Ответ 156, того же великого старца к тому же, объясняющий силу предыдущего ответа.
Брат! Что скажу тебе я, вовсе ничего не сделавший? Хотя ты и говоришь, что ты делал и делаешь, но я не помню ничего о себе, кроме того, что всегда прогневляю Бога делами моими, и потому ничего не ожидаю от дел; надеюсь же спастись ради человеколюбия Его, ибо Он умер для спасения грешных. Пребываю же я в келлии своей во имя Его, пока Он приидет Сам Собою и скажет мне: «что хощеши, да ти сотворю?» Тогда скажу и я с оным слепцом: «Господи, да прозрю» (Лк. 18:41). Если бы и имел дела, то, боясь осуждения, какое постигло фарисея, не посмел бы говорить о них. Но говорю тебе, брат, что вся моя жизнь и надежда сосредоточивается в Нем: и день и ночь я молю Его подать мне очищение от явных и сокровенных страстей. Что мы смеем сказать о делах правды нашей45, слыша: «всяка уста да заградятся» (Рим. 3:19) и проч., и еще: «Хваляйся... о Господе да хвалится» (2Кор. 10:17)? Блажен же тот, кто очистился от гнева и прочих страстей, сохранил все заповеди и говорит: «раби неключими есмы» (Лк. 17:10). Если же делаем одно доброе дело, а другим погубляем его: то какая польза от того, что всякий день созидаем и разоряем? Презирающий равно славу и бесчестие может спастись о Христе Иисусе, Господе нашем, Тому слава, аминь. Предай меня Господу и безмолвствуй с надеждою, молясь о мне, окаянном и смиренном.
* * *
В славянском переводе: исправлениях.