Источник

Поучение 106. О тяжести греха – осуждения ближнего

Братие! Хотя я и прежде беседовал с вами о тяжком грехе осуждения ближнего, однако нелишне будет и ныне сказать нечто вам об этом тяжком грехе, так как грех этот сильно распространен между вами. Одно ли тоже значит: злословить ближнего или порицать, осуждать, гнушаться и презирать? По-видимому слова эти выражают один и тот же грех – осуждение, но если всмотреться в них, то окажется между ними разница. Когда ты начинаешь в насмешку и обиду произносить о человеке укорительные, язвительные и обидные слова, – это значит, что ты его злословишь; когда не одобряешь поступков ближнего самых невинных или безразличных, в действиях ближнего видишь только одно дурное, о чем постоянно говоришь, – это значит, ты его порицаешь. Но когда ты говоришь: такой-то человек пьяница, гневлив, развратник, – это значит – ты его осуждаешь, свой суд над ним произносишь. Когда ты отвращаешься от ближнего – значит, ты его не любишь – гнушаешься им. Когда же ты его презираешь, то считаешь его хуже себя, показываешь знаки презрения к нему. Все эти грехи – и злословие, и порицание, и гнушательство, и презрение ближнего суть только разные виды одного и того же греха – тяжкого осуждения. Но осуждение такой грех, который прямо непозволителен и запрещен Господом; ибо Господь сказал: не судите да не судимы будете. Если ты ближнего осуждаешь, то и сам осужден будешь. Осуждение Господь называет бревном в нашем глазе, тогда как грех ближнего, которого мы осуждаем, называет сучьями, т.е. весьма маленьким грехом сравнительно с осуждением. Кто осуждает ближнего, тот святотатски отнимает у Бога, предвосхищает право суда над людьми. Одному старцу сказали, что один брат впал в блудодеяние. «О, худо он сделал», – сказал старец. И вот в скором времени брат умирает; является Ангел и приводит к старцу душу согрешившую и уже осужденную. «Что прикажешь сделать с этою душею: в ад ли ее низринуть или отвести в рай? Меня послал сам Бог спросить тебя, ибо ты осудил ее». Каким ужасом объят был тогда несчастный старец, и какими горькими слезами омывал он в течение остальной жизни грех свой! Да, лучше прикрыть грех ближнего, нежели обнаружить и осудить; ибо прикрытием ты не соблазнишь других и заставишь ближнего согрешившего брата принести покаяние; ибо довольно и того, что ему совесть не дает покоя. Преподобному Аммону донесли, что у одного брата в келии женщина. Он, собравши всех братию и пришедши в келию заметил, что женщина скрылась под пустую кадушку; сам сел на кадушку, а братии велел искать повсюду соблазнительницу. Когда по тщательном обыске братия не нашли женщины, то он вывел их и сказал: «Бог да простит вас». Таким образом он отучил их от осуждения, а брата в удобное время мудро наставил, сказавши ему: «брат! пощади свою душу». Так то, христиане, мы должны относиться к поступкам ближнего. Обвяжи пластырем рану больного, омой слезами, уврачуй, но не осуждай. Разве может осуждать сегодня тот, кто завтра же впадет в этот же самый грех? Убойтесь Бога христиане, и не отнимайте у Бога права суда над ближними: не судите, да не судимы будете. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle