Источник

96. В неделю 5-ю по Пятидесятнице

«Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты прежде времени мучить нас». (Мф. 8:29)

С таким христиане некогда вопросом бесы обратились к Иисусу Христу, когда Он изгнал их из двух Гадаринских жителей, в которых они поселились и которых мучили. Но зачем Сын Божий приходил на землю? не для того ли, чтобы освободить людей от власти диавола? Ведь диавол пять тысяч лет владел землей и людьми, он думал, что вечно будет владыкой над всем миром сим? Но как диавол есть владыка жестокий и немилосердый, что усматриваем особенно из того, как его слуги бесы мучили двух Гадаринских бесноватых, то Господу жалко стало как этих несчастных, так и прочих всех людей, которых бесы мучили, и Он решился согнать их с лица земли и действительно выгнал их из людей, сказавши: «ныне князь мира сего изгнан будет вон»110. И не только сам изгнал бесов, но еще дал эту власть христианам: «именем Моим будут изгонять бесов»111, – сказал Господь. Что ж, пользуются ли христиане этой властью? Пользуются и изгоняют бесов, но только очень, очень немногие: люди праведные, мужи святые, свободные от страстей. А много ли таких на свете, особенно в настоящее время? Пoелику на свете больше грешников, нежели праведников, то больше таких, которые вгоняют бесов в людей, нежели выгоняют. Выгонять можно только силой креста и именем Господа Иисуса Христа, а вгонять можно лихословием, зложеланием и недобрым словом. Изгонять бесов – дело трудное: нужно великое благочестие и святость от того, кто берется за изгнание бесов. Что за жалоба диавола на Сына Божия? Что значат слова его: «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас»112? Можно полагать, что Бог не назначил предела их владычеству, не сказал: сколько они будут царствовать на земле. Этот протест диавола, эта жалоба есть ложная, ибо диавол есть отец лжи. Он и одного дня не был бы на земле, если бы люди сами не предали себя ему, отвратившись от Бога. Что диавол называет мучением для себя? Освобождение Господом из-под их власти двух бесноватых, в которых помещался целый их легион. Весь этот легион лишился удовольствия мучить людей. Для беса единственное удовольствие, единственное наслаждение – это мучение людей, лишение, отнятие власти и силы мучить человека есть величайшее мучение для диавола. И мучение бесов, хотя не всецелое, началось со времени пришествия Сына Божия на землю, со времени разрушения ада, со времени отнятия у них власти над людьми. Хотя бесы могут искушать людей, соблазнять их, губить, но христианам дана сила отражать, отстранять, удалять от себя бесов. Сила эта – крест, молитва и пост. Вооружившись этим оружием, христиане не только могут отражать от себя бесов, но и удалять, выгонять их из других людей. Что же значит, что бесы живут доселе на земле, когда Господь сказал за тысячу восемьсот лет пред сим: «ныне князь мира изгнан будет вон»113. Действительно, с пришествием на землю Сына Божия началось это изгнание бесов, но оно еще будет продолжаться до пришествия на землю их царя Антихриста. Бог всемогущ, Он и в один день мог бы изгнать их. Но, во-первых, Господь решился не на земле, а на небе устроить вечное Свое Царство, царство славы, потому что земля вся пропитана грехами и усеяна грешными телами: ей придется гореть огнем, чтобы очиститься. Во-вторых, бесы живут на земле, потому что на земле есть много людей, которые больше любят бесов и дела бесовские, грехи, нежели Бога и добродетели. Бога не многие любят по заповеди, всей душой и всем сердцем, а весьма многие любят мир, страсти и дела диавольские. Чем диавол виновен, что ему воздвигают храмы, пьянственные и распутные дома? Чем диавол причиной, что люди любят грехи: зависть, гордость, пьянство, распутство, тленные сокровища? Не люби люди грехов, бесы далеки были бы от нас, от нас, христиан, которым дано средство побеждать их. Они удалились бы сами от нас к неверующим иудеям, магометанам и язычникам. Мы сами виновны, что бесы владеют нами, потому что мы любим более дела их, чем повеления Божии.

Господи! спаси нас, сохрани нас от этих лютых мучителей. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle