Источник

31. Семя

Видим в этом мире, что какое семя сеется, такой и плод от него родится, как-то: от пшеницы – пшеница, от ржи – рожь, от овса – овес, и прочее. «Рожденное от плоти есть плоть» (Ин 3:6). Так и Божие слово, как семя, на земле сердец человеческих сеемое, подобный себе плод рождает. Божие слово – семя духовное, доброе, небесное, святое, животворящее. Посеянное на сердце человеческом, рождает человека подобным себе, то есть делает его духовным, добрым, небесным, святым, живым. Рассуждай, человек, как слышишь слово Божие: чувствуешь ли от слушания силу и действие, подобное слову Божию? Чувствуешь ли в душе своей мысли и желания духовные, добрые, небесные? Если не чувствуешь, то это знак того, что семя слова Божиего в тебе погибает. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» – говорит Господь (Лк 8:8, 15).

О том же

Семя одинаково сеется, но не на одинаковую землю падает. Так и слово Божие равно всем проповедуется, но не во всех сила и плод его бывает. Иное семя падает на «пути, и птицами небесными» похищается. Так и слово Божие, проповеданное сердцам человеческим, по которым, как по пути, различные мысли проходят, погибает и бесплодно бывает, ибо «духи лукавые», как птицы, похищают его, «чтобы люди, уверовав, не спаслись». Иное семя падает на «каменой» земле, и поэтому не имеет достаточно земли, где бы углубить и утвердить свой корень. Оно скоро прорастет, но от зноя солнечного, как не имеющее корня, иссыхает. Так и слово Божие, упавшее на сердцах человеческих, но не углубленное и не укоренившееся, хотя и с радостью принимается, однако от нашедшего искушения, печали и гонения, лишается сладкого своего плода, и так бесплодно бывает. Иное семя падает среди «терния», и тернием возросшим подавляется, и поэтому бесплодно бывает. Так и слово Божие слышат многие люди, но «печалью века сего и лестью богатства», как тернием, объятые сердца имея, никакого плода не приносят. И потому и в них слово Божие бесплодно бывает. Иное семя падает на «доброй земле», и одно оно плод приносит. Так и слово Божие, когда слышат его «добрые сердца», плод свой получает, и от него приносят плод «одни во сто крат, другие в шестьдесят, иные же в тридцать» (См. Мф.13:3–23; Мк.4:3–20; Лк 8:5–15).

Из этого видишь, христианин: 1) Проповедуемое слово Божие, то есть читаемое Евангелие или Апостол, или что-то из Ветхого Завета, или проповедь проповедника, нужно слушать со всяким прилежанием и вниманием. Да не похитят у тебя лукавые духи, как птицы посеянное на пути семя похищают, слово Божие, тебе проповеданное, и не будешь бесплоден. 2) Слово Божие, услышанное или прочтенное, нужно углубить и укоренить в глубинах сердца, и в нем день и ночь поучаться, как псаломник говорит о себе и нам в образе себя представляет: «В сердце моем сокрыл я слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою» (Пс.118:11). И еще: «раб Твой размышляет об уставах Твоих. Откровения Твоипоучение мое, и уставы Твои – советники мои» (Пс.118:23–24). И еще: «и поучался в заповедях Твоих, которые я сильно возлюбил»* (Пс.118:47). И еще: «и размышлял об уставах Твоих» (Пс.118:48). И еще: «Как возлюбил я закон Твой...! Весь день он – поучение мое» (Пс.118:97). И еще: «Скорби и нужды постигли меня; заповеди Твои -утешение мое» (Пс.118:143). Поэтому и пишется о праведнике: «Закон Бога его в сердце у него; не преткнутся стопы его» (Пс.36:31), и «блаженным» называется тот человек, у которого «в законе Господа воля его, и в законе Его поучается он день и ночь!» Поэтому он уподобляется дереву, посаженному при потоках вод, «которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не отпадет; и во всем, что он ни делает, преуспеет» (Пс.1:1–3). 3) Так как прихоти этого мира, как терни семя, подавляют слово Божие, в сердце посеянное, то надо эти вредные тернии из сердца искоренить, и «не любить мира, ни того, что в мире», по слову апостольскому (1Ин 2:15). Иначе семя Божиего слова будет бесплодно. 4) Желающего служить Богу и плод слова Его принести Ему, встречают различные искушения, по написанному: «Чадо! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир 2:1). Поэтому надо все искушения терпением побеждать. Потому и говорит святой евангелист, что, «услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк 8:15). Потому желающим принести плод слова Божиего нужно терпение. 5) Несильно старание человеческое без помощи Божией. Земляное поле – сердце человеческое – с небесным семенем не может совокупиться и принести плод. Тут нужны сила и помощь Небесного Делателя, Иисуса Христа, как Сам Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5). Поэтому желающему и старающемуся принести плод слова Божиего, надо усердно молиться, чтобы Сам Господь плод слова Своего в сердцах наших творил и совершал. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7–8). Поэтому с таким великим усердием псаломник через весь 118-й псалом молится, чтобы Сам Бог вел его по пути заповедей Своих и слова Своего плод совершал. Господи, Иисусе Христе, Слове Безначального Твоего Отца, помоги нам!

О том же

Хотя и будет доброй земля, на которой семя посеяно, однако плода не может сотворить, если теплотой солнечной не будет согреваться и дождем орошаться. Так хотя и на доброе сердце падает семя слова Божиего, однако никакого плода не принесет, если теплотой благодати Божией не будет согреваться и росою свыше орошаться. Поэтому, как посеянным семенам сияние солнечное и дождь нужны для плодоношения, так услышанному слову Божию, чтобы не было оно без плода, нужна Божия благодать, согревающая и орошающая. Потому и святой Давид говорит: «Я шел путем заповедей Твоих, когда Ты расширил сердце мое» (Пс.118:32). Поэтому всегда нужно к Господу воздыхать, чтобы благодатию Своею согревал и орошал сердца наши. Мы каждый час и каждую минуту требуем Божией благодати. Без нее, как младенцы ходить еще не умеющие, упадем и лежать будем. «Милость Твоя последует мне во все дни жизни моей» (Пс.22:6). Господи, поставь нас всемогущей рукой Твоей на пути заповедей Твоих, и укрепи, и веди!

* * *

*

Перевод П.Юнгерова – Редакция «Азбуки веры»


Источник: Собрание сочинений святителя Тихона Задонского : [В 5 т.] – Изд. Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, - Москва : Профиздат, 2003. (Святоотеческое наследие) / Т. 2. – 952 с.

Комментарии для сайта Cackle