Источник

37. В ту же неделю

Кто прислушивался к ныне чтенному Евангелию, тот не мог не заметить, что грешники, судимые на страшном суде Божием, будут поражены проклятием Божиим и отведены в ад на вечные мучения – не за грехи какие-либо, а за добродетели.

Грех человек очищает в жизни или покаянием, или оправданием через Иисуса Христа; но как очистить покаянием неисполненные на земле добродетели? Вор, сребролюбец, блудник, пьяница и другой грешник всегда может покаяться, если только перестанет грешить; но какое покаяние принесет тот, кто голодного не накормил, жаждущего не напоил, нагого не одел, странника не принял, больного и в темнице сидящего не посетил? Покаяние тебе здесь не поможет; потому, что ты упустил такой случай, который не возвратишь: если голодный умер с голоду или жаждущий заболел от жажды, или нагой от холода, или больной не присмотрен тобой, или странник не принят, или в темнице сидевший не утешен тобой и предался через то отчаянью; – скажи, чем восполнишь ты эти добрые дела и как возвратишь потерянное? Как поправишь упущенные случаи? Если бы ты и захотел в этом покаяться, то возможно ли, полезно ли будет твое покаяние в таком разе? Заградит ли оно уста проклинающих твою скупость или возвратит ли к жизни погибших через твое нерадение? Да притом помни, что во всех этих случаях ты никому другому, но Самому Иисусу Христу отказывал в помощи, в нужде: «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Истинно говорю вам: поскольку вы не сделали сего одному из сих меньших братий, то не сделали Мне»39. Очевидно, поэтому, что вечным проклятием и вечными мучениями ада накажет Господь за Себя, а не за других. Бесполезно будет тогда оправдание: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе». Один ответ на это Господа: «поскольку вы не сделали сего одному из сих меньших братий, которых вы ежедневно видите, то не сделали Мне».

После этого нет и быть не может на страшном суде Божием никакого оправдания. Теперь мы имеем много средств и случаев делать добро. Да, ты должен делиться со Христом всем тем, что имеешь. Смотри сам: у тебя есть две одежды, два хлеба, две монеты – всего у тебя есть вдвое; делись с Господом последним, из того, что имеешь, не отказывай Ему в лице нищего брата. Давай все, что имеешь, лишнее, не необходимое, и все, что имеешь для своих прихотей – все давай: в прихотях себе лучше откажи, а в лице нищего – Христу отдавай; а если ты отдашь даже то, что тебе необходимо, как оная вдовица, отдавшая две лепты, или как Филарет милостивый, отдавший последнюю меру муки; или тот святитель, который одевши нагого – сам нагой остался; то будь уверен, что в рай пойдешь и сторицей получишь вечные, небесные, нетленные блага: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6), – сказал Апостол Павел.

Христиане! купим у Христа рай и вечные блага милостынями – кто чем может; богатый больше подавай милостыни, а бедный меньше, а награда равная: рай и вечное блаженство.

Господи! смягчи сердца наши и утробы, дабы мы могли милостынями и добрыми делами оправдаться на страшном и неумытном суде Твоем. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle