142. На день Богородичный
В нескольких верстах от Иерусалима была деревушка, в которой среди других домов был дом небольшой, в котором жила Марфа, Мария и брат их Лазарь. Каждый раз при посещении Иерусалима, особенно после продолжительного путешествия и после проповеднических трудов, Господь наш Иисус Христос для отдыха заходил со Своими учениками и апостолами в этот дом, в это семейство. Кажется, что дом этот был странноприимный, что благочестивое это семейство принимало на отдых и других путников, шедших в Иерусалим. Но благочестие Марфы и Марии было причиной тому, что Господь любил это семейство. Он приходил к ним как к родным. Не видно, чтобы они занимались каким-либо ремеслом или промыслом, но видно, что Марфа занималась домашним хозяйством, Мария любила заниматься чтением книг и слушанием Слова Божия. Это усматриваем из беседы Марфы со Христом. Какая простота! Какая благодать и искренность в этой беседе! Немного сказано Господом, но многознаменательно сказано. Марфа жалуется на Марию, что она не хочет помочь ей приготовить пищу пришедшим дорогим гостям. Не похвалил Господь излишнее попечение Марфы к угощению возлюбленного учителя и учеников Его. «Марфо! Марфо! Печешися и молвиши о мнозем»157. Казалось бы, как не позаботиться, как не подумать о пропитании таких и стольких дорогих гостей? Как не угостить Того, который питает всякую тварь? Как показать скупость дающему блага всякой плоти? Права ли Марфа, занимаясь угощением Господа? Не права, если знала слова Господа, что «не о хлебе едином жив будет человек, но и о всяком глаголе исходящем»158. Мария, значит, знала. Он похвалил ее за то, что она сидела и слушала слова благодати, изливавшиеся из уст Божиих: Мария, – сказал Господь, – «благую часть избра, яже не отнимется от нея»159.
Слова, сказанные Марфе, относятся ко всем христианам, которые много заботятся о постройке домов, о собрании имущества, об украшении себя одеждой, о пище и обо всем земном.
Почему же мне, смотря на непрестанные заботы иного христианина о постройке многих домов, судов и пароходов, не сказать: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозем»! Одно только необходимо нам для вечного спасения – Слово Божие? Почему, смотря на эти бесконечные украшения домов, на эти модные наряды, не сказать: «Марфо! Марфо! Печешися о мнозем! Едино же есть на потребу» Слово Божие. Смотря на суету в лавках, в конторах, на бирже, на торжище, почему не сказать: «Марфо, Марфо, печешися о мнозем». Суетись сколько угодно, собирай земные блага, покупай, продавай – все оставишь на земле: «кая польза человеку, аще приобрящет весь мир»160? вопрошает Господь. Ты полюби Слово Божие, вечно будешь жить после смерти: «не о хлебе едином, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих, жив будет человек». Слушающий Слово Божие и исполняющий оное, жив будет во веки. Да в слове Божием жизнь, вечная жизнь. «Глаголы живота вечного имаши»161, – сказал апостол Петр об Иисусе Христе. Слово Божие есть соль, сохраняющая от порчи и тления душу и тело человека. Это явно доказывают св. мощи нетленные многих святых. «Слово Христово поэтому да вселяется в нас богатно»162, – сказал св. апостол Павел, глаголюще о себе и пр. О, братие! Оставим суету и станем слушать, изучать и исполнять Слово Божие. Аминь.
* * *