Тихоний Африканский

(†390/400)
Тихоний Африканский

Латиноязычный христианский богослов (по некоторым данным – епископ).

Биография

Сведений о его жизни сохранилось мало. Известно, что он жил в Римской Африке и принадлежал к ригористической группировке раскольников, возглавляемой карфагенским еп. Донатом. Впрочем, среди самих донатистов Тихоний считался либералом и подвергся осуждению на их соборе (380 г.). Тихонию принадлежит толкование на Откровение, которое в настоящее время утрачено. В историю библеистики он вошел как автор книги «Liber de septem regulis ad investigandam et inveniendam S. Scripturae intelligentiam»1). Труд Тихония направлен на преодоление библейских «противоречий» и объяснение трудных мест Библии.

В 1–3 правилах он отмечает, что следует различать между речениями, касающимися Спасителя и Его Церкви, хотя в самом контексте они нередко слиты воедино. Такого же дифференцированного подхода требует понятие «Израиль». Например, во 2-й части Книги Исайи он одновременно назван избранником, орудием спасения (Ис.41:8) и глухим слепцом (Ис.42:18). В первом случае говорится об идеальном народе Божьем (Церкви), а во втором – о народе в его эмпирическом состоянии.

4-е правило посвящено трудному вопросу об оценке Закона апостолом Павлом. С одной стороны, апостол возвещает, что Закон отменен, а с другой – что он «свят» (см. Павла св. ап.Послания). Тихоний толкует это таким образом: святы сами заповеди Закона как данные Богом; бессильны же они, когда люди относятся к ним формально, законнически. Согласно Тихоний, такое отношение было не только у фарисеев, но часто встречается и у христиан.

5-е правило содержит попытку объяснить цифровые расхождения в Библии.

6-е правило вводит теорию «рекапитуляции», согласно которой ряд событий и образов, следующих в тексте друг за другом (например, в Откровении), не означает хронологической последовательности, а описывает одно и то же событие с разных точек зрения.

7-е правило касается библейских иносказаний и метафор. Например, речь к вавилонскому царю в Ис.14 одновременно относится и к сатане. Книга Тихония высоко ценилась блаженным Августином, несмотря на то, что ее автор был раскольником. Через Августина труд Тихония оказал влияние на средневековую экзегезу, начиная с Исидора Севильского.


1) рус. пер.: «Книги о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св.Писания»