Источник

114. Об исповеди

Сегодня вы, христиане, приступаете к исповеди; какой труд пересказать грехи перед своим духовником? Кто грешил, тот знает, когда и чем грешил: словом ли, делом или помышлением; но припомнить все грехи до единого едва ли кто может? Хорошо поступают монахи, которые ежедневно пересказывают духовнику грехи свои. Таких грешников и такие грехи и врачевать легче и удобнее, потому что духовник видит: с какой стороны враг нападает на человека, чем чаще его искушает, – и дает приличный совет, как беречься того или другого греха. Как уврачевать мирянина, который приходит к духовнику однажды в год и которого духовник совершенно не знает? Как уврачевать того, который и сотой доли грехов своих не может пересказать? Какой спасительный совет дать тому, который старается скрыть свои важные грехи? Как пользовать того, который приступает к исповеди не с тем намерением, чтобы исполнить в точности заповедь духовника своего, а чтобы соблюсти один пример исповеди, не давая обещания более не грешить? Как спасать того, который не думает еще навсегда покаяться, то надеясь на свое здоровье, то на свои лета, то на долготерпение Божие? А между тем, тот, кто скрывает грехи свои перед духовником, – сугубо, вдвойне согрешает и становится виновником против тела и крови Господней. К прискорбию, многие из нас одно и то же повторяют на исповеди: «мне некогда каяться, я занят делами». Можно ли сказать: «мне некогда спасаться»? На это извинение, или лучше собственное обвинение, сам Господь указывает, Который послал рабов Своих – Пророков и Апостолов звать на великую вечерю; но один из званых говорил: «я землю купил, мне некогда»; другой: «я купил пять пар волов, надобно посмотреть их»; тот говорил: «я женился», – каждый придумал причину в свое извинение, или лучше обвинение; зато ни один из них не удостоился быть на пиру Божием. Места за столом заняли хромые, слепые и убогие, которые не были связаны никакими житейскими делами. Поэтому и в деле исповеди и в покаянии никто не может никаким образом извиняться и оправдываться, тем более, что привычка к тому или другому греху с каждым годом усиливается, язвы душевные стареют, совесть все более и более омрачается, а всевидящее око Божие все же видит тайну грехов наших. Воспользуемся же, братия, этим кратким временем, при всей суете нашей жизни: обдумаем наши грехи и постараемся пересказать все, что лежит на совести. Пост, слезы, покаяние, размышление, а паче благодать Божия озарит мрак нашей совести, чтобы мы ничего не скрывали перед Богом; ибо ты перед Богом исповедуешь грехи свои, а не перед священником; он только свидетель твоего покаяния; его дело дать спасительный совет: как очистить тот или другой грех, как беречься его на будущее время, как воздержаться от грехов. Плоды покаяния суть: милостыня, молитва, слезы, сокрушение сердца, решимость не грешить более. А если ты с каждым годом более и более грешишь; если скупой делается скупее, нетрезвый еще чаще упивается, развратный еще более согрешает; то значит он приносит плоды грехов, а не плоды покаяния. Истинные плоды покаяния обнаруживаются добродетельной и благочестивой жизнью. Если ты чем-либо согрешил в прошедшем году, то уже более не греши в настоящем году, повоздержись от греха; потому что с каждым годом грех становится тяжелее на совести грешника, виновного перед Богом, суд Божий увеличивается, гнев Божий возрастает над нашими главами.

Итак, христиане, помолившись Богу, приступайте к исповеди смело, с полной решимостью более не грешить; и Христос Господь, видя ваше чистосердечное раскаяние, простит вам все ваши грехи, потому что Он на Себя взял все наши грехи. Грешить опасно: «уже бо и секира при корне древа лежит»121, – говорит Креститель Господень. Бог весть, быть может, в текущем году Господь позовет на суд Свой; быть может, мы умрем; поэтому заблаговременно постараемся принести плоды, достойные покаяния; исповедуем все грехи наши и дадим Богу обещание более не грешить; Господь простит все наши прегрешения и помилует нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle