153. О вечной жизни и смерти
Праведницы во веки живут. (Прем. 5:15).
Один Бог бесконечно вечен; потому, что не имеет ни начала, ни конца; но Сам в Себе имеет источник вечной жизни, – Он всегда был, есть и будет, а все, что Он сотворил; мир видимый и невидимый, ангелов и человеков, – все это имеет начало бытия; но, по бесконечному милосердию Своему и по Своей благости, Бог дает и тварям Свою вечную жизнь, так, что и они могут жить вечно. Так праведники живут вечно: Праведницы во веки живут, – живут вечно потому, что в одном Боге – в источнике вечной жизни – праведники почерпают свою жизнь; а вечный источник жизни сеть Господь наш Иисус Христос: Я путь, истина и жизнь191, – сказал Господь; – в Нем была жизнь и жизнь была свет человекам192. Как же праведники почерпают жизнь в Господе? Изучая святое Евангелие и стараясь познать Самого Христа, и исполнять Его святую волю, и Его святой закон: «сия есть жизнь вечная, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси, Господа Иисуса Христа«193. »Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни«194, – вопрошает св. апостол Петр. Итак, вечная жизнь в лице Иисуса Христа и в Его словах – во святом Евангелии. Хочешь, христианин, вечно жить, старайся знать Бога и Его святые заповеди. – Вера в Иисуса Христа также дает вечную жизнь: »веруяй в Мя, имать живот вечный»195; «Я есть хлеб жизни; кто верует в Меня, – у того из чрева потекут реки воды живой»196. Итак, кто верует в Иисуса Христа, тот получает неиссякаемый источник вечной жизни – реки у него из чрева потекут воды живой. Присовокупите к сему любовь к Иисусу Христу – и уразумеете, что любовь к Нему также дарует вечную жизнь: «Любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, иже на небесех«197. »А кого возлюбит Отец Небесный, тот вечно будет жить"198! Итак, спросите: почему праведники вовеки живут? Потому, что они знают Бога и Иисуса Христа, знают святое Евангелие, веруют в Бога и любят Его. Присовокупите к сему самый главный и важнейший источник жизни – приобщение плоти и крови Сына Божия: »Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный«. Вот почему праведницы вовеки живут. А грешники? Они вечно умирают, потому что они почерпают смерть – смертью питаются, смерти ищут, в смерти пребывают на земле и по ту сторону гроба вечно в смерти пребудут. Грех рождает смерть, – какой бы то ни было смертный грех: пьянство ли, распутство ли, роскошь ли, любостяжание ли, злоба ли, ненависть ли, – все равно. Мрак наполняет их мысли, сердце и совесть, и они во тьме живут и ходят. Хотя душа их после смерти не уничтожается, как не уничтожается дух диавола, но какая их жизнь? Вечно во мраке, вечно во зле, вечно в мучении пребывают? Какая жизнь диавола, такая же жизнь будет и грешника после смерти. Какое может человек находить удовольствие в такой жизни? А какое удовольствие он теперь находит в грехе – спросите? Да, в грехе есть некоторое удовольствие; но удовольствие минутное; а во аде и сего удовольствия греховного не будет иметь, потому что будет связан узами ада, будет чувствовать страшные муки, всякое мирское удовольствие превратится в мучение. Разве в этой жизни не мучится пьяница, блудник, тщеславный, гордый, завистник? Но все тайны вечных мучений сокрыты до времени во глубине ада: сам диавол скрывает от нас свое безобразное лицо до времени, чтобы не устрашить нас; а там, во аде – в своем царстве – он явится нам во всем диавольском безобразии. Нет! лучше вечная жизнь, нежели вечная смерть, – от которой да избавит всех нас Господь Бог. Аминь.
* * *