Источник

137. О пожертвовании на миссионерское дело

Как призывать Того (Бога), в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10:14–15).

На всем свете, во всех странах мира, и у нас в России есть народы, которые не веруют во единого Бога, в Троице поклоняемого: не веруют ни в Бога Отца, ни в Бога Сына, ни в Бога Духа Святого. Не веруют, что Бог Сын, предвечно рожденный по Божеству от Бога Отца, на земле принял плоть от пренепорочной Девы Марии; жил на земле, пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо; не веруют, что Он пришел на землю грешников спасти; не веруют в то, что Он творил чудеса на земле, учил и оставил на земле святое Евангелие; не веруют и в Духа Святого, и в святую соборную апостольскую церковь; не веруют ни в таинства, ни в благодать Божию, действующую через таинства; не веруют в воскресение мертвых, ни в ту непреложную истину, что будет страшный суд Божий, на котором одни будут оправданы и награждены вечным блаженством, а другие будут преданы проклятию и низринуты в ад на вечные мучения. Во все эти истины они не верят. Почему же они не веруют так, как мы веруем? На этот-то вопрос отвечает св. апостол Павел: как им призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? Как проповедывать, если не будут посланы?

Иисус Христос, будучи на земле, посылал для проповедывания Своего небесного учения разным народам святых и богопросвещенных апостолов: сперва двенадцать, а потом семьдесят; затем после апостолов во всех странах и городах проповедывали учение Христово ученики апостольские, так как Господь перед вознесением Своим сказал: идите, научите все народы, крестя, их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча соблюдать все, что Я повелел вам, – всему этому учите и других народов; а Я останусь с вами во все дни до скончания века, – буду невидимо присутствовать, жить и ходить между вами и буду помогать вам в распространении Моего учения, да – еще пошлю вам Духа Святого, Который благодатью Своей во всем вам будет помогать175. Так, почти так говорил Господь Своим апостолам и их ученикам, и всем пастырям святой церкви. И вот христианская вера в течение 1882 лет распространилась по всей вселенной. Но миллионы есть идолопоклонников, которые рождаются, живут и умирают такими же идолопоклонниками. Кто деревянному идолу молится, кто каменному, кто солнцу покланяется, кто огню и разным тварям. Далеко ли от нас калмыки? А ведь они все идолопоклонники. Татары тоже не веруют в Иисуса Христа. Сколько их на Кавказе, в Астраханской губернии, Саратовской и в других; а Сибирская земля миллионами идолопоклонников наполнена. Кто обратит их к истинному Богу? Кто просветит их христианской верой? Кто избавит их от вечной погибели? Есть охотники, которые решаются жить между ними, учить их, просвещать, крестить и приводить к Богу; но таких охотников очень мало. Мало таких, которые решились бы жить в их аулах, саклях, землянках, трущобах, среди пустынь, среди гор, лесов и подвергаться всем возможным лишениям и злостраданиям.

Таких лиц ныне не называют апостолами, но посланниками, миссионерами, а оно – одно и то же. Есть священники, имеющие семейства; есть и вдовцы, есть и монахи – такие лица, которые отказываются от всех удовольствий мира, которые живут между идолопоклонниками, переносят холод и голод, обиды разные, оскорбления и стараются научать их святой вере, и редко кто послушает их и примет крещение, потому что надобно тотчас же обращенных к вере кормить, одевать, и давать средства – чем жить; потому, что таких новых обращенных христиан свои же идолопоклонники изгоняют из среды себя и часто преследуют и подвергают всяким бедам, побоям, злостраданиям; а поскольку миссионеры просвещают верой не только взрослых, но и младенцев, то и сих принимают на свое попечение. Во все места рассылаются миссионеры, повсюду устрояются церкви, открываются школы, даются деньги и вещи новокрещенным; переводят их в деревни, где живут христиане, пристраивают к оседлой жизни, потому, что идолопоклонники больше живут кочевьем, странствуют, переходят с места на место. Но для успеха в этом святом деле много нужно денег и вещей; – и вот Святейший Синод приглашает к этому великому делу всех христиан; просит помощи – деньгами и вещами, и всякий жертвует на это святое дело, кто что может.

Итак, христианин, кто бы ты ни был, но если ты имеешь любовь к ближнему, если желаешь избавить идолопоклонника от вечной погибели, желаешь, чтобы и тебе Господь простил все грехи, чтобы и тебя причислил к лику посланников и апостолов, – жертвуй всем, что у тебя есть лишнее – деньгами и всякого рода вещами: рубахи, платки, ленточки – все принимается и все отсылается к миссионерам; все полезно и необходимо для новокрещенных. Много мы теряем денег на свои прихоти, много тратим вещей на что-нибудь пустое; а там во всем чувствуется крайняя нужда, – твое имя записывается в книгу жертвователей, и без сомнения напишется на небе в книгу живота. Если и кусок хлеба, и стакан воды, поданные алчущему и жаждущему, награждаются Богом; то можете представить себе: какая ожидает награда того, кто покрывает нужды новокрещаемых идолопоклонников? Вместо того, чтобы пропить какую копейку, истратить на пустое, пожертвуй на дело миссионерское – на новокрещенных. И когда Господь будет судить тебя на страшном суде, твои копейки на весах правосудия Божия перевесят множество грехов твоих. Твои молитвы, поклоны, посты и милостыня полезны для спасения души твоей; но пожертвование на это святое дело во сто тысяч раз большую имеет цену перед Богом, ибо ты душу погибшую из рук диавола вырываешь, со дна ада освобождаешь, – что может быть важнее этого? – Не для сего ли и Бог на землю приходил?!! Копейку, гривну, рубль – что Господь положит тебе на сердце – все давай: начальство и гражданское и духовное принимает все, что ты дашь, и туда отсылает – в Совет Миссионерского Общества, в Москву или прямо в Сибирь – на имя начальников миссий.

Господи! открой руки и сердца щедродательных христиан и прийми милостиво жертвы от рук дающих на сие святое дело. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle