Источник

22. Жених и невеста

Что между собой жених и невеста, то и Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается. Так и душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирские прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу; к чему Святой Дух через пророка увещевает ее: «Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:11–12). Невеста одевается в платье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская должна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себе внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол 3:12).

Добрая невеста хранит верность своему жениху. Так и душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти, о чем Сам Христос ей говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Добрая невеста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего. Не нравится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно, когда большую любовь другому отдает. Так и душа христианская не угодна Христу, когда другое что равно Христу, или, что хуже того, более Его любит. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», – говорит Христос (Мф.10:37). Благородство, честь и достоинство невесты от жениха зависит. Так и души христианской честь, благородство и достоинство от Христа зависит. Чем благороднее жених, тем благороднее бывает и невеста, с ним обрученная. Но так как нет никого более честного, благородного и достойного, чем Христос, Сын Божий, то и для христианской души не может быть большей чести и достоинства, как быть обрученною невестой Христа, Сына Божиего. Честь, благородство и достоинство невесты не видно, пока с женихом своим браком не соединится. Так и души христианской честь и слава не видна, пока браком с Иисусом Христом не соединится в будущем веке. «Возлюбленные, – говорит апостол, – ...еще не открылось, что́ будем» (1Ин 3:2). Покажется слава и достоинство невесты, когда с женихом своим благороднейшим браком соединится. Так откроется превеликая слава христианской души, когда во Втором пришествии Его, браком с Ним соединится. Тогда она подобна будет прекраснейшему своему Жениху. «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).

После брака невеста в дом жениха приводится с весельем. Так и душа христианская введется в дом и палату Небесного своего Жениха, Иисуса Христа, с радостью и весельем (Пс.44:16). «Господь их возвратит, и придут в Сион с радостью и веселием вечным; ибо на главе... их веселье и хвала и радость примет их, удалятся печаль и воздыхание» (Ис.51:11). После брака бывает пир и веселье. Так и на браке этом будет великая вечеря, радость и веселье. Тогда есть будут, пить будут, радоваться будут, веселиться в веселии сердца будут (Ис.65:13–14). Это открылось святому апостолу Иоанну: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуия! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19:6–8).

Жених радуется о невесте своей, и невеста о женихе своем. Так и возрадуется Христос, Жених Небесный, о душах спасшихся и прославленных. как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе» (Ис.62:5). И души возрадуются о пресладком и прекрасном Женихе своем во веки веков. «Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10). Об этом таинственном обручении и браке говорит Господь через пророка: «Обручу тебя Себе навек, и обручу тебя Себе в правде и суде, в милости и щедротах. И обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» (Ос 2:19–20). И апостол говорит христианам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2). Постараемся, возлюбленный христианин, очистить себя покаянием и души наши украсить одеждой добродетелей. Да угодим Небесному нашему Жениху, Иисусу Христу, и примет нас в небесный Свой и вечный чертог.


Источник: Собрание сочинений святителя Тихона Задонского : [В 5 т.] – Изд. Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, - Москва : Профиздат, 2003. (Святоотеческое наследие) / Т. 2. – 952 с.

Комментарии для сайта Cackle