Источник

2. На день Рождества Христова

Христос раждается, славите. (Ирм. 1)

Если одно воспоминание о рождестве младенца Иисуса Христа столько радует нас, такими восторгами наполняет сердца наши, то подумайте, что бы мы почувствовали, как бы мы возрадовались в ту блаженную ночь, в которую, первый раз на земле, услышали бы пение ангелов, увидели бы свет велий, взглянули бы на младенца Искупителя? Событие великое, событие высокое, небывалое, всем миром ожидаемое! Но спросите: многие ли из тех, которые ожидали Его на земле, слышали пение ангелов? Одни пастыри, стоявшие на страже в ту ночь при стаде своем. Многие ли увидели младенца Иисуса? Пренепорочная дева Мария, старец Иосиф, те же пастухи и мудрые волхвы. Где же были цари земные, первосвященники, вельможи и все богатые и знатные мира сего? Отдыхали на ложах своих. Когда же услышали о рождении Спасителя от волхвов, узнали от пророков, то и тогда не поспешили к месту рождения Спасителя мира. Да и в настоящие времена, когда тайна Рождества Христова всему миру открыта, когда все пользуются струями благодати Божией, многие ли бодрствуют с пастырями на страже дома Божия? Многие ли посещают сей Вифлеемский вертеп – храм Божий? Не одни ли убогие и нищие мира сего? Не по сердцу сия всемирная духовная радость тем, которые не дорожат вечным своим спасением, которые не слушают и сами не читают пророчеств о рожденном Искупителе мира, которые, в минувшие дни св. поста, не очистили души своей постом, молитвами и говением, которые, напротив, обременяли утробы свои вкушением мяс, употреблением хмельных напитков, хождением на театральные зрелища, которые проводили дни празднественные в играх и увеселениях. Могут ли души и сердца сих и подобных им людей наполняться радостью великой, разуметь величие дня сего, с избытком упиваться струями благодати Божией? Не совестно ли стоять во храме ныне христианину лицемерному, который носит одно имя христианина на себе, а дела его, жизнь его вовсе не уподобляются жизни Вифлеемских пастырей? Но не время теперь обличения и укоризны, многомилостив Христос Господь: Он приемлет на свои рамена и овцу заблудшую, прощает и блудного сына, милует и разбойника покаявшегося. Что слышали и видели пастыри Вифлеемские, то самое ныне слышим и видим все мы, православные христиане! Слава в вышних Богу и на земли мир, во человецех благоволение!2 Если при сотворении мира и всего, что на небе и земле, восхвалили Бога ангелы Божии, то какая слава, какое торжество ангелов на небе теперь, когда Господь искупил мир? Если дарование нам жизни временной показывает великое благоволение Божие к человекам, то какую любовь, какое благоволение, какую милость явил к нам Бог тем, что родился на земле Искупитель мира, Источник жизни вечной и обещал даровать вечное блаженство? Любит Бог в тайне, среди глубокой ночи, совершать великие дела Свои. В полночь явились ангелы Божии к пастырям, беседовали с ними о Христе, указали на Вифлеемскую пещеру и славословили новорожденного младенца Иисуса. Правда, что эта ночь была темная; но она была темна только для темных и грешных людей, которые видяще не видят и слышаще не слышат и не разумеют дивных дел Божиих. У Бога нет тьмы, нет нощи. Удивительно ли после этого, что сидевших во тьме Вифлеемских пастырей свет великий озарил и среди глубокой ночи так, что они нашли и пещеру, увидели и старца Иосифа, и пречистую Деву Марию, и Младенца, пеленами повитого и в яслях лежащего; а несчастный Ирод днем услышал о новорожденном Младенце и о звезде, к Нему ведущей; первосвященники и книжники днем узнали о сем событии из пророчеств; однако все остались во мраке неведения и тени смертной: никто из них не почтил дарами и поклонением царя веков и Господа славы. О! сколько есть христиан, которые и знают из писаний пророческих и апостольских о том, что Христос родился для нашего спасения; знают, что через Него единого можно получить бессмертие и войти в рай; однако они увидят после смерти, что они вовсе не знали на земле Иисуса Христа, не знали Его жизни, не веровали Его чудесам, не пользовались Его благодатью, не любили Его, даже многие были Его врагами. «Не вем вас»!3 скажет Господь тем, которые не будут иметь в руках своих елея добрых дел, которых души и тела не будут омыты от грехов, которые не будут иметь на себе брачной одежды, которые не будут облечены в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. О! как прискорбно даже подумать об этом ныне! Но не станем такого радостного дня омрачать неприятными мыслями! Пусть помышляют о сем те, которые не желают умирать, которые живут не по духу, а по плоти, которые не думают о смерти, ни о блаженной и бессмертной жизни. А ты, душа добродетельная, душа благочестивая, радуйся с пастырями о Христе Иисусе; веселись и духовно торжествуй, покланяйся на иконе изображенному, молись и новорожденному Богомладенцу Иисусу Христу, пока увидишь Его лицом к лицу среди церкви торжествующей на небесах, среди ангелов и святых, Его славословящих: «Слава в вышних Богу и на земли мир, во человецех благоволение». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle