57. Поучение в неделю святых отец27
Видели Архипастыря – начальника над пастырями? – Видели Ангела Божия во плоти? – Видели – стража дому Божия? – Видели старца Божия? – Видели правило жизни и образ кротости? – Видели апостольского мужа? – Видели славу, окружающую его? – И когда он совершал Божественную Литургию; то одни из вас старались занять во храме видное место, другие спешили облобызать руку Святителя: такова-то слава, сопутствующая и сопровождающая Архипастыря только на земле; какова же слава и велелепие ожидают этих святых на небе? – A украшение какое? – Митра на главе, украшенная драгоценными камнями, омофор, нарамник и вся архиерейская одежда золотошвейная, – все это как нарядно, прекрасно и великолепно! – И неужели вы думаете, что это священное лицо не тяготится своим облачением? – Ведь митра на главе – означает терновый венец Спасителя; саккос – означает хитон Христов; нарамник – иго заповедей Христовых. – Прекрасно облачение, велика слава архиерейская; но, спросите: какие великие требуются от них добродетели? – Какая вместе ожидает их ответственность пред Богом за каждую душу, погибшую от их нерадения? – Чем выше духовный сан, тем тягчас ответственность пред Богом; Архиерей есть образ Иисуса Христа, долженствующий иметь все добродетели Христовы: мудрость, смирение, благочестие, кротость, воздержание и благолюбие ко всем; он должен служить примером, образцом всех добродетелей Христовых. Он ангел, он страж дому Божия, он обязан из ада исторгать души и вводить в рай. Для чего Владыки посещают города и веси? – Для того, чтобы видеть свою паству, для раздаяния даров благодати, для уврачевания больных, для вразумления неразумных, для ограждения стада Христова от волков еретиков, для просвещения словом Божиим; – сказал же Христос в Евангелии: «тако да просветится свет ваш пред человеками, яко да видят добрыя дела ваши и прославят Отца вашего на небе»28. Вы сами видели: какой свет добродетелей сияет на лице святого сего Владыки? Вы видели, как он смиренно молился? Как он припадал лицем до земли? С каким благоговением читал молитвы? С каким благоснисхождением беседовал со всеми нами? – И наш святый храм удостоил своим Богослужением, и мою убогую хижину он посетил – не презрев мою бедность, не отверг мою худость. Вы сами все это видели и все знаете, и судите: каково смирение и благоснисхождение святителя? И кто же святитель этот? – Он имел супругу и имел двоих детей. Не таков ли был преподобный Спиридон Тримифунский чудотворец, который, будучи Епископом, сам пас овец своих и жал, и косил, по-своему смиренномудрию; а между тем воскрешал мертвых, превратил золото в змею, многие другие чудеса совершал. Скажите после этого: можем ли мы оправдывать свое нерадение в деле спасения тем, что у нас дети, хозяйство, дела? – О! Никогда мы этим не оправдаемся пред Богом. Ах! Мы слепцы потому, что не смотрим на высоту добродетелей святых мужей, а подражаем примеру грешников: подражаем не смирению святых, но гордости грешников; собираем сокровища, а не кормим нищих и убогих братий Христовых; обременяем себя объедением, нетрезвостью гордыми нарядами, осуждаем друг друга, огорчаем, обманываем; нет у нас любви Христовой друг к другу, нет целомудрия и святости жизни. Да, все святые сначала были грешники – читайте их житие; но покаялись, принялись за добродетели, стали внимательны к своей жизни и к своим делам; стали укорять, обличать свою жизнь, свои дела, призвали на помощь благодать Божию, и Господь помог им сделаться святыми и добродетельными.
Страшно нам будете стоять на суде Божием, когда святые первопастыри увидят нас не между овцами, а между козлищами, не между святыми, а между грешниками. Аминь.
* * *
По случаю прибытия в г. Таганрог преосвещеннейшего Феодосия, Епископа Екатеринославского и Таганрогского.