митр. Исидор

Краткое сведение о св. Варсануфии1

Источник

Святой Варсонофий, по месту рождения Египтянин, произошел от бедных родителей, живших в деревне, называемой Петроды. Отец его был Илия, а мать – Евлампия. По смерти их Варсонофий отправился с двумя товарищами Аммонием и Акакием в Палестину для поклонения святым местам. Увидевшись здесь с некоторым Старцем Маркеллом, известным по своей святости и строгой, пустыннической жизни, он вознамерился со своими спутниками остаться в его обители, постригся в монашество и под руководством сего благочестивого Старца проходил первые подвиги пустынножительства, особенно подвиг молчания. Сколько времени он пользовался наставлениями Маркелла неизвестно. По смерти же его Варсонофий, желая найти себе другого руководителя, оставил прежнюю обитель и с другими двумя братьями Иосифом и Феодором перешёл в обитель, называемую Еваге, которая находилась неподалеку от Газы. Начальником сего общежития был знаменитый подвижник Серид. Слава добродетелей его столь была велика, что в Александрии, даже в седьмом веке, вместо того, чтобы описывать сию обитель, считали довольным сказать: монастырь Серида (2). Сия-то слава привлекала к нему весьма многих подвижников. Ею же привлечен был и Варсонофий. Подражая примеру великого наставника своего, он сам для всех братий служил примером поучительного безмолвия. Даже ближайший ученик его Дорофей не иначе мог говоришь с ним, как через Серида (3), послушание коему Варсонофий предпочитал подвигу безмолвия. Прочие братья предлагали ему вопросы и получали ответы, писанные на дощечках.

Судя по такой любви к уединению и безмолвию, противоположной общему духу, распространившемуся тогда во всех Палестинских обителях, можно было предугадывать, что Варсонофий не долго будет жить и в Серидовой обители. Действительно так и случилось. Как в Константинополе, так и в Палестине повсюду слышан был спор правоверных с последователями Оригена. Действия оного коснулись и монастырей; ибо Феодор Каппадокиянин, пользуясь доверенностью Императора Юстиниана, тайно поддерживал Оригенистов и распространял их мнения в Палестине. Сподвижники Варсонофия, уважая опытность его в духовной мудрости, приходили к нему с различными вопросами касательно учения Оригенова, и тем нарушали покой уединенного Старца. Ревность в правоверии заставляла его отвечать на вопросы, а любовь к добродетели производила негодование на бесплодное и вредное любопытство тех, которые теряли время в спорах и исследованиях, отвлекающих душу от благочестивых размышлений и святой деятельности.

По любви к уединению, он вышел из обители с наставником своим Серидом. Начальство над братиею на время поручено было Дорофею. Два сии Старца проводили Богоугодную жизнь свою в пустыне, находящейся подле самого монастыря. Евагрий, современный писатель говорит о Св. В Варсонофии, что он во плоти жил, как бесплотный, и, заключившись в кельи своей, весьма долгое время (4) никому не показывался, так что, когда слух о нем дошел до Евстохия Епископа Иерусалимского, он не верил, чтобы Варсонофий еще жив был; посему приказал проломать его келью; но когда хотели исполнить его волю, огонь, вырвавшийся из кельи, едва не попалил всех, которые осмелились к ней прикоснуться (5).

Тот же писатель говорит, что Св. Варсонофий произвёл много великих чудес, хотя подробно не исчисляет их. По словам же Иосифа, который был спутником и сподвижником Варсонофия, он низвел молитвою своею дождь на землю, коего не было в продолжение целого года, и предсказал болезнь Мария, посланного в Сирию преследовать и заточать всех, кто не согласится принять мнения Оригена. Ибо Юстиниан, вовлеченный в споры о вере, склонился на сторону хитрых еретиков (6). Обстоятельство сие открыло новый подвиг для Варсонофия.

Константинопольская церковь письмом известила Феодора Епископа Иерусалимского, что Император, приняв сторону еретиков, хочет принудить всех подданных к принятию их заблуждений и для того отправил Мария в Палестину и Сирию. В следствие сего письма Епископ Иерусалимский вознамерился составить собор и требовал, чтобы из каждого монастыря были присланы опытные мужи для совещания. В монастыре Серида, по согласию всех братий, избран для сего Варсонофий, который не задолго пред тем отправился для поклонения святым местам. Когда он явился на собор, Епископ Иерусалимский назначил его послом в Константинополь, дав ему в помощники Архидиакона Георгия и двух Пресвитеров, Феодора и Константина. Повинуясь воле Владыки своего, Старец отправился в путь и чрез несколько времени достиг местечка Галассии или Габалы, находящегося близ Антиохии. Путь сей был торжеством для его веры; ибо он исцелил до тридцати восьми больных. В Антиохии нашедши готовый к отплытию корабль, благополучно достиг Константинополя. Юстиниан, убеждённый чудесами, святостью и красноречием Варсонофия, почувствовал свое заблуждение и в доказательство чистосердечного раскаяния дал Старцу грамоту с царскою печатью, в которой повелевал все годовые доходы, собираемые с Палестины, доставить Иерусалимскому Епископу для разделения по всем Церквям.

На возвратном пути Варсонофий объявил указ сей Префекту Антиохийскому и немедленно отправился в Иерусалим. Исполнив таким образом данное ему поручение, Старец посетил Вифлеем и потом Гефсиманию. Здесь он почувствовал приближение смерти своей, приобщился Святых Тайн, и, отошедши к горе Голгофе, предал дух свой Господу близ того самого места, где Иисус Христос предал Себя за него. Кончина его последовала в конце шестого столетия, 13 Сентября; а память его в Греческой церкви празднуется 6 Февраля (7).

Из писаний Святого Варсонофия многие до сего времени остаются в рукописях. Таковы суть: Различные вопросы и ответы аскетические (8), и Увещание ко ученику своему (9). Напечатано только неполное сочинение, перевод коего здесь представляется, и некоторые отрывки из его сочинений, собранные Св. Афанасием Афонским и Св. Никоном (10).

Учение Святого Варсонофия о мнениях Оригена, Евагрия и Дидима (11).

Вопрос. Некоторый брат спросил Святого Старца Авву Варсонофия: Не знаю Отче, как-то попались мне книги Оригена и Дидима, также умозрения Евагрия и наставления для учеников его. Они говорят, что души человеческие не были сотворены вместе с телами, но существовали прежде их, как простые умные силы, то есть, были бесплотны, так же как Ангелы и демоны были простые чистые умы, что человеческие души за преступление закона осуждены жить в настоящем теле, Ангелы сделались Ангелами, потому что сохранили себя в чистоте, а демоны по причине многих нечестий сделались демонами. Много говорят и другого сему подобного. Еще утверждают, что будущее мучение должно окончиться: люди, Ангелы и демоны возвратятся в прежнее свое состояние и будут опять простые умы, – это называют они восстановлением (άποκατάστασις). Душа моя неспокойна от сего, колеблясь сомнением, справедливо ли такое учение или нет. Прошу тебя, Владыка, открой мне истину, дабы я твердо держался её и не погиб. Ибо в Св. Писании о сем ничего не говорится, так как и сам Ориген в толковании на послание к Титу утверждает, что ни Апостолы, ни предание Церкви не учат, чтобы душа существовала прежде, нежели создано тело, даже еретиком называет того, кто говорит сие. Равным образом Евагрий в умозрительных главах своих свидетельствует, что сего никто не утверждал, и Дух Святой не открывал такого учения. Ибо в 64 главе второй сотни его умозрений сказано: «О первом никто не говорит, а последнему научает, глаголавший на Хориве». И еще в 69 главе той же второй сотни он пишет, что «Дух Святой ничего не открывал ни о первобытном разделении умных сил, ни о первобытном существовании тел». В рассуждении же того, что не будет восстановления и конца мучений, сам Господь ясно сказал в Евангелии: Идут в муку вечную; (Матф. 25:46) и еще: Червь их не умирает и огнь не угасает (Марк. 9:44). Откуда же они взяли сие, Владыка, если ни Апостолы не предали того, ни Святой Дух не открывал, а Евангелие учит еще противному? Сделай милость, Отче, для моего скудоумия, открой мне, каково сие учение?

Ответ. Горе, брат, и беда роду нашему! Что мы оставляем и чего ищем! О чем нерадим и о чем заботимся! Что мы оставляем и чего ищем! Что нас смущает! Оставляем правые пути и хотим идти путями кривыми, дабы исполнилось на нас слово написанное: Горе оставляющим пути правые, еже ходити по путем неправды. По истине, брат, я престал сетовать о себе, и сокрушаюсь о тебе только. Куда зашел ты? Я оставил плач о грехах моих и плачу о тебе, как о родном моем сыне. Небеса ужасаются, видя, о чем люди так сильно заботятся. Земля трепещет, когда непостижимое они хотят постигнуть. Это догматы языческие, это пустослове людей, почитающих себя мудрыми, это исчадие заблуждения. Ибо Писание говорит: Глаголющеся быти мудри объюродеша (Рим. 1:22). Если ты хочешь научиться, внимай. Господь наш Иисус Христос, Свет наш, Царь наш, говорит: От плод их познаете их (Матф. 7:20). Но какие плоды они имеют? Надмение, презрение, изнеженность, беспечность, соблазн, отчуждение от закона, или лучше, от Бога Законодателя, обиталище демонов и вождя их дьявола. Их учение ведет последователей своих не к свету, но во тьму. Оно обращает не к страху Божию, а к ожесточению. Оно не ведет к преспеянию в Боге, содействует более к успеху для дьявола. Оно не извлекает из тины, но в нее затаптывает. Это плевелы, которые враг посеял на поле Домовладыки. Это тернии, поросшие на земле, проклятой от Господа Бога. Всё обман, всё тьма, всё заблуждение, все чуждо Бога. Убегай сего, брат, дабы слово их не утвердилось в сердце твоем. Такие мнения иссушают слезы, помрачают сердце, вообще погубляют тех, которые внимают сим людям. Не останавливайся на них, даже не размышляй о них: они исполнены яда и приносят плод смерти. Не заблуждай и в познании вещей будущих. Если здесь посеешь, там пожнешь. По окончании здешнего поприща никому не успеть ни в чем. Для Бога не трудно создать душу человека вместе с его телом. В рассуждении же небесных чинов Св. Писание заграждает уста всякому человеку, когда говорит: Рече и быша; повеле и создашася. Постави я в век и в век века (Псал. 148:5–6). А что Бог поставил, то не изменяется. Ибо, по Писанию, в Нем нет изменения. Где ты нашел, чтобы рачение какого-нибудь Ангела содействовало к Его совершенству? Брат! здесь труд, там награда; здесь подвиг, там венцы. Брат! если хочешь спастись, не вдавайся в такие мудрования. Свидетельствую тебе пред Отцом и Сыном и Духом Святым, что ты упал в бездну дьявола и в крайнюю погибель. Отстань от них и последуй Отцам. Стяжи себе смирение, послушание, слезы, подвижничество, нищету, смиренномудрие и подобные сим совершенства, какие находишь в словах их и в жизни. Сотвори плоды достойные покаяния; не смотри на меня говорящего, а не делающего, но молись, чтобы и я пришел когда-нибудь в познание истины, во славу святой и единосущной и животворящей Троицы во веки веков. Аминь.

Вопрос. Тот же брат спросил о сем учении другого Старца Авву Иоанна.

Ответ. Несть сия премудрость, свыше нисходящая, но душевная, бесовская. Это учение дьявольское. Оно ведет последователей своих к вечному мучению. Кто на нем останавливается, тот еретик. Кто ему верит, тот уклонился от истины. Кто с ним соглашается, тот чужд пути Божия. Делатели Христовы так не поступают. Ученики Христовы сему не учили. Принимающие слово истины, сего не принимают. Брат! скорее отстань от сего, дабы огнь дьявольский не возжег сердца твоего, дабы ты вместо пшеницы не посеял плевел на земле своей, вместо живота не получил смерти, – скажу более, вместо Христа не принял дьявола. Не медли в сем долго; и как Лот от Содома, спасешься молитвами Святых. Аминь.

Вопрос. Тот же брат спросил Старца сего: И так не должно читать и сочинений Евагрия?

Ответ. Только учения такого не принимай. Но, если хочешь, читай у него то, что служит к пользе души, сообразуясь с Евангельскою притчею о неводе, где говорится: Избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон. (Матф. 14:48) Так и ты поступай.

Вопрос. Вопрошающий брат в недоумении рассуждал сам с собою: как же некоторые из нынешних Отцов принимают сии сочинения, и однако мы почитаем их, как добрых монахов, внимательных к себе самим? По прошествии нескольких дней ему случилось просить у великого Старца молитв о себе: тогда Старец открыл ему помышления сердца его, так что брат удивился и оцепенел.

Ответ Варсонофия. Поскольку ты говорил и разсуждал сам в себе: для чего некоторые из Отцов принимают умозрения Евагрия, и некоторые братья, как Гностики, принимая их, не просили Бога, чтобы Он открыл, истинно ли сие учение, и почему в сем случае Бог оставил их собственному разуму: я скажу тебе, что судить о сем не мое и не твое дело. Время нам дается для того, чтобы исследовать свои болезни, плакать о них и сокрушаться.

Вопрос того же и других братьев к тому же Старцу.

Умствующие таким образом, Отче, не стыдятся говорить о святом Григории Назианзине, будто и он подтверждает, что души человеческие существовали прежде тел, в речах своих на день Рождества Господа и день Пасхи, перетолковывая некоторые слова его по своему разуму и опуская то, что там ясно сказано о первом сотворении человека по отношению к его душе и телу, сообразно с преданием Церкви. Ибо он так говорит: «Желая показать сие, творческое Слово, из двух природ, невидимой и видимой, творит одно живое существо – человека, и, взяв тело из материи, уже прежде образованной, тотчас вдохнуло в нее жизнь из Себя, что мы называем разумною душою и образом Божиим». И в последующих стихах у него много найдешь ясно и без обоюдности сказанного о человеке, сотворённом из прежде бывшей материи и души, вдохнутой от Бога. Здесь он весьма восхваляет природу человека и называет даром достойным благости Божией то, что спасается и тело и душа; но ничего нет такого, что они усвояют ему, будто душа в следствие осуждения облечена плотью, дабы понесла наказание за прежде соделанные ею прегрешения. И в других различных его сочинениях цель его открывается совершенно чистая от сего учения. Они осмеливаются также говорить о святом Григории, брате святого Василия, будто и он тоже сказал, что души были прежде тел, перетолковывая также и его некоторые слова. Но онъ в 50 главе своего сочинения о человеках ясно и сильно опровергает, так, как и блаженный Давид, святые Иоанн и Афанасий и все прочие святители и учителя Церкви. О восстановлении же (άποκατάστασις) ясно говорит сам Григорий Нисский, только не о таком, какое они разумеют, представляя, что по окончании мучения человек будет восстановлен в то же состояние, в каком находился от начала, и будет чистый ум. Св. Григорий не говорит того, что наказание будет смягчено и некогда окончится. И так скажи, Отче, почему такой муж несправедливо говорит, как бы надлежало святому человеку, достойному того, чтобы говорить по Духу Святому? Подобным образом и о рае некоторые из Отцов и учителей разногласят, почитая его умосозерцаемым, а не чувственным. Можно находить и в других главах Писания некоторое разногласие. Просим тебя, Владыка, объясни нам сие, дабы, просвещённые тобою, мы прославили Бога и не осуждали святых Отцов наших.

Ответ Варсонофия. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе. Аминь. (Еф. 1:3) Братия! прилично сказать со Апостолом: Бых несмыслен: вы мя понудисте (2Кор. 12:11). Ибо для вас я вынужден исследовать то, что превышает силы мои, и говорить то, что совершенно бесполезно для души, а может быть и вредно. Мы забываем слова Апостола Павла: Всяка горесть и гнев и ярость и клич и хула да возмется от вас со всякою злобою (Еф. 4:51), прибавлю, с чревобезумием и любодейством и сребролюбием и прочими страстями, о которых нам должно сетовать день и ночь, и плакать непрестанно, дабы обильными слезами омыть скверну всех сих пороков и соделаться из нечистых чистыми, из грешных праведными, из мертвых живыми. Мы напротив занимаемся пустым спором об одном только слове, тогда как и за слово должны будем дать ответ. Ибо сказано: Ты воздаси комуждо по делом его (Псал. 61:13); и еще: Всем нам явитися подобает пред судищем Христовым, да приимьет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор. 5:10). Нам должно заботиться о том, о чем заботились Отцы наши Авва Пимен и другие, после него жившие. Сия заботливость приучает не высокомудрствовать, не гордиться, но почитать себя землею и прахом. А та заботливость научает почитать себя мудрым, надмеваться гордостью, возноситься ввысь, хвататься за всякое дело, чуждаться смиренномудрия. Признайтесь мне, не праздность ли заставляет вас обращаться к тому учению? Если так, пойдите на площадь, пока придет Домовладыка и возьмёт вас в виноградник свой. Если бы в сердце вашем была забота о Его пришествии, то вам некогда было бы и вспомнить о таком учении. Пророк забыл снесть хлеб свой от гласа воздыхания: так и мы, если бы не предавались неге и беспечности, не вдавались бы в суетные мудрования. Не сего Бог требует от него, но святости, чистоты, молчания и смирения. Впрочем поскольку я не хочу оставить вас в недоумениях и просить Бога об исполнении меня разумом касательно вопроса вашего: то меня обдержит скорбь с обеих сторон. Лучше сам хочу подвергнуться скорби, дабы вас освободить от нее, памятуя наставление Апостола: Друг друга тяготы носите (Гал. 6:2). И так послушайте, что Бог открыл мне за три дня до того, как вы написали вопрос свой. Все Отцы, угодники Божии, святые, праведные и верные рабы Божии да помолятся о мне! Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли познать все глубины Божия. Ибо Апостол говорит: Отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1Кор. 13:9). И еще: Кийждо свое дарование имат от Бога, (1Кор. 7:7.) то или другое, а не всякое в одном человеке: Ов убо сице, ов же сице. Вся же действует един и тойжде Дух. (1Кор. 12:11.) Апостол Павел, зная, что глубины Божии непостижимы, так восклицал: О глубина богатства и премудрости и разума Божия! как неиспытани судове Его и неизследовани путие Его! Кто бо разуме ум Господень? или кто . . . .(12)

* * *

1

Сведение о Св. Варсонофии почерпнуто частью из Истории Евагрия, частью из двух рукописей, в коих изображаются краткие черты жизни Варсонофия. Одна из них написана Клириком Урийской церкви, где почивали святые мощи Преподобного, а другую приписывают Иосифу, ученику Св. Варсонофия. Отрывки из сих рукописей напечатаны в жизнеописаниях Святых, изданных Болландом.

2

См. Жизнь Иоанна Милостивого.

3

См. Жизнь Св. Досифея.

4

По словам Евагрия он был затворником пятьдесят лет.

5

Ист. Евагр. кн. 4. гл. 33.

6

Евагр. кн. 4. гл. 15.

7

В предисловии к творениям Аввы Дорофея сказано, что икона Св. Варсонофия в Константинопольском Софийском соборе стояла вместе с иконою Антония В. и Ефрема.

8

Mass. in Biblioth. Vindob. Cod. Theol. CIV.

9

Ibidem cod. CCXXXIII.

10

In Bibl. Coislin.cod. CXII. CXXII.

11

Евагрий Понтянин славился около 380 года и написал книгу под названием: Γνωστικά («Гностика»). Дидим был начальником Александрийского огласит. училища. Из многих сочинений его пощажены временем: Книга о Святом Духе, Книга против Манихеев и Краткие истолкования соборных посланий. Умер в 392 году.

12

Только до сего места напечатан ответ Св. Варсонофия.


Источник: Средневек. лат. житие: [Исидор, митр.] Краткое сведение о св. Варсануфии // Христианское чтение. 1827. Ч. 25. С. 249–252.

Комментарии для сайта Cackle