Новый ковчег

Источник

Содержание

Корабль не тонет, когда вокруг вода Иметь или уметь? «Со своего ума да на чужой» Музыкальная школа трудолюбия От настоящих женщин на рассвете ничем не пахнет Опасные игры  

 

Православная воцерковленная семья способна выдержать любые испытания и стать основой будущей России. Эта тема лейтмотивом звучала в выступлениях протоиерея Валериана Кречетова 26 января 2018 г. на круглом столе «Парламентской газеты», организованном в рамках XXVI Международных образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее России», а затем в ходе встречи пастыря с родителями и учителями православной гимназии «Ладанка» в пос. Павловская Слобода Московской области.

– Отец Валериан, какие ценности сохранят будущую Россию?

– Не только Россию, а любую страну и вообще человечество сохранят только духовные ценности. Достоевский писал о том, что без святынь, без духовных ценностей человек превращается или в зверя, или в скотину. Ни одна система власти, государственного управления не выдержит безверия, вседозволенности.

Сущность жизни в конце концов сводится к тому, чтобы жить в добре, в любви. Это означает жить в Боге, потому что Бог есть любовь.

Однажды к древнегреческому философу Сократу пришел его ученик: «Знаешь, что про тебя сказал твой друг?» Сократ ответил: «Прежде чем что-то говорить, нужно просеять информацию через три сита. Первое – сито правды. То, что ты хочешь мне сообщить, ты видел сам?» – «Нет, мне сказал об этом другой человек». – «Значит, тебе неизвестно, правда это или неправда. Ведь ты будешь говорить с чужих слов. Второе сито – сито доброты. Это доброе или недоброе?» – «Думаю, что недоброе». – «Опять не подходит. А третье сито – полезно ли мне это знать или не полезно?» – «Думаю, что ты, узнав это, расстроишься». – «Ну тогда для чего это говорить?»

А святитель Макарий (Невский) на один Новый год произнес проповедь: «Все желают друг другу счастья, долгих лет жизни, но мало кто задумывается, что секрет счастья заключается в исполнении заповеди «чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». И дальше привел пример того, как Господь повелел пророку Иеремии идти в дом Рехавитов и налить им по чаше вина. «Но они сказали: мы вина не пьем, потому что Иоанадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «Не пейте вина ни вы, ни дети ваши вовек… И мы послушались голоса Иоанадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам» (см.: Иерем. 35:6–8). Тогда Господь говорит Иеремии: «Иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставления для себя, чтобы слушаться слов Моих?» (Иер. 35:12). И Господь наводит зло за непослушание на жителей Иудеи и Иерусалима, а дому Рехавитов говорит: «За то, что вы послушались завещания Иоанадава, отца вашего, и храните все заповеди его… не отнимется у Иоанадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицом оим во все дни» (Иер. 35:18–19). То есть Ангел этого народа не отнимется от лица Божия.

Племя где-нибудь на Алтае, если будет жить в соответствии с традициями, устоями, может просуществовать дольше, чем любое европейское государство, связанное только материальными ценностями. Жизнь по-Божьи – по заповедям, в добре, в любви – продляет наши дни. Да, собственно, это и есть жизнь. А другое – уже не жизнь.

Сейчас человечество кончает самоубийством. Ведь в так называемых однополых браках потомства уже не будет. Человек сам получил жизнь, всем пользуется, а никому больше эту жизнь не дает. Это называется эгоизмом.

Вячеслав Вячеславович Медушевский, заведующий кафедрой теории музыки Московской государственной консерватории, писал, что с 1920 г. у нас сделали полмиллиарда абортов. Это население нескольких стран. Больше того, я как священник скажу: убиты лучшие. Я знаю сыночка у одной прихожанки – мать хотела сделать аборт, но не получилось, потом этот мальчишка, который остался живым, горшки выносил за бабушкой, как девочка не делала. Не говоря уже о том, что кто-то из них мог действительно стать Пушкиным, Достоевским, Ломоносовым.

Больше того, сейчас стоит проблема найти пару – но она с этим тоже связана. Был бы другой кто-то – а его убили, и убито их больше, чем на войне.

– Батюшка, но те, кто уходят в юности в монашество, тоже не оставляют после себя потомства.

– Монастыри – это духовные источники. Монашество – прообраз будущей жизни, оно превыше всего земного.

Есть такое выражение: мать – не та, которая родила, а которая вырастила. А для того чтобы вырастить, нужна школа воспитания. И важен личный пример, а не просто слова. Настоящее монашество показывает пример истинного жительства. Потому что монахи себе не принадлежат, живут ради Бога и ближнего. При этом из мира в монастырь приходят люди за духовным окормлением, наставлениями. Проблемы-то есть у всех. Что делать? Пришел человек в обитель, помолился, за него помолились, подсказали, дали духовный совет. Вернулся – семья существует, дети растут. А то разошлись бы, разругались, разбежались. Храмы-то как раз дают духовную силу. Если жить в Церкви, не будет бракоразводных процессов, не понадобятся приюты и исправительные колонии.

Корабль не тонет, когда вокруг вода

Каждому родителю Господь дает особый дар – возможность воспитывать детей. У меня пять сыновей, две дочери и 35 внуков, пока что. Одна дочь имеет шесть сыновей и три дочери, другая – семь сыновей и три дочери. И у одного из сыновей – шестеро!

Любимое изречение моего отца, протоиерея Михаила Кречетова: «Христианство – это жизнь». Он родился в 1900 г., с 1926 по 1931 г. находился в заключении на Соловках, священником стал только в 54 года. И вот его завещание и мой личный опыт свидетельствуют: православная семья, которая живет церковной жизнью, способна преодолеть любые испытания. Семья – это, по учению православному, малая церковь. Но малая церковь должна быть в большой Церкви.

Прошло много лет, прежде чем я услышал изречение, которое мне очень понравилось: корабль не тонет, когда вокруг него вода. Пока житейское море бушует, но не проникает в корабль, он плывет. А вот когда море житейское проникает в семью, вот тогда корабль начинает тонуть.

Сейчас гражданский блуд называют гражданским браком. А моему отцу говорил его отец, а наш отец, в свою очередь, говорил нам, трем братьям: «Не ходи в тот дом, в котором есть девушка, на которой ты не собираешься жениться». Даже в дом не ходи – такое отношение было к девушке. Это были нравственные устои.

Дед отца Владимира Воробьева, ректора ПСТГУ, тоже отец Владимир, был духовником моего отца. И когда мой отец спросил его, какую жену брать, тот ответил: «Должна быть христианка, как кремень. И чтобы христианская семья из нее вот так перла. Смотри, какая мать…» А что такое христианская семья? Это послушание – родителям, старшим. Нас было три брата, и я – самый маленький. Я старшему брату не имел права перечить, моя мама говорила: «Валюшка, не смей, молчи!»

Но главное – это знать о себе волю Божию. Есть такое изречение, по-моему, оно с Афона: «Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать». То есть необходимо молиться и просить, чтобы Господь указал.

В 1960 г. я пришел к старцу Кириллу (Павлову): «Батюшка, не знаю, какой путь мне избрать – монашество или семейный». Он ответил: «Господь тебе укажет». И в тот же день ко мне подвели будущую мою невесту. Но я не обратил на нее особого внимания. А чуть позже старенький батюшка, отец Евгений Тростин, которому было 92 года, говорит: «А тебе надо жениться». «Батюшка, – отвечаю, – у меня ж никого нету, на ком жениться?» – «Ну, кого-нибудь видел сейчас?» «Видел, – говорю, – одну девушку». – «О, иди и на ней женись». «Батюшка, – говорю, – она скажет: пошел вон. Кто их знает?» – «Стой, – он взял икону Святителя Николая и благословил, – сим победишь. Иди, на ней женись». И я стал узнавать, кто она есть. Очень симпатичная моя матушка. Она до сих пор миловидная. Таких матушек-то я и не видел почти. Ее никто не слышит в церкви, никто не знает. Это редкое явление. У нас была золотая свадьба, старший сын встал и сказал: «Мы, дети, не помним, чтобы папа с мамой или спорили, или ругались».

Иметь или уметь?

Сегодня молодежь ничем не интересуется. Смотришь на них: мужики – не мужики, девочки – не девочки, не поймешь что. Ну что это за жизнь?! Мне еще только 81 будет, а у меня два патента – на печку и на походный самовар. Нет более совершенного произведения у человечества, чем самовар, – наши казаки его изобрели! Везде ты можешь нагреть воды, используя какие-нибудь шишки. Но вот – вскипел самовар, в нем – вода горячая, угли раскаленные, а надо идти. Думаю, что ж делать? Переворачивать нельзя, вода выльется. Угли оставлять опасно. И я срезал нижнюю часть, сделал две направляющие, снимаешь, раз – и пошел.

Отец мой в молодости был чемпионом Москвы по академической гребле. «Священник должен быть сильным, выносливым, – говорил он. – Две вещи вы должны освоить в совершенстве: плавание – это вторая стихия – и лыжи: Россия – северная страна».

Кстати, плавание мне помогло. Когда на Урале работал, пошли купаться, слышим крики какие-то, подбегаем – девочка тонет. Все смотрят, а река Вильва северная, горная, быстрая. Я прыгнул, слава Богу, догнал девочку, вытащил, и она осталась жива. А так утонула бы.

У нас в Акулове похоронен один батюшка – отец Николай Морев, который 63 года был священником, пять лет строил Беломорканал. Знаете, что его спасло? Он в детстве помогал сестрам, матери на кухне: тесто на пирожки месил, раскатывал – интересно же…

Так вот, посадили у них священника, и он, будучи молодым человеком, поехал к епископу Иувеналию Рязанскому (теперь уже канонизированному). Говорит: «Владыка, батюшку нам нужно». – «Откуда же я его возьму, всех пересажали». А потом спрашивает: «Ну а ты-то, в церкви?» – «Да, конечно». – «Давай – тебя». И рукоположил его. Рукополагал и плакал, потому знал, что будет: он года не прослужил – его посадили.

И вот идет он по зоне, проходит мимо кухни, а там дверь открыта. «Я, – рассказывал отец Николай, – смотрю с интересом, вдруг повар оборачивается: «Что, – спрашивает, – разумеешь?» – «Да приходилось». И повар велел отделить его в наряд на кухню. Посмотрел, что он все умеет, а тот не стеснялся – ни картошку чистить, ни посуду мыть – и оставил. И вышел он оттуда шеф-поваром. Понимаете, там были мастера: сажали-то хороших людей в основном. Я лично его знал, это был жонглер кухонный. Блины он не переворачивал: подбросит, и блин на масле сам в воздухе переворачивается. Но это еще что. Вот когда он так мешал картошку жареную – это был уже высший пилотаж!

– Вы сказали, что мальчикам нужно плавать, а девочкам каким видом спорта лучше заниматься?

– Да плавание и девочкам подходит – если есть такая возможность. Мама у нас очень хорошо плавала. Но папа вообще мастер был. Я-то человек довоенный, рос во время войны, после войны. А мы питались с огорода. И поэтому нам никакого спорта, в общем-то, не требовалось: копаешь, сажаешь, потом нужно полоть, окучивать, поливать. У нас в Зарайске река Осетр находилась недалеко от огорода, метров 100. И вот, помню: побегать хочется – а нельзя. Сначала нужно полить – а потом можно бегать. И вот бегаешь, бегаешь с ведрами. Я потом посчитал: если 50 раз сбегать – 200 на 50 – 10 км я пробегал вечером, чтобы потом побегать можно было. Из них пять километров с полными ведрами. Представляете, какая закваска. Почему до сих пор и «бегаю» – спина немножко побаливает, ну это мелочи жизни.

«Со своего ума да на чужой»

Вера по-настоящему дает свободу мышления. В свое время в «Новом мире» вышла статья, называлась «Наука – источник знаний и суеверий». Там говорилось о том, что наука, разрешая одну проблему, ставит 10 новых. Когда увеличивается круг знаний, сообщение с неизвестным также возрастает.

Один студент как-то привел к старцу своего друга: «Он не верует». Старец его спрашивает: «А почему ж ты не веруешь?» – «А как я могу веровать, если я не понимаю…» – «Да? А как у тебя в желудке пища переваривается, ты понимаешь?» Тот честно сказал, что не понимает. «Ну не ешь, пока не поймешь!»

Мы много чего не понимаем, да что там говорить – лучше смиряться! Но сегодня, к несчастью, желудок «умнее» головы. Когда в желудок попадает какая-то отрава – нас тошнит или, простите, поносит. Организм выбрасывает грязь из себя. А голова все принимает, держит в себе и травится.

Это вопрос очень серьезный: надо учиться не принимать мысли. Если человек не научится этому, он может «с ума сойти» – это «со своего ума да на чужой ум». Так и есть на самом деле. У некоторых возникают навязчивые идеи, например о самоубийстве. Я говорю: «Слушай, что ты спешишь? И так помрешь – можешь не сомневаться. Стоит ли спешить?»

Мир духовный совершенно реально воздействует на человека. Все знают: «не в духе» – значит, не подходи. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Пришла – так откуда? Это же не твоя. Недавно отец привел мне своего сына. Тот говорит: «Я считаю, что должен иметь свое мнение». Я отвечаю: «Молодой человек, своего мнения практически не существует. Это большей частью то, что мы присвоили себе».

Крестный отец моего старшего сына – один из крупнейших в мире специалистов по нефти, доктор технических наук, профессор Московского института нефти и газа Владимир Николаевич Щелкачев, будучи молодым человеком, однажды пришел со своими сомнениями, кем-то в нем посеянными, к матери: «Мама, у меня появились сомнения: действительно ли я правильно верую». И она ответила: «Володя, а что ты читал? Знаешь, милый, если бы ты прочитал сотню-другую томов в этой области, сравнил бы, может, я бы с тобой не согласилась, но это был бы твой выбор. А так тебе капнули в ухо – и это весь твой выбор?»

Музыкальная школа трудолюбия

– Батюшка, дочь учится играть на скрипке. До какой степени ее следует заставлять? А вдруг это не ее?

– Я не старец, не прозорливый и, не зная вашего ребенка, не могу ничего определенного сказать. Нужно молиться, чтобы Господь как-то указал: просто ленится или не дано? А потом обстоятельства как-то складываются так, что получается или не получается. У меня старшая дочь в свое время не хотела заниматься музыкой, ленилась, конечно, а теперь окончила регентские курсы в Троице-Сергиевой Лавре, управляет тремя хорами – взрослым, подростковым и детским.

Порой ребенку нужно дорасти: одно время он не понимает, а потом начинает понимать, иногда, правда, поздно. Поэтому здесь нужна чуткость, а Господь подскажет. Например, вдруг преподаватель хороший появляется, как у моей внучки Лизы, ей сейчас 16, она 2-е место на международном конкурсе молодых исполнителей заняла, играет на фортепьяно. Но она трудится, ее даже не нужно заставлять, ей церковное пение нравится, думаю, она будет регентом.

А вообще нужно жить православно, тогда Господь даст в жизни все.

Недавно скончался Александр Филиппович Ведерников, солист Большого театра. Я его венчал, он дожил до 90 лет и пел еще.

Дмитрия Хворостовского я тоже крестил и венчал. Но тут, знаете как – успехи, богема… Он развелся с женой Светланой, она раньше него умерла. А он дожил до 56 лет, и его 40-й день пришелся на годовщину ее смерти. Видимо, она за него молилась, Дима был добрый человек…

От настоящих женщин на рассвете ничем не пахнет

– Как объяснить девочке-подростку смысл украшений, косметики?

– Знаете, есть такое выражение французское: от настоящих женщин на рассвете ничем не пахнет. На самом деле косметика – это когда старухи молодятся. А детям это вообще ни к чему. Помню, после выпускного пришли к нам в храм ребята, девочки, которые, как взрослые, намазались. Разошлись по храму, а я стою, и одна девочка – возле меня. Я говорю: «Деточка, зачем ты накрасилась, ведь ты же не такая?» Она как заплачет… У нее потекли слезы, все эти тени, она их размазала, стала вытирать. На девочку все это произвело впечатление.

Тут, конечно, нужно объяснять неназойливо, просто. Помню, у нас в Зарайске после войны появилась женщина с накрашенными губами. Так на нее смотрели, как на чучело. Я, мальчишка, слышу: взрослые женщины удивляются: как же она ест-то? Это были простые женщины, время тяжелое, послевоенное. Подобные люди воспринимались, как чудища, которые сами себя сделали такими от дури.

Кстати, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий опубликовал как-то целую статью о ритуальном значении наколок. Мочка уха, например, есть изображение человеческого эмбриона. И его прокалывание имеет мистическое значение.

Пророк Исайя две с половиной тысячи лет назад обличал дочерей Иерусалима, обвешанных побрякушками и кольцами. «Я, – говорит Господь, – обнажу их плешь и покажу срамоту».

«И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах, и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала.

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.

Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне.

…И ухватятся семь женщин за одного мужчину» (Ис. 3:16–24; 4:1).

Кстати, Григорий Иванович Суворов, кандидат педагогических наук, директор 31-й школы, в свое время написал работу «Феминизация». В ней говорится о том, что ношение брюк девушками, женщинами, которое сейчас вовсю развернулось, на самом деле непростой процесс и очень вредный. Во-первых, брюки обтягивают, зауживают таз, и роды потом бывают трудные. А самое главное, что женщина приобретает отрицательные черты мужского естества.

– Очень хочется воспитывать ребенка в любви, не повышая голоса. Но не всегда получается. Крикнешь – и посуда, и полы помыты, и собака выгулена. А как сделать так, чтобы ребенок понимал без повышения голоса?

– Я, помню, спросил у Григория Ивановича Суворова: «А можно ли воспитывать ребенка, не принуждая?» Он ответил: «Нет, это невозможно. Мы только тем и занимаемся, что пытаемся заставить». Другое дело – как заставлять. Конечно, не криком. Митрополит Филарет (Дроздов) говорил: «Раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает». А преподобный Иосиф Оптинский говорил: «Если видишь погрешность ближнего… и если она раздражает тебя, то и ты погрешаешь… А погрешностью погрешность не исправишь – она исправляется кротостью».

У нас мама два раза не повторяла. Нас – три брата, она что-то просила сделать, мы друг на друга начинали сваливать: «Ты иди, нет ты…» Тогда она молча шла и делала все сама. Мы, правда, были воспитаны в церкви, нам становилось стыдно, мы догоняли ее, отнимали ведра или что-то другое – делали сами.

Опасные игры

– Батюшка, как вы относитесь к популярной у подростков игре UNO – картам с разноцветными цифрами? Это, конечно, не карты в чистом виде, но колоду так же можно тасовать, раскладывать.

– Я дикий человек, не знаю, что это такое. Скажу только одну вещь – сверхсерьезную. Даже игра в папироску, в соломинку, я помню, в детстве баловались некоторые, не безобидна, и «воспитывает» в соответствующем духе. Что касается настоящих карт, с одной стороны, на них – человеческие фигуры: дамы, валеты, короли, то есть нанесены изображения по образу Божию. И люди играют этими вещами, а они перевернуты еще. Масть – черви, пики и пр. – это уже мистика, сатанинская символика.

В 1960 г., когда я работал на Урале инженером-механиком, меня в качестве эксперта по техническим вопросам включили в комиссию, которая поехала на зону: там колючая проволока, вышки, овчарки, автоматы, все, как полагается. А я думал: что это за люди, заключенные? И вот на лесосеке один из них валит лес, а другой стоит – нос как у коршуна, лицо худощавое, глаза бегают, какой-то хищный вид у него. И я спросил офицера, который меня сопровождал: «Что это за человек?» Ответ был такой: «Это самый страшный человек в зоне. Картежник. У него в деле бубновый туз». А у них там сроки – 10, 15, 20 лет, и самым страшным оказался картежник. Потому что в карты проигрывали людей, были убийства, самоубийства, что угодно…

А вообще об играх отец мне сказал: никогда не играй на деньги. На сотую долю копейки. Я и не играл.

Сейчас все переведено на игры. И это, как правило, безвозвратно потраченное время. Что получается? Они чем-то полезным должны заниматься, а вместо этого – погружаются в виртуальную реальность. Это бесовская штука.

– Вы имеете в виду электронные игры?

– Да, дело все в том, что компьютерные игры составлены с определенным умыслом. Мне один автогонщик говорил: «Батюшка, это страшная вещь. «Успешная» манера вождения в электронных гонялках совершенно нереальна: если в жизни так поедешь, сразу вылетишь на обочину. А люди после этих игр садятся за руль, вроде что-то умеют, не понимая, что в жизни все не так».

– А если в семье один из родителей против того, чтобы ребенок играл в компьютерные игры и вообще пользовался гаджетами, а другой не запрещает этого делать?

– Запомните очень важный момент: природа не любит пустоты. Ребенку можно сказать: «Сделаешь что-то, а потом уж играй». Говорить о бесполезности, о вредности компьютерных игр нужно в спокойное время. В тот момент, когда ребенок сидит с гаджетом, – это бесполезно, даже вредно. Человек только раздражается. С этим надо бороться постепенно.

– Батюшка, у меня сын постоянно ходит в наушниках.

– Это еще один страшный момент. Я лично слышал мнение ученого секретаря Академии медицинских наук: использование наушников в перспективе способствует возникновению ранней глухоты. Оглохнешь, и все. Но это потом.

– Речь идет о классической музыке или о «тяжелой»?

– Именно о тяжелой рок-музыке – в ней своя специфика. Ведь есть еще и такое «новорожденное» понятие, как мелонаркомания.

Вы знаете – везде отражение Пресвятой Троицы. Дух, душа и тело. Трехмерное пространство. Три вида вещества – твердое, жидкое, газообразное. И в музыке – то же: гармония, мелодия и ритм. Гармония – дух – мажор, минор. Мелодия – это как бы душа. А ритм – это тело. Поэтому если отнять дух и душу, то остается тело. Труп. Почему выступают музыкальные труппы? И дискотеки – это музыкальные кладбища. В залах, где проходят концерты рок-музыки, тараканов нет. Они гибнут. Такие живучие насекомые, а не выдерживают рок-музыки.

…Недалеко от места, где я служу, есть город Краснознаменск. После очередного концерта рок-музыки молодежь ринулась на кладбище, стала выворачивать кресты. То есть взбесились. А после другого такого сборища погиб преподаватель музыки. Все это – небезобидные вещи.

У нас, к несчастью, дома сейчас почти не поют. А я хотел бы показать вам то, что пели мы – с детства. Псальмы – слышали такое?

Необходимо, чтобы было с чем сравнивать, альтернатива должна быть обязательно!

Текст: Дмитрий Симонов, Ольга Каменева


Источник: Журнал "Покров"

Комментарии для сайта Cackle