О церковно-хозяйственном управлении

Источник

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». (Еф. 2:19–22)

Содержание

Глава 1. Предварительные понятия о церковно-хозяйственном управлении § 369. Понятие о церковно-хозяйственном управлении § 370. Правовое положение каждой общественной церковной единицы в управлении своими церковными делами, сравнительно с другими подобными ей церковными единицами. § 371. В каких сношениях стоят между собой общественные церковные единицы со стороны церковно-хозяйственного управления? § 372. Каким образом церковно-общественные единицы отправляют свою хозяйственную деятельность? § 373. О родах (Theilen) церковно-хозяйственного управления Глава 2. О церковно-хозяйственном управлении каждого прихода § 374. Каким образом совершается управление каждого прихода? § 375. Понятие о приходском синоде § 376. Занятия приходского синода § 377. О председателе приходского синода, его обязанностях и правах § 378. О предметах, не подлежащих обсуждению приходским синодом § 379. Понятие о комитете приходского синода § 380. Круг действий комитета приходского синода § 381. Понятие о приходских епитропах и их избрании § 382. Назначение епитропов Глава 3. О хозяйственном управлении монастырей § 383. Каким образом производится хозяйственное управление монастыря? § 384. О членах монастырского синода и его председателе § 385. На какие предметы простираются занятия монастырского синода? Глава 4. О хозяйственном управлении протоиерейства § 386. Понятие о хозяйственном управлении протоиерейства § 387. Каким образом протоиерейское управление ведает свои дела? § 388. Понятие о протоиерейском административном синоде и об избрании его членов § 389. О председателе протоиерейского синода, – его правах и обязанностях § 390. О занятиях протоиерейского синода § 391. О протоиерейском синоде созываемом для выбора протоиерея. § 392. Понятие о комитете протоиерейского синода. § 393. Занятия комитета Глава 5. Об епархиальной хозяйственной администрации § 394. Понятие об епархиальной хозяйственной администрации § 395 Каким образом ведаются административно-хозяйственные дела каждой епархии § 396. Понятие о епархиальном синоде, его составе и созвании § 397. Предметы подлежащие (обсуждению) епархиального синода. § 398. Понятие об епархиальной епитропии. § 399. Назначение епархиальной епитропии § 400. Понятие об епархиальном училищном совете и его составе. § 401. Назначение этого совета Глава 6. О хозяйственном управлении метрополии § 402. Предварительные замечания. § 403. Понятие хозяйственной администрации митрополии. § 404. Каким образом ведаются административно-хозяйственные дела митрополии § 405. Понятие об этом синоде § 406. Состав сего синода § 407. Занятия этого синода § 408. Понятие об этом синоде, и его состав § 409. Занятия этого синода § 410. Понятие о ней, и её деятельность § 411. Понятие о нем и его деятельность Глава 7. О хозяйственной организации патриархата § 412. Предварительные замечания § 413. Хозяйственная администрация патриархата § 414. О составе, создании и занятиях патриарших синодов

 

Глава 1. Предварительные понятия о церковно-хозяйственном управлении

§ 369. Понятие о церковно-хозяйственном управлении

Под церковно-хозяйственным управлением разумеется круг деятельности церковно-общественных единиц относительно заведования и управления церковными делами; куда относятся: избрание служителей церкви, распоряжение церковным имуществом, благотворительными вкладами и училищными фондами.

Канонические основания церковно-хозяйственного управления содержаться в Библии, в правилах церкви и её практике во всех местах, где свет Евангелия и правил церкви успел рассеять мрак абсолютизма, который решает христиан всяких церковных прав, осуждая их, как бесправную массу народа, на слепое послушание властительским повелениям. Каноническое основание церковно-хозяйственного управления, как мы здесь определили его, утверждается вместе с тем на свидетельствах научного знания христианства, если иерархия руководствуется ими, как восточные мудрецы руководствовались звездой, указывавшей им путь к месту рождения Спасителя. Мы обстоятельно, но теоретически рассуждали о церковном управлении в 1-й части нашего сочинения; там мы изложили учение об организме церкви, о правах и обязанностях церковно-общественных единиц, о порядке назначения служителей церкви, об имуществе приходов, монастырей и архиерейской кафедры; а здесь мы будем говорить о практическом применении сейчас названных рассуждений.

§ 370. Правовое положение каждой общественной церковной единицы в управлении своими церковными делами, сравнительно с другими подобными ей церковными единицами.

Каждая церковно-общественная единица в управлении своими церковными делами бывает совершенно независима от других подобных ей церковных единиц; например, один приход независим от другого прихода; один монастырь – независим от другого монастыря; одно протоиерейство – от другого протоиерейства; одна епархия – от другой, митрополия – от митрополии; патриархат – от другого патриархата.

§ 371. В каких сношениях стоят между собой общественные церковные единицы со стороны церковно-хозяйственного управления?

Общественные церковные единицы со стороны их церковно-хозяйственного управления состоят между собою в тех сношениях, в каких находятся члены нашего тела; поэтому даже самая малая единица через своих представителей участвует своей деятельностью в церковных, училищных и касающихся фондов делах бòльших единиц, притом так, что отдельные приходы участвуют своей деятельностью через своих представителей в делах своих протоиерейств, отдельные протоиерейства в делах епархии, отдельные монастыри в делах епископии, отдельные епархии через своих представителей в делах митрополии, а митрополии в делах своего патриархата, как говорит об этом апостол: Но теперь членов много, а тело одно – дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.1

§ 372. Каким образом церковно-общественные единицы отправляют свою хозяйственную деятельность?

Церковно-общественные единицы отправляют свою деятельность синодальным образом; следовательно деятелями церковной администрации бывают: клир и верный народ, смотря по тому положению, какое они занимают в организме церкви и какое усвояют им правила церкви; так, например, положение, занимаемое народом в своем приходе, дает ему право избирать приходского священника, его помощника, диакона и других низших церковнослужителей, равно епитропов, членов приходского комитета, учителей своей приходской школы, управлять и распоряжаться церковным благотворительным и училищным имуществом, принадлежащим приходу, составлять ежегодный отчет и представлять его, при посредстве протоиерейской кафедры, на рассмотрение и одобрение епархиальной консистории. Вместе с этими правами народ каждого прихода имеет и обязанности, а именно: он несет все те повинности, которые нужны для хорошего состояния прихода. Далее, положение, какое занимают протоиерейства в церковном организме, дает его общине, т.е. клиру и верному народу протоиерейства, право через своих представителей избирать протоиереев и членов протоиерейского комитета для заведования и управления фондами церкви, школы и заведений, которыми владеют протоиерейства. И так далее, как это видно будет ниже.

§ 373. О родах (Theilen) церковно-хозяйственного управления

Церковное управление распадается на столько родов (Theilen), скольких видов бывают общественные единицы церковного организма; но общественные единицы церковного организма бывают шести видов, а именно: 1) приходы, 2) монастыри, 3) протоиерейства, 4) епархии, 5) митрополии и 6) патриархаты; поэтому и церковное управление распадается на шесть родов, а именно на управления: 1) приходское, 2) монастырское, 3) протоиерейское, 4) епархиальное, 5) митрополичье и 6) патриаршее.

Глава 2. О церковно-хозяйственном управлении каждого прихода

§ 374. Каким образом совершается управление каждого прихода?

Хозяйственное управление каждого прихода производится синодальным образом, именно через приходской синод, который для текущих занятий учреждает комитет и епитропию.

А. Приходской синод

§ 375. Понятие о приходском синоде

Приходским синодом называется собрание христиан, живущих в приходе, для устройства общих приходских дел, касающихся хозяйства церкви, школы и до благотворительных вкладов прихода, иногда, смотря по обстоятельствам, для избрания священника, его помощника, диакона, учителя, членов комитета и епитропии прихода и других лиц, служащих при церкви и школе.

Членами приходского синода бывают все самостоятельные местные прихожане, со страхом Божьим исполняющие божественные и церковные заповеди и свои обязанности относительно нужд приходской школы и приходской церкви.

§ 376. Занятия приходского синода

К занятиям приходского синода принадлежат:

1) выбор приходского священника, его помощника, диакона, посредством тайной, а не открытой подачи голосов;

2) выбор членов приходского комитета;

3) выбор приходских епитропов;

4) рассмотрение и одобрение или неодобрение представлений приходского комитета о построении, починке и возобновлении церкви, школы, дома священника или других церковных, училищных и благотворительных зданий;

5) рассмотрение, одобрение или неодобрение указанных в представлении комитета средств к образованию фондов для церковных, училищных и благотворительных целей;

6) рассмотрение, одобрение или неодобрение представлений приходского комитета о содержании приходского священника, его помощника, диакона, учителя и других лиц, служащих при церкви и школе;

7) выбор уполномоченных на протоиерейский синод;

8) наблюдение за тем, чтобы комитет и епитропия исполняли свои обязанности по уставам епархии;

9) препровождение своих решений в консисторию, а иногда и в епархиальный училищный совет, через протоиерейскую кафедру, на предварительное утверждение до приведения их в исполнение;

10) отсылка годичного отчета и описи движимому и недвижимому имуществу церкви, школы и благотворительным вкладам в епархиальную консисторию, при посредстве протоиерейской кафедры, для ревизии их;

11) представление протоколов приходского синода в протоиерейский синод.

§ 377. О председателе приходского синода, его обязанностях и правах

Председателем приходского синода может быть – или приходской священник, или другой, пользующийся уважением, заслуженный член местного прихода, избираемый приходским синодом. Председатель под ответственность наблюдает за надлежащим и правильным порядком на приходском синоде, чтобы предметы, не назначенные заседанием на известный день, не были подвергаемы обсуждению. Само собою понятно, что членам синода дозволяется делать предложения, которые председателем должны быть предложены на обсуждение в назначенный день, когда эти предложения будет поддерживать треть членов синода. Председателю принадлежит и право закрыть приходской синод по поводу происшедшего беспорядка, о чем в таком случае, должно быть доведено до сведения епархиальной консистории для дальнейшего распоряжения о сём обстоятельстве.

Председатель имеет и обязанности, а именно: обязанность созывать приходской синод для поверки приходских отчетов, по крайней мере, однажды, притом в конце года, и даже чаще, если того требуют интересы прихода; председатель обязывается, в случае выбора приходского священника, приглашать на синод местного протоиерея и, в таком случае, уступить ему председательство. Последний совещается перед выбором с приходским комитетом о кандидатах, которыми считаются безместные клирики, несколько лет занимавшие учительскую должность и получившие свидетельство от консистории о хороших успехах, оказанных при испытании.

§ 378. О предметах, не подлежащих обсуждению приходским синодом

Предметами обсуждения приходского синода не могут быть: догматы веры, таинства, обряды, жалобы на приходского священника, его помощника, диакона, потому что первые три предмета подлежат обсуждению Вселенского Собора, остальные, как предметы судебные, ведаются епархиальной консисторией или епархиальным училищным советом. Равным образом не могут быть выслушиваемы приходским синодом возражения и протесты, сделанные против какого либо решения; но эти возражения и протесты должны быть принесены в течении 14 дней, представлены к протоиерейской кафедре, откуда, смотря по их содержанию, они препровождаются потом или в консисторию, или в училищный совет епархии.

В. Комитет приходского синода

§ 379. Понятие о комитете приходского синода

Комитетом приходского синода называется уполномоченное приходским синодом общество, чтобы заниматься частными делами приходской общины, касающимися хозяйства церкви, школы и вкладов.

Члены приходского комитета избираются приходским синодом из местных прихожан, применительно к народонаселению прихода: например, в приходе, имеющем до 1000 душ, комитет может состоять из 8 – 10 членов, в приходе – до 3000 душ из 12–15 членов, и т.д.

При определении количества членов приходской синод должен наблюдать, чтобы число их не превышало указанной цифры и чтобы члены не находились между собой в запрещенных степенях кровного родства, или духовного и плотского свойства.

Учрежденный комитет избирает председателя и секретаря из своей среды; секретарем может быть избрано и лицо, не состоящее членом приходского комитета; но, в таком случае, секретарь пользуется только совещательным, а не решающим голосом.

Комитет, смотря по требованию обстоятельств, имеет свои заседания, но, во всяком случае, однажды в год, чтобы составить общий доклад приходскому синоду о движимом и недвижимом имуществе церкви, школах и приходских вкладах, иногда годовой отчет о приходах и расходах, также предварительные соображения о приходе и расходе на следующий год.

Комитет созывается председателем; решения комитета имеют силу, если в нем принимали участие две трети членов, исключая председателя, епитропа и секретаря, и если решение принято большинством голосов. При разделении же голосов поровну, дает перевес голос председателя.

§ 380. Круг действий комитета приходского синода

Круг действий комитета приходского синода обнимает следующие предметы:

1) выбор учителя, который должен быть представлен на утверждение училищному совету епархии;

2) составление описи всему движимому и недвижимому имуществу церкви, школы, вкладам и содержание всего в известности. Опись должна быть составлена в трех экземплярах, из которых один хранится при приходском синоде, другой отсылается в консисторию, а третий комитет оставляет у себя для собственного употребления;

3) поверка и сличение описи с значащимися в ней предметами в конце каждого года; при этом случае вновь устроенные и приобретенные предметы вносятся опись по определенной форме; сделавшиеся же ветхими и негодными к употреблению исключаются из описи и, согласно 73 апостольскому правилу, остаются вне употребления; о последствиях сего комитет доводит до сведения консистории;

4) непрерывная забота о сохранении движимого и недвижимого имущества церкви, школы и вкладов;

5) содержание в хорошем состоянии церкви, школы и устроенных на вклады заведений;

6) снабжение церкви потребными иконами, сосудами, книгами и другими принадлежностями для богослужения;

7)снабжение школы необходимой мебелью и учебными принадлежностями;

8) назначение конкурса на занятие места приходского священника, его помощника, диакона и учителя по предварительному соглашению с местным протоиереем, или окружным директором школы;

9) совещание с протоиереем или с местным окружным директором школы и составление списка кандидатов, желающих держать конкурс на соискание праздного места;

10) изыскание потребных средств для производства совершенно необходимой постройки или перестройки церкви, школы, дома священнику и других устроенных на приходские фонды зданий и представление об этом приходскому синоду вместе со сметой о постройке;

11) совещание о необходимых издержках на церковь, школу и устроенные на фонды заведения, как-то: выдача жалования приходскому священнику, его помощнику, диакону, учителю, и представление приходскому синоду сметы, следующей на будущий год;

12) составление инструкции епитропам, по которой они должны управлять зданиями церкви, школы и вкладов;

13) изыскание способов для сбережения в суммах, ассигнованных на церковь, школу и устроенные на вклады заведения;

14) ревизия в конце года отчета епитропии и представление его приходскому синоду;

15) выбор певчих и звонарей и других низших служителей церкви и школы; певчие могут быть допущены к отправлению должности только в том случае, когда они, быв испытаны в пении и знании устава протоиереем округа, окажутся достаточно способными;

16) содействовать благочестию и нравственности всего приходского народа и искоренению всяких суеверных обычаев и предрассудков нравственными мерами и легкими церковными наказаниями;

17) обращение к содействию протоиерея, а в случае крайней необходимости и к содействию епископа для восстановления благочестия и нравственности и уничтожения дурных обычаев и нравов;

18) сохранение почтения и уважения к церкви и всему приходу;

19) ходатайство перед протоиерейским синодом и местным епархиальным училищным советом о выгодах церкви, школы и заведений и об устранении последовавшего вреда в делах, касающихся тех же – церкви, школы и заведений;

20) ведение о всех занятиях обстоятельного протокола, содержания дел в надлежащем порядке и хранение их в церковном архиве;

21) пособие бедным детям, учащимся в школе через снабжение их книгами и платьем;

22) приобретение в приходскую библиотеку полезных книг для облегчения обучения;

23) заботы о погребении священника, его помощника и диакона, и отобрание всего имущества их в пользу церкви, если они умерли без завещания и не оставили никаких законных наследников2.

С. Приходские епитропы

§ 381. Понятие о приходских епитропах и их избрании

Приходскими епитропами называются те лица в приходе, которым приходской синод поручает ведать приходскую, училищную и фондовую кассу, и которые приводят в исполнение решения приходского синода и приходского комитета.

Епитропы избираются приходским синодом из почтеннейших прихожан, умеющих по возможности читать и писать и не состоящих между собой в запрещенных степенях кровного родства и свойства.

Число епитропов должно соответствовать действительным нуждам прихода; во всяком случае требуется, что бы в каждом приходе, как бы он ни был мал, было два епитропа.

§ 382. Назначение епитропов

Назначение епитропов состоит в следующем:

1) принять от комитета приходского синода по описи движимое и недвижимое имущество церкви, школы, вкладов, и распоряжаться им, согласно решению приходского синода и приходского комитета;

2) хранить движимое имущество церкви, школы и вкладов в железном сундуке за тремя ключами, как то: наличные деньги и другие ценные бумаги и расписки должников. Из трех ключей кассы один хранится у каждого епитропа; где только два епитропа, там третий ключ хранится у приходского священника. При открытии и закрытии кассы должны присутствовать все три лица, хранящие ключи, и отвечать за состояние кассы;

3) вести протокол о приходах и расходах;

4) вести журнал о состоянии наличности кассы, и притом в двух экземплярах, из которых один должен хранится в кассе, а другой – у епитропов;

5) представлять в конце учебного года приходскому комитету документальный отчет о приходах и расходах по церкви, училищу и устроенным на вклады заведениям;

6) не делать никакого расхода без разрешения приходского синода и приходского комитета;

7) смотреть, чтобы церкви, училищные здания и другие постройки содержались в хорошем состоянии, также церковный, училищный двор и двор приходского здания, и заботится чтобы и кладбище было обнесено оградою;

8) приглашать своих прихожан для совета об умножении церковного, училищного и вкладного имущества;

9) посещать по временам училища и об усмотренных недостатках доводить до сведения инспектора школы, с целью устранения их; но епитропы не пользуются правом непосредственного суда над лицами, служащими в училищах;

10) правильно выдавать по штату положенное жалование лицам, служащим при церкви и училище, а равно и стипендии учащимся и другим лицам3.

Глава 3. О хозяйственном управлении монастырей

§ 383. Каким образом производится хозяйственное управление монастыря?

Хозяйственное управление монастырей производится соборным образом, потому что имущество, которым владеет монастырь, не составляет собственности обыкновенного лица4, а называется имуществом Господа и бедных5.

А. Монастырский синод

§ 384. О членах монастырского синода и его председателе

Членами монастырского синода бывают иеромонахи местного монастыря с решающим голосом; иеродиаконы же присутствуют только в качестве слушателей, но более способные из них могут быть назначены секретарями с совещательным голосом.

Председателем монастырского синода бывает местный игумен, или архимандрит.

Решения составляются по большинству голосов; при равенстве дает перевес голос председателя. Отдельные мнения не возбраняются, если они письменно представлены председателю в течение трех дней; для составления отдельного мнения можно требовать и отсрочки; в случае отказа в этой отсрочке, дозволяется обратится с апелляцией к епископу.

§ 385. На какие предметы простираются занятия монастырского синода?

Занятия монастырского синода простираются на дела благочестия, благочиния, образования и хозяйства.

К этим делам принадлежат следующие:

1) назначение частных послушаний каждому иеромонаху, иеродиакону, монаху, эконому;

2) принятие послушников в монастырь;

3) испытание послушников перед пострижением их в монашество;

4) обращение к епископу с ходатайством и просьбой о пострижении послушников в монашество;

5) постановление о посвящении монаха в иеродиакона, а иеродиакона в иеромонаха, и представление их для сей цели епископу;

6) содержание движимого и недвижимого имущества в его целости и известности6, и составление для сего описи всему имуществу и ревизия этой описи, по крайней мере, однажды в год, внесение в нее новых предметов и исключение из нее сделавшихся негодными для употребления7.

7) обсуждение и утверждение обыкновенных и ежегодных расходов по монастырю и представление епископу просьбы об утверждении сметы;

8) ревизия отчета эконома и представление его в епархиальную консисторию с замечаниями или без замечаний;

9) попечение о надлежащем приготовлении послушников к принятию монашества;

10) забота о хорошем состоянии монастырской школы;

11) рассуждение по поводу безнравственных поступков послушников и исключение их в наказание из монастыря, других монастырей и местной епархии;

12) выбор настоятеля монастыря, который происходит следующим образом: епископ местной епархии отправляется в монастырь и созывает на синод иеромонахов, которые абсолютным большинством голосов избирают одного из своих собратий, или из братий другого монастыря, или из должностных лиц архиерейского дома, как например протосинкелла; избранного представляют потом епископу, который убедившись, что избранный настоятель есть достойный член монашества и имеет потребные для настоятеля религиозные, нравственные и умственные качества, утверждает его; засим епископ отправляется в церковь, где совершает Святую литургию и на ней поставляет новоизбранного настоятеля, смотря по обстоятельствам, игуменом или архимандритом, а по окончании литургии вручает ему настоятельский посох с приличным наставлением, содержащимся в служебнике; после сего новопоставленый настоятель говорит благодарственную речь епископу и выражает обещание монастырскому синоду, что он с помощью Божией постарается удовлетворить своему настоятельному званию.

Глава 4. О хозяйственном управлении протоиерейства

§ 386. Понятие о хозяйственном управлении протоиерейства

Под хозяйственным управлением протоиерейства разумеется круг действий его общины относительно заведования и управления церковными делами, как-то: избрание протоиерея, распоряжение имуществом церквей, училищ, заведений и фондов, которыми владеет протоиерейство.

§ 387. Каким образом протоиерейское управление ведает свои дела?

Протоиерейское управление ведает свои дела:

1) посредством протоиерейского синода;

2) посредством комитета протоиерейского синода.

А. Протоиерейский синод

§ 388. Понятие о протоиерейском административном синоде и об избрании его членов

Административным протоиерейским синодом называется собрание представителей от приходского духовенства и приходских общин протоиерейства.

Члены этого синода и именно духовные избираются духовенством, а миряне уполномоченными от приходских общин; для этой цели приходы, имеющие до 1000 душ, посылают одного уполномоченного, имеющие до 2500 – двух уполномоченных, а еще более многочисленные – трех уполномоченных, которые выбираются на приходских синодах по большинству голосов.

Число членов протоиерейского синода определяется соразмерно количеству душ в протоиерействе; так что в протоиерействе, насчитывающем до 20000, число представителей от духовенства простирается до 8, а от мирян до 16; а где число душ меньше, там считается достаточно 6 представителей от духовенства и 12 от мирян. Эти члены протоиерейского синода избираются на шесть лет, но они могут быть и опять избраны.

§ 389. О председателе протоиерейского синода, – его правах и обязанностях

Председателем протоиерейского синода, как само собой понятно бывает местный протоиерей, а в иных случаях его наместник. Председателю принадлежит право созывать приходской синод однажды в год, а когда встретится нужда и чаще. Председатель назначает порядок предметов обсуждения; поэтому всякое предположенное заявление от одного или двоих членов протоиерейского синода должно быть изложено письменно и представлено председателю, который потом предлагает его в установленном порядке (на обсуждение) в назначенный день.

Если председатель откажет в обсуждении такого заявления, то потерпевшие отказ могут обратится с жалобой к епархиальной консистории.

Председатель обязывается созывать протоиерейский синод письменным приглашением и оповещать о предметах, подлежащих обсуждению синода. Синод избирает – или из своей среды или вне её – секретаря, который если он избран из членов синода, пользуется решающим, в противном же случае только совещательным голосом. На синоде должны быть обсуждаемы только ниже подробно обозначенные предметы. Председатель обязывается наблюдать за добрым порядком. Если бы он был нарушен каким бы то ни было обстоятельством и увещание председателя снова не восстановило его, то в таком случае председатель обязывается закончить протокол заседания, закрыть синод и довести об этом до епархиальной консистории и вместе ожидать указаний для дальнейшей своей деятельности. Председатель не может препятствовать членам подавать свои особые мнения; каковые мнения вносятся в протокол, если они сообщены письменно и доставлены председателю в течение 24 часов. При подаче голосов председатель обязан собирать их и объявлять решение, смотря по большинству голосов. Если бы голоса разделились поровну, то дает перевес голос председателя. Впрочем он должен наблюдать за тем, чтобы при составлении решения присутствовало две трети членов, потому что только в таком случае решение считается действительным. Наконец председатель обязан заботится о ведении протокола обсуждённых предметов. Решения синода не могут быть приведены в исполнение прежде, пока протокол не будет представлен в епархиальную консисторию и не будет снова возвращен оттуда для дальнейшего движения.

§ 390. О занятиях протоиерейского синода

К занятиям протоиерейского синода относятся:

1) хозяйство церквей, училищ и заведений, принадлежащих протоиерейству;

2) выбор протоиерея и представление избирательного акта в епархиальную консисторию;

3) ревизия протоколов приходских синодов и препровождение их в епархиальную консисторию;

4) попечение о сохранении доброго, согласно с законами, порядка в приходах протоиерейства в делах, касающихся церквей, школ, заведений;

5) совещание относительно препятствий, встречающихся при приведении в исполнение архиерейских и консисторских указов, также решений епархиального синода, и устранение этих препятствий;

6) споспешествование делам училищ и всяких образовательных заведений протоиерейства и епархии, как-то: гимназий, реальных, общих и приходских школ, педагогических и богословских институтов;

7) забота о сохранении важности и церковной самостоятельности протопопии.

Наконец все те предметы, о которых мы упоминали в § 378, что они не подлежат деятельности приходских синодов, не могут быть обсуждаем и на синоде протоиерейском по приведенным там же основаниям8.

§ 391. О протоиерейском синоде созываемом для выбора протоиерея.

Протоиерейский синод, созываемый для выбора протоиерея, должен состоять из двойного числа членов, избираемых по порядку, изображенному в § 388.

Председателем этого синода бывает назначенный и уполномоченный епархиальной консисторию для этой цели комиссар; он делает необходимые приготовления относительно выбора членов и дня открытия усиленного синода, имеющего целью выбрать протоиерея.

Когда наступит назначенный для выбора день и соберутся члены, то они все отправляются в церковь, где консисторский комиссар совершает Божественную литургию с призванием Св. Духа, а оттуда затем в залу назначенную для выбора. Комиссар открывает заседание приличной цели речью; за сим вызываются члены по списку, проверяются их полномочия, и потом приступают к выбору; при этом председатель приглашает избирателей выразить свое мнение. Выбор через открытую подачу голосов не дозволяется, но производится тайно без посторонних слушателей. После продолжительных рассуждений и по собрании голосов председатель, считая, открывает их, громко произнося именно избираемых, а секретарь записывает и вносит их в протокол; этот протокол препровождается в консисторию с тем, чтобы был назначен один из предложенных; новоизбранный и назначенный потом представляется протоиереем, снабжается протоиерейской грамотой и отправляется к протоиерейской должности.

В. О комитете протоиерейского синода

§ 392. Понятие о комитете протоиерейского синода.

Комитетом протоиерейского синода называется избранная членами синода корпорация, которая приводит в исполнение его решения и обязывается вообще и в частности вести общие дела церквей, училищ и заведений всего протоиерейства, касающиеся их хозяйства. Члены комитета избираются или на всю жизнь, или на несколько лет, и могут быть избираемы снова. Этот комитет составляется, в протоиерействах до 20000 душ, из двух приходских священников и 4 мирян; в протоиерействах свыше 20000 – из 4 приходских священников и 8 мирян избираемых протоиерейскими синодами. Председателем этого комитета бывает местный протоиерей, а в вакантное место протоиерейской кафедры – его наместник. Комитет сам избирает себе своего делопроизводителя и может постановить действительное решение только в том случае, когда в совещании участвуют не менее 4, а в других случаях – 8 членов; при равенстве голосов дает перевес мнение председателя. Этот комитет имеет заседание в каждую четверть года, а в случае надобности и больше.

§ 393. Занятия комитета

Занятия этого комитета те же, как и занятия комитета приходского, с тем единственным различием, как это понятно само собою, что в то время, как деятельность приходского синода простирается только на один приход, деятельность комитета протоиерейского синода – на все протоиерейство, или лучше сказать на все отдельные приходы, относящиеся к одному протоиерейству.

Глава 5. Об епархиальной хозяйственной администрации

§ 394. Понятие об епархиальной хозяйственной администрации

Под епархиальной хозяйственной администрацией разумеется круг деятельности общественных единиц епархии относительно управления, распоряжения и заведования церковно-административными и хозяйственными делами, каковы: избрание епископа, заведование и распоряжение церковным, училищным и благотворительным имуществом, которым владеет епархия9.

§ 395 Каким образом ведаются административно-хозяйственные дела каждой епархии

Административные дела епархии производятся соборным образом, а именно, через епархиальный синод и епархиальный училищный совет.

А. Епархиальный синод 10

§ 396. Понятие о епархиальном синоде, его составе и созвании

Епархиальным синодом называется собрание представителей клира и верного народа в каждой епархии. Эти представители избираются протоиерейскими синодами на 6 лет и потому принимают участие в тех синодах, которые бывают в течении этого времени в епархии или метрополии. На место умерших избираются другие.

Епархиальный синод составляется из 60 членов, треть которых бывает из клира, две трети из мирян. Епархиальная консистория разделяет епархию на 20 избирательных округов для избрания 20 клириков и на 40 округов для избрания 40 мирян.

Председателем епархиального синода бывает местный епископ; он наблюдает за сохранением надлежащего порядка; на синоде же, созванном для избрания епископа, председателем бывает – или митрополит, или его уполномоченный; уполномоченным может быть – или епископ, или другое сановное лицо в церкви; уполномоченный представляет потом избирательный акт митрополиту для дальнейшего движения. Председатель созывает епархиальный синод, открывает его и затем предлагает предметы для обсуждения. Секретари избираются самим синодом из его среды.

Членам епархиального синода представляется свобода делать заявления и предложения в пределах круга занятий епархиального синода, впрочем письменно из подписью 12 членов синода; в таком случае председатель обязан предложить их обсуждению в назначенный день.

Решения составляются по большинству голосов; в случае равенства их дает перевес мнение председателя.

Накануне открытия епархиального синода, вечером совершается всенощное бдение по уставу Пятидесятницы, а в самый день открытия синода – Божественная литургия по тому же уставу Пятидесятницы.

Епархиальный синод по правилу должен быть созываем каждогодно11, а именно во время осени в последних числах октября; но он может быть созываем и реже и чаще, смотря по нуждам епархии.

Заседание епархиального синода производится закрыто12.

§ 397. Предметы подлежащие (обсуждению) епархиального синода.

К предметам, подлежащим обсуждению епархиального синода принадлежат следующие:

1) забота о поддержании епархии в целости, о сохранении религиозной свободы и церковной самостоятельности в пределах гражданских законов;

2) избрание епископа на вакантную епископскую кафедру в течение трех месяцев;

3) управление и контроль движимым и недвижимым имуществом и фондами, составляющими собственность епархии;

4) постановление решений в видах умножения всех епархиальных фондов, которыми владеет епархия;

5) выбор членов училищного совета и епархиальной епитропии;

6) взыскание потребных мер к улучшению содержания приходского духовенства, учителей и других церковнослужителей, также – успехов образования епархиального духовенства и народа в приходских, общих, реальных, гимназических, богословских и педагогических школах, и постановление решений относительно мер и средств, которые будут признаны полезными для этой цели;

7) забота об изыскании средств к устранению препятствий, которые замедляют успехи образования епархиального клира и народа;

8) изыскание средств для вспомоществования бедным приходам в случае постройки и улучшения церковно-приходских и училищных зданий, или в других несчастных случаях, приключающихся от пожара или неурожая;

9) учреждение стипендий для образования и приготовления лиц, нужных для службы церкви и в школах;

10) созвание собраний по делам церковным, училищным и благотворительным;

11) распределение жалования из епархиальных фондов;

12) денежные премии за какие бы то ни было ученые труды, к какой бы отрасли церковной и училищной науки они ни относились;

13) прекращение на вакантное время епископской кафедры всех тех распоряжений, которыми бы предоставлялось какому-либо священнику, протоиерею, игумену, протосинкеллу и даже архимандриту власть совершать иерархические священнодействия и которые исключительно предоставлены епархиальному епископу, или архиерейскому синоду, как то: установление служб, порядок молитв при богослужении и все, что содержится в 1 до 6 церковных заповедях13.

14) не требование от митрополии в вакантное время епископской кафедры совершения епископских действий, потому что митрополит не имеет на это никакого права; напротив митрополит вместе с епархиальным клиром обязан сохранить все в том же состоянии, в котором все осталось по смерти епископа, и в таком виде передать все новому епископу14.

В. Епархиальная епитропия

§ 398. Понятие об епархиальной епитропии.

Епархиальном епитропией называется общество, состоящее из нескольких уполномоченных епархиального клира и народа, которые будут избранны епархиальным синодом для распоряжения движимым и недвижимым имуществом, согласно определению епархиального синода и с обязанностью заботится о драгоценностях, ризнице, библиотеке, fundus instructus, а равно и о заведениях епархии.

Епархиальная епитропия состоит из трех епитропов и такого же числа их помощников, из кассира и контролера. Помощники епитропов заступают их места в случаях, когда самим епископам по уважительной причине неудобно исполнять их должностные обязанности. Из этих трех епитропов и помощников двое бывают с светской и по одному с духовной стороны. Они не должны состоять между собою в запрещенных степенях родства и свойства. Они, равно контролер и кассир, должны иметь свое жительство в местопребывании епископа, или по крайней мере в ближнем местечке или деревне. Епитропам по описи, заготовленной в двух экземплярах, передается все движимое и недвижимое имущество епархии, драгоценности, ризница, библиотека и весь fundus instructus епископии. Они обязываются деньги и ценные бумаги, грамоты на пожертвования и вклады, хранить в железной кассе за тремя ключами, из которых один находится у одного епитропа, другой у кассира, а третий у контролера; при открытии и закрытии кассы должны присутствовать все три доверенные лица, как ответственные хранители кассы. Председателем епитропии бывает епархиальный епископ, а в вакантное время епархии председательством епархиальной епитропии предоставляется председателю консистории. Епитропия имеет свою печать с гербом епархии и с надписью: епитропия епархии N грековосточного исповедания. Чтобы акт епархиальной епитропии имел силу, для сего, кроме присутствия самого председателя или заступающего его место, необходимо участие двух епископов, кассира и контролера.

§ 399. Назначение епархиальной епитропии

Назначение епархиальной епитропии состоит в том, чтобы:

1) наблюдать за целостностью имущества, принятого ею и распоряжаться им согласно постановлениям епархиального синода;

2) заботится о приращении этого имущества и делать епархиальному синоду потребные представления о средствах для достижения этой цели;

3) заботится о законном приращении выгод и других источников дохода; сбереженные суммы вносить на проценты, согласно общим, постановленным для сей цели епархиальным синодом, правилам;

4) содержать в известности все епархиальное имущество;

5) иметь по требованию обстоятельств, заседания, по крайней мере, два раза в год, именно в конце июня и декабря, в которых производить счет всем суммам, ценным бумагам в облигациях и проверять с домашним журналом и с описью, и обо всем этом доводить до сведения ближайшего епархиального синода;

6) заботится, чтобы здания находились в хорошем состоянии, и для сего не медлить потребными перестройками;

7) в случае смерти епископа, епитропия обязана вместе с назначенными для сего членами тотчас опечатать епископские шкафы и комнаты; сделать совместно с епархиальной консисторией нужные приготовления для торжественного погребения, или согласно последней воле умершего епископа (Апост. 40); на следующий после погребения день приступить к описи имущества, вещей и книг покойного, отделить принадлежащее к епархиальному fundus instructus от собственного имущества умершего и поступить с последним согласно завещанию умершего, если только оно законно; продать что назначено для публичной продажи; вырученные за продажу деньги присовокупить к оставшимся после покойного; из составленной таким образом суммы по крайней мере половину отдать в собственность епархии, а другую половину употребить на покрытие расходов по погребению, на возобновление утраченных драгоценностей церкви и fundus instructus в течение жизни умершего епископа и наконец на выдачу жалования служителям; считать библиотеку умершего епископа неотчуждаемой собственностью епископии, поэтому присоединить её к епархиальной библиотеке и не продавать;

8) при вступлении нового епископа передать ему по описи и с ведома епархиальной консистории драгоценности епархии и весь fundus instructus; опись должна быть составлена в трех экземплярах, из которых один передается епископу, другой консистории, а третий остается у епитропии;

9) иметь точные сведения о всех предметах fundus instructus, которые передает епископ своему эконому, и ревизовать его однажды в год, требуя от эконома возвращения утраченного и доводя до сведения епископа.

С. Епархиальный училищный совет

§ 400. Понятие об епархиальном училищном совете и его составе.

Епархиальный училищный совет представляет власть, управляющую делами православных школ епархии; он состоит из председателя, шести постоянных членов и стольких же кандидатов; из них одна треть бывает духовных, а две трети мирян. Председатель не избирается, а на его место сам епархиальный училищный совет избирает себе временного председателя из своей среды; члены избираются епархиальным синодом. Они не должны состоять между собою в запрещенных степенях родства или свойства. Епархиальный синод назначает к училищному совету одного секретаря и потребное количество делопроизводителей и назначает им жалование. Этот совет производит свои действия коллегиально и составляет определения по числу голосов; при равенстве дает перевес голос председателя. Для составления действительного решения необходимо, чтобы, кроме председателя и секретаря, присутствовали, по крайней мере, четыре члена, будут ли это действительные члены, или их кандидаты. Епархиальный училищный совет должен иметь печать с гербом епархии и с обозначением её.

§ 401. Назначение этого совета

Назначение этого совета состоит в том, чтобы:

1) неопустительно прежде всего содействовать улучшению православных школ епархии;

2) делать представления епархиальному синоду о делах училищ, относящихся до предметов и методы преподавания;

3) заботится о хороших учебниках и представлять их епархиальному синоду для одобрения;

4) наблюдать за исполнением профессорами и учителями своих обязанностей и их нравственным поведением;

5) представлять епархиальному синоду для награждения лиц, оказавших заслуги изданием, литературой труда по какой бы то ни было отрасли знания;

6) охранять начала православных школ по смыслу отечественных законов;

7) требовать, чтобы православное юношество, учащееся в школах других вероисповеданий, изучало учение православной веры, посещало православную церковь и причащалось в установленные посты;

8) назначать для православных детей законоучителей (Katacheten), хотя бы они обучались в школах других вероисповеданий, и устранять препятствия, могущие встретится при этом случае, по смыслу законов отечества;

9) назначать время для испытания ищущих места профессора или учителя в каком-либо православном епархиальном заведении;

10) назначить для этой цели из своей среды экзаменаторскую комиссию;

11) заботится об определении в православные гимназии профессорами только таких лиц, которые вполне подготовлены и выдержали с полным успехом перед комиссией ad hoc испытание из философских, физико-математических и исторических наук, также классических и отечественных языков, и из литературы нашего румунского языка;

12) назначать преподавателями в богословские и педагогические институты только таких лиц, которые с полным успехом выдержали перед комиссией ad hoc испытание из богословских и педагогических наук, канонического права, церковной истории, церковного устава и церковного пения;

13) посылать учителями в реальные, общие и народные школы только таких клириков и педагогов, которые кончили – или богословский, или педагогический курс, или выдержали испытание с полным успехом перед комиссией ad hoc;

14) строго испытывать экзаменующихся и ставить им различные отметки, каких они заслуживают: хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно;

15) предоставлять получившему отметку «неудовлетворительно» право явится на второе испытание; но если он и в этот раз получит неудовлетворительную отметку, то не допускать его к третьему испытанию;

16) содействовать всеми возможными нравственными мерами тому, чтобы приходы епархии, пользующиеся правом избирать профессоров и учителей, также лиц ищущих профессорских и учительских мест, строго соблюдали предписанное в 9–15 пунктах этого § , и объяснять в подобных случаях приходским общинам, чтобы они для своей пользы следовали распоряжениям епархиального синода и предначертаниям высшего учебного правительства;

17) проверять акт избрания каждого профессора и учителя по смыслу § 380, и утверждать выбор только в том случае, когда он совершен законным образом и избранный не обязался занять искомого места за меньшее жалование, чем сколько положено прежде; в противном случае выбор уничтожать и назначать новый с устранением виновного лица, которому воспрещается на известное время, пока оно не исправиться, держать конкурс на место учителя;

18) взимать с утвержденного на должность профессора в богословский, педагогический институт и гимназию таксу в 20, а с утвержденных на место учителя в реальную, общую и народную школу 10 фл.; из этой таксы училищный совет составляет кассу и назначает из нее жалование училищным комиссарам; из остатков же образуется училищный фонд, о котором потом епархиальный синод делает свое дальнейшее распоряжение;

19) посылать из своей среды комиссара для обзора школ и выдавать ему суточные деньги; этот комиссар обязан обращать особенное внимание на метод, которому следуют учителя в преподавании и в поддержании порядка, назначенного для школ, наблюдать за сохранением дисциплины в школах и за успехами воспитанников; собирать в приходских ефориях сведения о состоянии училищных фондов, которыми владеет школа, посещать училищные здания и постройки и обязывать ефорию заботится об устранении последовавшего вреда; комиссар обязывается вести дневник и вносить в него все свои занятия и наблюдения, дабы через это сообщить самые точные сведения училищному совету для дальнейших его действий;

20) стараться на приходских и протоиерейских синодах о том, чтобы приходы строили школы и помещения для учителей, чтобы учителя получали приличное жалование, чтобы при училищах были сады, дабы воспитанники учились возделыванию фруктовых растений и разведению шелковичных червей;

21) поступать в точности по инструкции и правилам епархиального синода; для сего доставлять ему сведения об общем состоянии школ и преподавании и делать соответственные обстоятельствам времени представления об улучшении училищ и о нуждах образования епархиального населения;

22) составлять каждый год во время каникул собрания учителей по протоиерействам и обязывать окружных директоров принимать участие в этих собраниях и извещать о последствиях их;

23) требовать, чтобы окружные директора ежегодно составляли статистические табели о школах и представляли их в училищный совет;

24) требовать, чтобы они доставляли училищному совету нужные сведения и объяснения;

25) заботится об епархиальной библиотеке и об устройстве библиотек учебников при приходских, центральных и реальных школах, равно и при гимназиях.

Глава 6. О хозяйственном управлении метрополии

§ 402. Предварительные замечания.

При рассуждение об этом предмете мы должны наперед указать и объяснить различие, какое существует между самой митрополией и епархией, которой епископу бывает митрополит, потому что епархию митрополита следует рассматривать на ряду со всякой другой епархией; она имеет и управление и администрацию, подобно прочим подчиненным епархиям, входящим в состав митрополии; поэтому все, сказанное в предыдущей главе об епархиальной администрации и подробно изложенное нами там, относится и к епархии, которой епископом бывает митрополит. На этом основании мы будем говорить здесь только о том, что относится до администрации митрополии, как церковной области.

§ 403. Понятие хозяйственной администрации митрополии.

Под хозяйственной администрацией митрополии разумеются:

1) круг действий всех общественных единиц митрополии относительно управления, устройства и распоряжения административными делами, касающимися церквей, училищ и учреждений, которыми владеет митрополия;

2) круг действий митрополита и подчиненных епископов митрополии относительно управления, устройства и решения административных, догматических и духовных дел митрополии.

§ 404. Каким образом ведаются административно-хозяйственные дела митрополии

Административно-хозяйственные дела митрополии ведаются соборным образом, а именно: дела церковно-административные ведаются церковно-административным митрополичьим синодом; дела же административно-догматические обсуждаются административно-догматическим митрополичьим синодом. Все это обстоятельно будет обсуждено далее.

А. Церковно-административный митрополичий синод.

§ 405. Понятие об этом синоде

Церковно-административным синодом называется собрание представителей от всех общественных единиц митрополии для заведования устройства и управления административными делами церквей, училищ и учреждений митрополии.

§ 406. Состав сего синода

Церковно-административный митрополичий синод составляется из епархиальных епископов и представителей клира и народа всех епархий митрополии; число представителей на этом синоде определяется статутом, смотря по количеству душ каждой епархии, равно как и распределение количества представителей каждой подчиненной епархии, назначаемых по выборам в епархиях. Председателем этого синода бывает митрополит, на обязанности которого лежит созывать время от времени этот синод на основании существующего регламента. Этот синод постановляет свои решения по большинству голосов, а при равенстве их решает дело председатель. Если бы этот синод продлился долгое время, то в таком случае, чтобы епархия не оставалась на продолжительное время без епископов, дозволяется всем прочим епископам, кроме троих, возвратится в свои епархии15.

§ 407. Занятия этого синода

К занятиям этого синода относятся:

1) Избрание митрополита; для этой цели старейший из епископов в согласии с другими епархиальными епископами созывает церковно-административный митрополичий синод не позже трех месяцев после смерти умершего митрополита16, и заправляет делами выбора митрополита, соблюдая при этом правила о составлении епархиального синода для избрания епископа17. Он распоряжается, чтобы заседание не проходило открыто18 и чтобы акт избрания был представлен главе государства, дабы последовало высочайшее назначение избранного епископа митрополитом. Синод остается собранным, пока не будет получен и обнародован высочайший указ и пока новый митрополит не будет возведен на его кафедру;

2) рассуждая о церковно-хозяйственных-административных делах всей митрополии, как-то: о жаловании служителям церкви и наставникам училищ, об учреждении новых необходимых учебных заведений, о содержании и улучшении существующих, об учебниках, о премия писателям, оказавшим заслугу в области науки, о fundus instructus и других вкладах митрополии. При этом следует заметит, что все сии предметы могут быть обсуждаем и на том церковно-административном митрополичьем синоде, который созывается для избрания нового митрополита, и именно в тот промежуток времени, когда члены этого синода, представив избирательный акт его величеству, ожидают высочайшего назначения и его обнародования;

3) окончательные рассуждения о новых регламентах или изменении и усовершенствовании существующих, об организации митрополии и отдельных епархий со всеми их составными частями в видах достижения лучшего положения административных дел церквей, училищ и учреждений, а также об учреждении новой епархии19;

4) учреждение при митрополичьей кафедре епитропии для fundus instructus и прочих вкладов; начертание для нее потребных правил в руководство и поверка имущества и отчетов;

5) учреждение при митрополичьей кафедре училищного совета, как высшего управления для православных школ митрополии, и начертание для него потребных правил; этот училищный совет простирает свою деятельность и на епархию, которой епископом считается митрополит, равно и на дела епархиальных училищных советов, которые восходят на утверждение административно-митрополичьего училищного совета.

В. Административно-догматический митрополичий синод

§ 408. Понятие об этом синоде, и его состав

Административно-догматический митрополичий синод есть собрание епископов митрополии для ведения, управления и решения административно-догматических дел митрополии20. Он составляется из местного митрополита и епархиальных епископов митрополии и избирает себе секретаря из церковных сановных лиц, как-то: архимандритов, протосинкеллов, игуменов, протоиереев и даже митрополичьего архидиакона. Этот синод собирается каждый год в промежуток времени от Пасхи до конца октября21; но он не может быть созван в то время, когда митрополичья кафедра состоит праздною.

§ 409. Занятия этого синода

К занятиям административно-догматического митрополичьего синода относятся:

1) каноническое испытание избранного на епархиальном синоде в епископы;

2) рассуждение о каждом догматическом, таинственном и обрядовом вопросе и разрешение его по смыслу положительных канонов22;

3) совещание о нравственности и благочестии клира и верного народа митрополии и издание определений;

4) совещание о богословских и педагогических институтах в согласии с их целями и преподаваемых в них науках;

5) совещание о качествах, требуемых от готовящихся быть священниками и учителями, и донесения об этом церковно-адмнистративному митрополичьему синоду, чтобы потребное в этом отношении удостоилось согласного одобрения иерархии и верного народа23.

С. Епитропия митрополии

§ 410. Понятие о ней, и её деятельность

Епитропией митрополии называется общество, состоящее из членов клира и народа, которому вверяется церковно-административным митрополичьим синодом как частное имущество принадлежащее епархии митрополита, так и все имущество принадлежащее митрополии, как церковной области.

Эта епитропия должна состоять из того числа членов и исполнять тоже назначение, как и епархиальные епитропии; на этом основании мы, не повторяя уже сказанного, отсылаем на этот раз читателя к 398 и 399 § § .

D. Училищный совет митрополии

§ 411. Понятие о нем и его деятельность

Училищный совет митрополии представляет высшую власть в делах училищ, установленную церковно-административным митрополичьим синодом для заведования делами православных школ и институтов, находящихся в пределах митрополии и епархии митрополита.

Этот совет должен быть составлен и должен исполнять свое назначение так же, как и епархиальные училищные советы, с тем различием, что ему принадлежит право получать от епархиального синода сведения о состоянии школ и учебных заведений епархии и требовать относительно их объяснений.

Для знакомства со всем прочим, что касается училищного совета митрополии, мы отсылаем читателя к предидущим 400 и 401 § § ; потому что обязанности этого училищного совета в митрополии совершенно одинаковы с обязанностями епархиальных училищных советов.

Глава 7. О хозяйственной организации патриархата

§ 412. Предварительные замечания

Намереваясь рассуждать об организации патриархата, мы должны заметить, что всякий патриарх есть: 1) епархиальный епископ, 2) митрополит и 3) патриарх; поэтому как епархиальный епископ он имеет свою епархию, которая в её составных общественных частях должна быть организована подобно всякой другой епархии; как митрополит, патриарх имеет свою митрополию, которая в её составных частях должна быть организована подобно всякой другой митрополии; и, наконец, как патриарх, он имеет свой патриархат, который также должен быть организован во всех своих составных общественных частях.

§ 413. Хозяйственная администрация патриархата

Администрацию патриархата составляют: 1) собор митрополитов, епископов и представителей клира и верного народа каждого патриархата для обсуждения церковно-административных предметов патриархата; 2) собор всех митрополитов и епископов для обсуждения административно-догматических дел патриархата.

§ 414. О составе, создании и занятиях патриарших синодов

Состав церковно-административного и догматического патриарших синодов ясно можно видеть из вышеприведенного определения. Как церковно-административный, так и догматический, патриаршие синоды созываются очень редко, а именно, когда открывается настоятельная нужда в церковно-административных делах, или в решении догматико-таинственных, или обрядовых вопросов; в таком случае этот синод получает характер поместного собора, как все поместные соборы, бывшие в XV веке, по поводу религиозных движений в Германии.

Епархия и митрополия патриарха во всем прочем должны управляться так же, как всякая другая епархия и митрополия. Патриарх избирается церковно-административным синодом митрополии. Так как об епархиальной и митрополичьей администрации мы выше говорили подробно; то все сказанное там может быть принято за норму для епархии и митрополии, в которых патриарх бывает епископом и митрополитом. На этом основании мы оканчиваем эту главу тем замечанием, что, когда представится настоятельная необходимость созвать административно церковный или догматический патриарший синод, то при этом должно соблюдать все то, что кратко изложена нами в понятии и церковно административном и догматическом патриаршем синоде, и что, смотря по существу предметов, подлежащих обсуждению, на эти синоды приглашаются и представители клира и народа вместе с митрополитами и епископами патриархата, или присутствуют только одни митрополиты и епископы.

* * *

2

Толков. на 40 апост. прав. в Пидал.

3

См. § § 285, 303 и 305.

4

Апост. 40 прав.

5

Вальсамов в своем толковании на 50 апост. правило.

6

Толков. на 73 апост. прав. в Пидалионе

7

IV Всел. Собор. прав. 24

8

Сказанное в § 380 в пункте 23-м о приходском священнике, умершем без завещания, без родственников, имеет силу и в отношении к протоиерею: и его имущество все наследует та приходская церковь, в которой умерший был священников. Авт.

9

См. § 380.

10

Карф. соб. 106 прав.

11

VI Всел. соб. прав. 8 и VII Всел. соб. пр. 6

12

Лаод. соб. 5 прав.

13

Апост. 39 прав. и толков. его в Пидалион.

14

VI Всел. соб. 35 прав.

15

Карф. соб. 141 пр.

16

IV Всел. соб. 25 прав.

17

См. § 396

18

Лаод. соб. 5 пр.

19

См. § 257

20

Ап. 34 пр. I Всел. соб. пр 6. 7. II Всел, пр 2.

21

Ап. 34 пр. VII. 6

22

IV Всел. соб. пр. 19

23

В государстве, в котором существует несколько митрополитов одной или даже различных национальностей, обыкновенно эти митрополиты собираются на общий административно-догматический митрополичий синод для обсуждения разрежения вопросов догматических, таинственных и обрядовых, чтобы достигнуть единодушного решения этих вопросов и избежать всякого несогласия между членами Христова тела. Авт.


Источник: Христианское чтение. 1872. № 6. С. 230-272.

Комментарии для сайта Cackle