О некоторых царях Израильских и Иудейских
Иеровоам
царь Израильский. Чтобы отвлечь подвластные себе десять колен от религиозного центра Евреев, – Иерусалима, Иеровоам поставил в своём царстве двух идолов765. «Иеровоаму приятно было это отступление (Израильтян от истинного Богопочитания), потому что, если бы оно уничтожилось, то всё бы возвратилось под власть одного царя (Ровоама).... (А) Израиль не мог воспротивиться (приказанию Иеровоама), страшась их (т.е. сынов Ефремовых) могущества и силы Иеровоама, возвеличившегося по смерти Соломоновой» 766. Поставив идолов, «Иеровоам изгнал жрецов и левитов, живших в десяти коленах, а жрецами юниц определял всякого, кого находил, без разбора. И в этом одном поступал разумно, потому что священники Божии не должны были служить тем, которые не боги» 767; – «И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение»768, и обличил Иеровоама. После этого пророк отправился в обратный путь, но за то, что не исполнил некоторого повеления Божия, был растерзан львом769. «Постигшее пророка указует и на воскресение мёртвых. Ибо Предавший живого зверю и сподобивший чести умершего, почтивший же не душу, но одно тело, конечно, не презрит тела распадшегося и сотлевшего, но воскресит и возвратит душе то орудие, с помощью которого служила она Творцу» 770.
Ахав
царь Израильский. «Легкомыслен был этот жалкий Ахав, и не трудно было обращать его и туда, и сюда, почему лукавая жена и ввергла его в ров нечестия» 771. Против усилившегося нечестия, которое, можно сказать, дошло до крайних пределов, выступил пророк772 Илия.
«И сказал Илия пророк, Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сие годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову»773. Наведя на страну засуху, а с нею вместе и голод, пророк ушёл за Иордан и, по повелению Божию, скрылся при ручье Хорафе, который вливался в Иордан с восточной стороны. Ручей давал ему воду для питья; а вороны, и утром, и вечером, приносили сюда хлеб и мясо774. «Действительно, если бы он сам (Илия) пользовался спокойствием и богатою трапезою тогда, когда другие бедствуют и изнуряются голодом, то, может быть, кто-нибудь подумал бы, что это было делом жестокости; ибо нисколько не казалось бы удивительным, что человек, пользующийся довольством, утешается чужими бедствиями. Посему Бог попустил и ему самому участвовать в несчастии, испытать случившиеся бедствия и разделять голод, дабы ты знал, что не голод нужен был ему, но божественная ревность действовала в нём» 775. – Год спустя, от недостатка дождей, ручей высох. Тогда Господь повелел Пророку идти в приморский город Сарепту, к одной вдове, у которой он должен был найти себе пропитание776. Вдовицей, принявшей Пророка Илию, «прообразована Церковь из язычников, потому что жена сия гонимого Израильтянами приняла с верою, как и Церковь приняла теми же самыми Израильтянами изгнанных Апостолов» 777. Вскоре случилось, что сын хозяйки дома тяжко заболел и умер. «Приключилось (это)... ради её же пользы... дабы, увидев сверхъестественное совершённое воскресение, утвердилась она в благочестии» 778. И действительно, свершилось нечто необычайное779. Илия, «после молитвы, трижды дунув на отрочище, возвратил его к жизни. – Троекратное число указывает на Достопоклоняемую Троицу, а дуновение – на первоначальное сотворение души. Впрочем, Пророк, дунув, не новую создал душу, но возвратил разлучившуюся с телом» 780.
Между тем жестокий голод, постигший Израильское царство, заставил Ахава искать Илию, дабы через него прекратить это несчастье. По повелению Божию, Илия явился к царю и объявил последнему, что голод в стране зависит исключительно от его нечестия. И чтобы убедить Ахава в его заблуждении, пророк предлагает ему средство, которое бы самым наглядным образом показало истинность священников Иеговы и ложность жрецов идольских, – это известное жертвоприношение на горе Кармил. Ахав согласился. Истина восторжествовала, и жрецы были преданы смерти781. – Вопреки закону, повелевавшему служить Богу на одном месте, Илия создал жертвенник на Кармиле, «потому что «праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым» (1 Тим., I. 9)» 782. – Попалив жертвы, политые водой, пророк «ясно предвозвестил нам об имеющем совершиться впоследствии тайнодействии крещения. Ибо троекратно возлитою водою возжигается огонь для того, чтобы показать, что где таинственная вода, там и Дух воспламеняющий, горящий, огневидный, нечестивых сожигающий, а верных освящающий» 783. – Когда Иезавель узнала об истреблении языческих жрецов, «послала посланца к Илии сказать:.... пусть то-то и то-то сделают мне боги, и ещё больше сделают, если я завтра, к этому времени, не сделаю с твоею душею того, что сделано с душою каждого из них (т.е. жрецов). Увидев это, он встал и пошёл, чтобы спасти жизнь свою»784, «потому что был не пророк только, но и человек» 785.
Спасаясь от преследования Иезавели, пророк дошёл до горы Хорива. Здесь Господь сказал ему «пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск; и когда придёшь, то помажь Азаила в царя над Сириею. А Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем, Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя. Кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасётся от меча Ииуева, того умертвит Елисей»786.
Получив от Бога указанное повеление, Илия выполнил его по отношению к одному лишь Елисею787, «потому что Елисей, прияв через него пророческую благодать, и на тех (т.е. на Азаила и Ииуя) перенёс дарование и сообщил им царственную благодать» 788.
Когда дни служения пророка на земле окончились, ему суждено было, подобно Еноху, быть взятым живым на небо789. Незадолго до своего вознесения, «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь»790. «Сказал сие не по скупости сообщить благодать ученику, но радея о всём человеческом роде. Поскольку сам злочестивых людей наказал гололом, продолжавшимся 3 г. и 6 м., то преемнику сугубой благодати необходимо было совершить и сугубые чудеса» 791. Впрочем, сказал Илия, «если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так.... Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо»792. «Илия вознёсся во плоти, но плоти духовной, уже не имеющей нужды в том, в чём всегда нуждалась, когда была в этом мире.... (По вознесени своём) она питается там некоторою другою пищею, которую подаёт Бог, ведающий сокровенное и сотворивший невидимое, – имеющий некую бессмертную и нетленную пищу » 793.
Когда Елисей смотрел на удаляющегося от него Илию, в это время упала пред ним «милость» Илии. Поднявши её, Елисей пошёл обратно к Иордану, через который они только что перешли с Илией, и остановился на берегу реки. По примеру Илии, он ударил «милостью» его по воде, и воды разделились на обе стороны: и Елисей перешёл на западный берег. Ученики пророческие из Иерихона, которые издали видели это чудо, удостоверились, что дух Илиин почил на Елисее794. – Служение пророка Елисея ознаменовано было весьма многими чудесами. Так, например, в Сирийском царстве был знаменитый военачальник, по имени Нееман. Он впал в проказу и не мог излечиться. И пришел Нееман с конями и колесницами, и остановился перед дверьми дома Елисеева. Елисей выслал к нему сказать: «поди и окунись семь раз во Иордан, и будет тело твоё, как прежде; ты очиститься». Едва Нееман исполнил приказание, как тотчас же выздоровел 795. «Не напрасно некогда Нееман прокажённый, погрузившись, очистился, но в научение наше: мы, прокажённые во грехах, чрез св. воду и призывание Господа, очищаемся от прежних грехов и, как новорожденные дети, духовно возрождаемся, как и Господь сказал: «если кто не возродится водою и Духом, не войдёт в царство небесное» (Иоан. III, 5)» 796. – Даже по смерти своей Елисей не перестал творить чудеса. Известно, например, что гроб Елисея воскресил мёртвого, едва тот коснулся могилы пророка, и тем самым предвозвестил истину всеобщего воскресения. «Если умершее тело Елисея воскресило мёртвого, тем не более ли Бог оживотворит мёртвые тела людей и приведёт их на суд?» 797. –Будучи великим чудотворцем, Елисей был велик и по смирению, зная, что сила чудотворения подаётся человеку Богом и что «тщеславие препятствует чудотворению» 798.
Ахаз
Царь Иудейскй. Ахаз был крайне нечестив, и за это Господь наказал его. На Иерусалим двинулись два царя: Рецин, царь Сирийский, и Факей, царь Израильский, – с целью низложить Ахаза и на престол Давидов возвести «сына Тавеилова»799. «Но смотри, нельзя ли будет и в толковании имён найти основание к яснейшему (иносказательному) уразумению сего места. Ибо «Ахаз» толкуется: одержание; «Иоафам» (отец Ахаза) – совершение Иао; «Озия» (отец Иоафама) – крепость Иао; «Арам» – выспренний; «Факей»– полуоткрытие; «Ромелий» (отец Факея) – выспренний из обрезания. Посему: совещаются разум выспренний и разум, обещающий быть уяснителем Божественного Писания. Сие означает Факей, по толкованию: полуоткрытие, как бы обещающий своё уяснение недоступных разумению свидетельств Писания. А что совещание против Иерусалима двух Царей: одного – высокодумающего о мирской мудрости, и другого – обещающегося объяснить сокровенное в Писании, состоит в учениях и противоречащих словах людей, которые надеются захватить в свою власть изучивших дела церковные, – сие видно из последующего. Ибо Арам (Рецин) и сын Ромелиев совещали лукавый совет, говоря: «взыдем во Иудею, и собеседовавше с ними, отвратим я к нам» (Иса. VII, 6). Пророческое слово ясно показывает, что надеются убедительностью речей отвлечь к себе дом Давидов. Обещаются же и сына Тавеилова поставить царём. А «Тавеил» толкуется: Благий Бог. Но покушающимся против Церкви свойственно обещать, что предадут учение о Сыне Божием, и такими «благими словесы прельщают» они простодушных. А что всё это – гадания, посредством истории показывающие настоящее состояние Церкви, – сие явно обнаруживает пророческое слово, поступая далее и говоря: «аще не уверите, ниже имате разумети»» 800. Таким образом, нашествие на Иерусалим двух враждебных ему царей предуказывало появление в Церкви Христовой различных учений, не согласных с учением церковным. – Дабы напомнить испуганному осадой Ахазу, что «не оскудеет князь от Иуды» и царский дом Давидов не прекратится до тех пор, пока «приидет Чаяние языков»801, пророк Исайя изрекает ему пророчество о рождении от Девы Марии Еммануила 802. «Ахаз... получил пророчество о будущем так же, как Лаван, Авимелех, Навуходоносор, Фараон и, наконец, Каиафа, – не по достоинству жизни, но потому, что сан его делал его достоверным свидетелем» 803.
Езекия
По смерти Ахаза, Иудейским царем стал сын его, Езекия. Уплачивая дань Ассирийскому царю, Сеннахириму, Езекия воспользовался, между прочим, для этого и священным имуществом из храма804, потому что «сокровищ царских было недостаточно; и в такихь нужных случаях было в обычае иждивать священные сокровища и восполнять снова из добыч на войне» 805. – По случаю чудесного выздоровления Езекии от постигшей его болезни и знамений, сопровождавших это выздоровление, Иерусалим посетили послы Вавилонского царя Меродах-Валадана806. «Езекия должен был бы соделать ведомою для послов силу Божию и ту Божию попечительность, какою сам пользовался; а он (вместо этого) показал богатство, в котором нет ничего прочного», за что народ его и наказан был бедствиями плена, во время которого перенесены были в Вавилон и все те богатства, которые показывал вавилонским послам царь Езекия807.
* * *
III Цар., XII гл.
Тв. Св. Ефр. Сир. т. VIII, 128. Толк. на кн. прор. Осии гл. 13.
Тв. Бл. Феод., т. I, 446, Толк. на III Цар., вопр. 42.
III Цар., XIII, 1.
III Цар., XIII, 2–32.
Тв. Бл. Феод., I. 450–451, Толк. на III Цар., воп. 43.
Ibidem, стр. 465, вопр. 62.
О пророках вообще. „Поскольку народ... преступил закон, от Бога данный, то Бог благ и милосердый, не желая погубить его, не только дал закон, но после того посылал ещё к нему пророков из братьев его“ (Св. Феоф. Ант., К Авт., III, 11, – см. Св. П. Преоб., Соч. др. хр. апол., стр. 240). Пророки эти „были люди Божии, исполненные Святого Духа... Самим Богом вдохновенные и умудрённые, – которые получили свыше ведение, святость и праведность. Они-то удостоились чести быть органами Божиими и сосудами премудрости от Бога“ (Св. Феоф. Ант., К Автол, кн. II, 9, – см. Свящ. П. Преображ., Сочин. др. хр. аполог., стр. 194; – тоже см: Тв. Св. Вас. Вел., т. II, Москва, 1845 г., стр. 3–13, Толк. на кн. пр. Иса., Предисл.)... „и были поставлены на земле, чтобы приучить человека носить Дух Его (Божий) и иметь общее с Богом“ (Св. Ирин. Лион., Прот. ер., кн. IV, гл. 14, – см. Пам. др. хр. письм., стр. 448); чтобы „вразумлять его и напоминать ему заповеди закона и обращать его к покаянию, дабы впредь не грешил. Эти пророки предсказывали, что если он будет упорствовать в злых делах“, то понесёт достойное от Бога наказание. (Св. Феоф. Ант., К Авт., III, 11, – см. Свящ. П. Преоб., Соч. др. хр, апол., стр. 240; – тоже см: Твор. Лактанция, в пер. Карн., Спб., 1848, стр. 277 Бож. Наст., IV, 11). Нередко пророки говорили притчами, „чтобы слышащие слова сии, не зная, что произносят приговор сами на себя, судили справедливо. Ибо иначе смотрим на грех в себе, иначе – в других“ (Тв. Бл. Феод., I, 467, Толк, на III Цар., воп. 64).
III Цар., XVII, 1.
III Цар., XVII, 2–6.
Тв. Св. Ио. Зл., Бес. на р. м. Св. П. I, 242, Бес. о Пр. Илии и вдовице; – тоже см; Ibidem, II, 228. Бес. об Ап. Петре и прор. Илии.
III Цар., XVII, 7–16.
Тв. Бл. Феод., I, 459, Толк. на III Цар., воп. 53.
Ibidem, стр. 460, воп. 54.
III Цар., XVII, 17–24.
Тв. Бл. Феод., I, 460, Толк. на III Цар., воп 54.
III Цар., XVII.
Бл. Феод., I, 461, Толк. на III Цар., воп. 56.
Тв. Св. Григ. Нисск., т. VIII, 17, Слово на д. Светов.
II Цар., ХХ, 2–3.
Тв. Бл. Феод., I, 464, Толк. на III Цар., воп. 59.
Ibidem, 19–24.
Тв. Бл. Феод., I, 465, Толк. на III Цар., воп. 60.
IV Цар., II, 11.
IV Цар., II, 9–10.
Тв. Бл. Феод., I, 475, Толк. на IV Цар., воп. 7.
IV Цар., II, 10–11.
Тв. Св. Епиф. Кипр., т. III, 194, Об Оригене, гл. 64.
IV Цар., II, 12–15.
IV Цар., V, 1–19.
Св. Ирин. Лионс., Отр. из утр. соч., Отр. 32, – см. Пам. др. хр. письм., 707 стр; – тоже см: Тв. Св. Гр. Нисск, т. VIII, 17–18, Сл. в д. Светов.
Св. Ир. Лион., Отр. из утр. с., Отр. 33, – см. Пам. др. хр. письм. 707 стр:–тоже см: Тв. Св. Кир. Иерус., Слова Оглас. 235 стр., 14 Огл. Слово.
Тв. Бл. Феод., I, 479–480, Толк. на IV Цар., воп. 17.
IV Цар.‚ XVI, 5. – Пса., VII, 1–7.
Тв. Св. Вас. Вел., т. II, Москва, 1845 г., стр. 267–278, Толк. на кн. пр. Иса., гл. VII.
Иcа., VII, 14.
Тв. Св. Вас. В., т. II, 277, Толк. на к. пр. Иса., гл. VII.
IV Цар., XVIII, 13–16
Тв. Бл. Феод., I, 500. Толк на IV Цар., воп. 52.
Иса.: XXXVIII, 8; XXXIX; IV Цар., XX, 1–19; – II Пар., XXXII, 25–29. 31.
Тв. Бл. Феод., I, 500, Толк. на IV Цар., воп. 52.