек воздаст ответ на суде Божием, то за убийство брата словом, или руками – не накажет ли тебя сам Бог? Тебе приятно, когда тебе оказывают всякую любовь, когда тебя ничем не огорчают; так приятно и ближнему твоему, чтобы ты с ним обращался кротко и с любовью. Ты посмотри, как Господь обращается с величайшими грешниками? С какою кротостью поучает их? Скорбит же, и горе возвещает только ожесточенным и нераскаянным грешникам. А ты, обремененный тяжкими грехами – можешь ли, имеешь ли право огорчать твоего ближнего, а особенно родного тебе по вере? Ты говоришь, что он тебя огорчает, – но тебе запрещается самим Богом мстить за себя; „Мне отмщение принадлежит“ (Рим.12:19), говорит Бог; ты не судья над своим ближним. А ты, – мало ли ты огорчал Господа, – однако, – Он долго терпит тебе, именно для того, чтобы и тебя научить терпению в перенесении обид от других. Ты ежедневно молишься: „остави нам долги – грехи наши, как мы оставляем должникам нашим“, – т. е., нашим обидчикам; сам ты устами своими умоляешь Бога простить тебе грехи в таком только разе, если ты прощаешь обиды ближним тебе наносимые, – так смотри же: ты сам суд над собою произносишь. Никогда, никогда тебе Бог не простит грехов, если ты не прощаешь обид от ближнего тебе наносимых. Бездну грехов Господь нам прощает – нам ли малые обиды ближним не простить. Братие! любите друг друга, как Господь возлюбил вас, и дарует вам жизнь вечную. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle