Источник

3. На день Богоявления

«Дух Божий ношашеся верху воды». (Быт. 1:2)

Христиане! Святое писание говорит, что при сотворении мира один Дух Божий носился над водами и вливал в новосотворенную землю свою теплотворную и животворящую силу благодати, дабы она согревалась, оживотворялась и оплодотворялась разными растениями, приносила бы плоды для людей и животных. Ныне над водами реки Иордана видим всю Пресвятую Троицу, Которая изливает свет благодати Божией, спасительный всем человекам. И сколько Господь совершал чудес над водами, особенно над водами реки Иордана, столько же и еще более изливает Он благодати для всех людей чрез воды всех рек, озер и даже морей! Вот Он всемогуществом Своим раздвинул и разделил воды Чермного моря и провел по сухому пути евреев в предображение нашего крещения! Вот Он потом силой благодати претворяет горькие воды Мерры в сладкие! Вот Он проводит евреев чрез раздвинувшиеся воды реки Иордана, чрез которую потом, как по сухому пути, прошли пророки Илия и Елисей. В той же реке Иордане, погрузившись семь раз, Сирский военачальник Нееман очистился от проказы. Сколько других чудес совершил Господь водой! И все эти богоблагодатные чудеса служили только прообразованием новоявленной благодати, которую Господь излил ныне в воды Иордана погружением Своей Пречистой Плоти? Теперь не чрез воды только Иордана, говорю, но чрез все реки и чрез все моря ныне изливается благодать Божия в сердца наши и на всякую тварь, благодать спасительная всем человекам и всем животным и растениям. Ибо когда Бог возвратил нам всю Свою милость, всю Свою любовь, послал на землю единородного Сына Своего, Искупителя мира, тогда Он нам и «вся благая дарствует», ни в чем не отказывает, ничего для нас не жалеет. Остается нам только быть способными к принятию сей благодати. Остается принять крещение и прочие таинства, веровать в Спасителя мира и в святое Его Евангелие и принести покаяние во грехах наших: «покайтеся и веруйте во Евангелие»3, – взывал проповедник покаяния, Креститель Господень Иоанн. «Кто Бог велий, яко Бог наш»4, – вопрошает царь Давид. Он все сделал для нашего спасения, для удостоверения в своей милости и любви к нам. Он является теперь при освящении воды невидимо, является в образе Пресвятой Троицы Бога Отца, прорекшего над Иорданом ясными словами в небесах: «Сей есть Сын мой возлюбленный, Того послушайте»5, Того возлюбите так, как Я Его возлюбил, послушайте и приймите к сердцу вашему все то, что Он вам скажет, и веруйте в Его слова. Примите со всей любовью Сына Моего Возлюбленного, Которого Я послал на землю для спасения вас от вечной погибели, Который грехи ваши взял на Себя и все вины ваши принял на Себя и погрузил в воды Иордана, дабы и вы очистились от ваших грехов в купели крещения и покаяния. Примите Сына Моего единородного, Который вас возлюбил до смерти, смерти же крестной. Примите Духа Святого, Которого очами веры вы видите теперь во образе голубя, носившегося над главой Моего Сына и помазавшего Его елеем радования, елеем премудрости, елеем разума и благочестия, елеем Пресвятой Своей благодати и изливающего чрез Него благодать свою на всякую плоть, и просвещающего умы и сердца светом Боговедения всех человеков, «сидящих во тьме»6 неведения и тени грехов смертной. Так, почти так взывал к нам Бог Отец, являя к нам Свою любовь и милость, спасая нас от греха, проклятия и смерти и даруя нам живот вечный и велию милость. После этого, христиане, можем ли мы закрывать очи веры нашей от Бога Отца, от Бога Сына и от Бога Духа Святого? Мы в восторге радости должны повторять слова пророческие: «Велий Господь наш и велия крепость Его»7. «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса!»8 С нами Бог, разумейте это все народы. О! Если бы мы, христиане, все разумели и помнили все то, что Бог повелевает нам исполнить, так как и Он все сделал для нашего спасения, даровав нам изобильно Пресвятую Свою благодать. Но многие ли из нас пользуются сей благодатью? Сколь мало между нами таких, которых души и сердца были бы чисты и способны к принятию сей благодати! Ибо не может Дух Божий пребывать в сердцах нечистых, наполненных грехами. Благодать Божия любит пребывать только в душах сокрушенных и смиренных сердцем. Очистим же, христиане, себя решительным покаянием, очистим умы и сердца наши от всякой скверны плоти и духа, покаемся, по слову Крестителя Господня, во грехах наших, пока Царствие Божие близко к нам, пока пребываем в царстве благодати, света и жизни. Умрем, тогда невозможно будет покаяние. Станем почерпать воду с веселием от источника спасения, пока с нами Бог, дабы и нам соединиться с Богом на веки. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle