Источник

Поучение 111. О неосуждении и необвинении ближнего

Желаешь быть покойным и благополучным, не смотри на ошибки и недостатки, на грехи ближнего твоего, и не обращай внимания на его обиды. Кто причиною тому, что ты видишь одни недостатки в каждом человеке, а на добродетели человека, на его хорошую сторону и не обращаешь внимания? «Тот горд, тот не трезв, тот развратен, тот обидлив», – говоришь ты. Ты говоришь: «можно ли худое назвать хорошим, злое добрым, темное светлым?» Поверь, что, если у тебя душа светла, сердце доброе: то ты ничего худого и отвратительного не увидишь в лице своего ближнего. Какое тебе дело до его худых дел, до его пятен? Ты для своего спокойствия, все хвали в своем ближнем, не берись его исправлять, не твое это дело. Ты думай о том: хорош ли ты сам? Вот это необходимо для тебя. А если ты будешь замечать сучцы в твоем брате; то во-первых всяким его поступком, всяким делом, всяким словом будешь обижаться, раздражаться, мучиться сердцем, страдать душею; а, во вторых, диавол нарочито будет представлять тебе дела ближнего в худом виде, чтоб ты еще больше и хуже гневался, – станет воспламенять твое сердце гневом, уязвлять завистью твое сердце, раздражать. В-третьих, чрез усмотрение недостатков ближнего, ты своих недостатков не будешь видеть, чрез усмотрение сучца в очах брата, не увидишь бревна в своем глазе. Нет, говорю, – хочешь быть благополучным, смотри всегда светлыми очами на брата; ты всегда будешь на него с сожалением смотреть, если его полюбишь так, как себя любишь. Можешь ты своему брату при случае, если он примет от тебя доброе слово, сказать что-либо для его исправления, если ты уверен, что он примет твое слово с любовью и с пользою для себя, а если ты убежден, что он оскорбится, – молчи, как будто ты ничего не знаешь, ничего не видишь; молись в тайне Богу за него, чтобы его Господь исправил, и поверь, что если ты со смирением и слезами помолишься за него, то Господь его исправит. Напротив, все меры употребляй, чтобы брат твой не смущался, не обижался, не тревожился, не раздражался, – любовью своею его успокаивай. А обижает тебя, ты так делай, как будто этого ты не примечаешь на себе, как будто так и должно быть, как будто тебя и следовало обидеть, как будто ты это заслужил; себя всегда обвиняй, себя укоряй, а не ближнего; на себя всегда бери вину брата, как будто ты причиною его греха, его прегрешения, его вины. Удивительно, как легко на душе, когда ты себя сам обвиняешь, а никто другой. Говорю: ты хочешь быть счастливым в жизни, смотри всегда с самой лучшей стороны на каждого ближнего, – всегда в ближнем усматривай доброе и хорошее, а себя ни в чем не хвали, не одобряй, всегда смотри на себя строго, и если даже что доброе сделаешь, не возносись, не хвали себя. Лучше скажи себе: «я мог бы и должен был бы лучше это сделать, но поленился, не захотел». И Бог за твое смирение, за твою любовь к ближнему, дает тебе благодать, милость и утешение. Счастлив тот человек, который носит убогий хитон Христов, переносит бесчестие наружное, видит свое бесславие внутреннее, всегда молчит, всегда смиряется и всегда сокрушается, – видя себя и нищим, и грешным, и достойным всякого презрения и уничижения.

Ей, Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle