Источник

61. В ту же неделю

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко».

Кланяешься и ты, христианин, кресту, и я кланяюсь, и все мы покланяемся; но что пользы для нас из такого поклонения? Иуда Самому Христу кланялся и даже облобызал Его; но сим же лобызанием предал Его на страдание и крест. Не так ли и мы кланяемся? Не так ли и мы лобызаем? И однако не отстает каждый из нас – кто от идола мамоны, кто от Бога-чрева, кто от распутной Иезавели, кто от другого пристрастия ко греху; – какая польза от такого поклонения кресту Господню? Не предаешь ли, напротив, не предаешь ли ты сам поклонением Христа Господня на новое распятие? Не распинаешь ли Его своими грехами и похотьми? Крест требует от нас смерти и умерщвления грехов наших, а мы, напротив, живем не для Господа, а для грехов. Крест дается нам, чтобы мы его несли по примеру Господа, а мы ругаемся над крестом, убегая с Голгофы нищеты, злострадания и бесславия; не хотим идти тернистым и узким путем и обходим бесславие и нищету Христову путем пространным, широким, веселым. Крест дается для поражения врагов спасения – страстей, мира и диавола; а мы под сенью наружного креста даем убежище всем врагам Христа и нашим. Крест освящает нас, просвещает и укрепляет на поприще поста и молитвы; а мы не хотим строго поститься и до слез молиться, и, видя Господа, пиющего на кресте горькую чашу страданий – желчь с оцетом смешанный, подслащиваем подвиги поста разными сластями.

Нет! если ты, христианин, не хочешь брать на свои плечи креста Господня, и предоставляешь это счастье какому-нибудь Симону Киринейскому; если не падаешь сам под тяжестью креста нищеты, убожества, болезни, глада, жажды, злостраданий; если не имеешь смирения, терпения, молчания; если не смиряешь гордыню свою, не удерживаешь руки от хищения, утробу от пресыщения, уста от пьянства; если стыдишься нищеты Христовой: то ты несчастнейший из христиан; ты глумишься только над страданиями Крестоносца Христа; ты на стороне Его врагов – распинателей; ты бесполезно кланяешься Кресту. Не слово милосердия ты услышишь со Креста – из уст Распятого: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы71 и прочее; но громы и молнии правосудия Божия будут обращены на твою бесчувственность – за твое упорство, потому, что ты крайне упорен в грехах своих: выя твоя железна и чело твое медяно72, сказал пророк; не благословение Божие ожидает тебя на страшном суде Божием, но вечное проклятие; не блаженство вечное, но муки вечные, которые вкушает теперь Евангельский богач, которые вкушает укоривший Христа разбойник. Смирись, если не хочешь погибнуть, смирись, плачь у подножия креста сего, и с разбойником покаявшимся вопий: «помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем».

Помяни и нас всех, Господи, с разбойником, егда приидеши во царствии Твоем. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle