Источник

21. В неделю 32-ю, о Закхее

Богатый и благополучный Закхей захотел еще дополнить свое земное счастье тем, чтоб увидеть, хоть с высоты дерева, Господа, и увидел Господа и Господь увидел его и, посетив дом его, доставил ему спасение. Верно, без Бога и без спасения нет на земле истинного благополучия. Надобно удивляться тому человеку, который находит на земле благополучие без спасения, без той уверенности, что он и на том свете будет благоденствовать. Если бы пришлось тебе и все земное потерять: и богатство, и славу, и честь; но если ты уверен, что Господь наградит тебя небесным богатством, небесной славой и честью, то разумно ли тебе скорбеть и сокрушаться о потере земного богатства? Если чины, здоровье, слава, честь, роскошь, – все тебя оставит, по причине превратности жизни; то все это не убьет твоего духа, потому, что ты имеешь подпору в Боге; Бог все возвратит, все вознаградит, все отдаст тебе в свое время, если ты человек благочестивый и набожный. Человек неуверенный в своем спасении – без Бога то же, что корабль, носимый бурей по волнам моря – без кормила, без якоря. Смотришь: тот все сокровища земные потерял от одного только неудачного оборота и сел на мели, перешел из высоких хором в землянку; другой сидел высоко на кресле и ворочал большими делами; кресты, ордена – все на нем сияло златом и серебром; пошатнулся и упал – смотришь – оканчивает жизнь в безвестности и нищете. Тот пиршествовал, веселился, знал только роскошь, – заболел, и все пропало. А живи ты с Богом в общении, знай ты только Богу молиться, да ближним помогать, поверь – согнет тебя горе, но не сломит; Бог Сам станет утешать тебя, как праведного Иова.

Еще хуже поступает тот, который для того, чтоб помочь беде, бросается на грех; это значит предавать себя и свои дела на волю диавола: – он до добра не доведет, а бросит тебя в глубочайшую пропасть. Сидит Закхей на дереве, да Христа высматривает. Высматривай и ты Христа: кто бы ты ни был – богатый и бедный, чиновный или простой, – читай Божие писание, да ходи в церковь Божию, – тогда ты достигнешь полного счастья, тогда ты не поколеблешься вовеки, потому что Бог будет твой помощник, твоя подпора. Удивительное дело, что истинно-благочестивый человек, сколько бы ни был несчастен, сколько бы ни был беден – никак и ни за что не назовет себя жалким и несчастным: «один диавол беден, жалок и несчастен»; – он отвечает на твое сострадание: «а я еще слава Богу». Сколько мы ни видим и не знаем великих бедняков, если только они благочестивы – всегда кажутся веселыми и довольными. В самом деле: не пожалеешь ли, не поскорбишь ли о том, кто от тучности – стонет, от пьянства ревет, от роскоши ходит как сонный, от великого богатства – утопает в разврате, от большой гордости – не видит перед собой бедного брата, от нечистой совести – не смотрит человеку в глаза? Вот такие и подобные сим самые несчастные люди! Ты будь беден, будь низкий ростом, как Закхей, да крепко держись дерева благочестия, – ничего в мире не убоишься, ни от кого и ни от чего не пострадаешь. Знай святое Евангелие, да церковь Божию, да почаще беседуй с Богом в молитве, да подавай по возможности милостыню, да не давай воли страстям, да не верь никакому земному благополучию, – тогда ты тихо и мирно низойдешь в могилу и с радостью встретишь смерть. Благочестивая душа никого и ничего не боится, а грешная и там боится, где вовсе нет страха. Кто старается Бога знать и видеть, того и Бог будет знать и увидит; а кто Бога не старается знать, от того и Бог отвращается и отвратится навсегда.

Не отврати, Господи, лица Твоего от нас, любящих Тебя и молящихся Тебе. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle