Источник

51. В неделю 1-ю Великого поста

Вчера мы были на небе, и выше неба; потому, что были за трапезой Господней, сидели за тайной вечерей вместе с апостолами, – сам Господь угощал нас, – чем? Пречистой Своей плотью и кровью; а ныне мы опять на земле находимся; вчера в преддверии рая были, а сегодня вступили в мир, и некоторые из нас стали опять в преддверии ада. Уже, если не око твое соблазняет, то ухо искушается от слов неподобных; если не рука, то нога, вступившая на путь нечестивых; некоторых уж нет в церкви – и сии отошли на страну далече. В таком разе, выходя вчера из церкви, надлежало иметь в памяти слова Господа: «если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его; если рука или нога, отсеки и ту и другую. Лучше тебе остаться слепым, безруким и хромым, нежели, имея то и другое, быть брошену в геенну огненную». А действительно, скорее всего человек соблазняется глазом и слухом, скорее всего простирает на грех руку или ногу. Нет диавол еще лучше ухитряется: он старается прежде всего забраться в мысли наши: «что ж? ты теперь отговел, теперь можно дозволить себе скушать и то и другое, и выпить можно немножко: не все ж поститься. Почему не заглянуть в корчму? – Почему не зайти в гостиницу? – что за грех»? Сии и подобные мысли всевает диавол, и хотя замечаешь и чувствуешь уже в сердце движение страсти, но думаешь: «ничего, буду крепиться: это только мысль, а не самое дело». Посмотрите – пройдет день, другой, а там и вступил на старую греховную дорогу: и все обеты, данные перед Богом, забыл, и все сокровища потерял: и благодать, и невинность, и залог бессмертия, и радость о Духе Святе; и опять согрешил, и опять навлек на себя гнев Божий, и опять ходишь по свету, как пришибленный, и старые грехи остались на тебе, и новые стал наживать. Да, легче упасть с неба, нежели взойти на небо; легче потерять милость Божию, нежели ее возвратить; легче погибнуть, нежели спастись. Ах! сколько мы поэтому должны быть внимательны к своему спасению! – «Идите узким путем, – сказал Господь, – ибо широкий путь ведет в пагубу». Действительно, не усматриваем мы ни одного святого, который жил бы роскошно в мире, и получил бы спасение, а, видим только нищих духом, плачущих, злостраждущих, и несчастных, или грешников покаявшихся. Ты говоришь: «и я покаялся, и я перестал грешить». О! если бы перестал; если бы не согрешил в другой раз, то нет сомнения, что ты спасся бы; а если опять станешь грешить, и смерть застанет тебя на распутье греха, то погибнешь. Вступаешь в мир, не греши же более, избегай того пути развратного, по которому доселе шел: употребляй со своей стороны все усилие, чтобы не вступить опять на путь нечестивых; а Бог – твой всегдашний помощник был, есть и будет, и в жизни, и в смерти и после смерти.

Господи! сохрани нас от всяких соблазнов, искушений и падений. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle