Источник

85. На тот же день

«Исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки». (Деян. 2:4)

То было дивное зрелище, когда Дух Святый видимо сошел на св. апостолов. Все они пламенно молились в горнице Сионской. Молящихся же было около ста двадцати душ. И вдруг неведомо откуда среди молящихся пронесся вихрь, явились огненные языки на каждом из них, и каждый ощутил в сердце сладкую богоблагодатную радость, восторг, восхищение. Каждый стал говорить на разных языках. Рыбаки стали богомудрыми, простаки стали многознающими и многоглаголивыми. Евреи и язычники, собравшиеся со всех сторон света во множестве по случаю величайшего праздника Пятидесятницы, пришли в изумление, увидя чудо из чудес, видя рыбаков красноречивыми, многоглаголивыми и говорящими на всех языках. Тогда-то полилась богомудрая речь из уст апостола Петра, и три тысячи душ обратилось ко Христу в тот же день. Дарования эти, христиане, и ныне даются там, где они необходимы. Но мы не в красноречии и языкознании нуждаемся ныне, а в других богоблагодатных дарованиях: в смирении, в любви, в кротости, в благочестии, в терпении, в вере, в духе молитвы – во всех тех дарованиях, которыми должна украшаться христианская душа. Дух Святый, призываемый в молитве, изливает эти дарования на Того, Кто Его об этом просит. Но нужно почувствовать нужду в этих богоблагодатных дарованиях. Во время молитвы следует говорить: «даруй и мне, Душе Святый, дух молчания, мне, говорящему много» духа смирения мне, гордящемуся своими совершенствами, духа любви мне, у которого иссякло чувство любви к Богу и ближним, духа ведения и благочестия мне, имеющему омраченный ум, ленивому и нерадивому к делам благочестия? Следует также в молитве просить Духа Божия о том, чтоб Он избавил нас от лености, от празднословия, от духа буйства, нетрезвости и даровал бы нам дух воздержания, смирения и кротости? Ибо кто не имеет Духа Божия, тот не Его, тот не Божий. Несчастен тот, кто потерял веру, кто душой пуст, кто имеет не духа Божия, а духа гордости, любостяжания, сребролюбия, сластолюбия и разврата, происходящих от духа злого, от духа нечистого, от диавола. Такой человек никогда не может иметь духовной радости, духа мира, покоя и тишины. Дух Божий вливает в нас животворную свою силу, дабы мы имели залог утешения, бессмертия и вечной жизни. Как часто по испорченности воли нашей мы отвергаем благодатные дарования Духа Святого и принимаем в себя духа гордости, ненависти, злобы, духа сластолюбия и роскоши, духа нечистоты и непотребства, духа любостяжания и посягательства на обиду ближнего. Но всякий такой дух есть дух разрушительный, дух, омрачающий душу и сердце наше, дух гибельный и смертный, умерщвляющий нашу душу. Вот почему св. апостол Павел советует христианам держать в руках все оружие Божие при нападении диавола, дабы мы могли устоять против него в день лют. Диавол иногда с такой лютостью бросает на нас раскаленные стрелы со всех сторон, что нас покрывает какая-то тьма, какая-то бездна, и наш дух бывает готов исчезнуть и погибнуть100. Станем же христиане непрестанно взывать к Духу Божию Пресвятому, Всеочищающему, всепросвещающему, к Духу Божию благому и кроткому, к Духу любвеобильному, богоблагодатному, животворящему, светотворному, бессмертному и вечному: «Царю Небесный, душе благий и кроткий, Душе Праведный и Пресвятый, прииди и вселися в нас, очисть нас от всякой скверны и спаси души наши». Аминь.

* * *

100

Глас 3, песнь 6. Ирм.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle