Источник

Воскресение мертвых

Кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: изыдут творившие добро в воскресение жизни (Ин. 5, 29). Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом (Откр. 20, 6). Эти признаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся.

* * *

Видишь, что во время весны все, что зимой, как мертвое, было, как бы вновь оживает и возрождается: земля производит из недр своих плоды, деревья листвой одеваются, травы зеленеют и цветами украшаются; воды, льдом скованные, растаивают и текут и вся поднебесная тварь в новый вид облекается и как бы заново созидается. От этой чувственной весны пусть возведет вера ум твой к прекрасной и желаемой весне, которую обещал преблагой Бог в Писании Своем Святом, когда тела от начала мира усопших верных из земли, как семена, силою Божией прозябнув, восстанут и облекутся в новый, прекрасный вид, в ризу бессмертия оденутся, примут венец доброты из рук Господних, расцветут, как финик, и как кедр на Ливане, размножатся. Насажденные в доме Господнем, они процветут во дворах Бога нашего (Пс. 91, 13–14), как невеста, украсятся красотою, и как земля, растящая цвет свой, и как сад, произращающий посеянное в нем (ср. Ис. 61, 10–11), расцветут; и веселье вечное над головою их, и радостью возрадуются о Господе. Тогда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (1Кор. 15, 54–55)? Так, устремляясь духом к желаемой той весне, сей ныне с верой и надеждой, с Божией помощью семена благих трудов – и да пожнешь тогда с радостью.

* * *

Весной из земли произрастают травы и испускают листья, цветы и плоды свои; также деревья испускают листья, цветы и плоды, хотя зимой не видно было жизни в них, и они как бы бесплодными были, и одно дерево от другого почти не отличалось. Весна – образ воскресения мертвых.

1. Веруем, что так восстанут и изыдут тела наши мертвые из гробов, в которых сокровенны были, как видим ныне исходящие травы из земли, скрывавшиеся в ней зимой.

2. Как зимой не распознаем, какой цвет и плод в какой траве и дереве имеется, но весна все это показывает, так ныне не можем познать, что у кого внутри, в сердце и душе, кроется добро или зло, благочестие или нечестие, – и часто доброго злым и злого добрым считаем; но в воскресение все ясно откроется.

3. Как во время весны листья и цветы трав и деревьев изнутри их исходят и являются на свет и теми листьями и цветами как бы одеваются травы и деревья и так прекрасный образ и вид представляют смотрящим, – так в воскресении красота святых на телах их явится, которая ныне в душах их сокрыта, и той красотой, как ризой прекрасной, оденутся тела их оживотворившиеся. Будут сообразны прославленному телу Спасителя нашего, по словам апостола: Он уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21)...

4. Как весной иссохшие травы и деревья такого же вида бывают, какого были зимой, то есть неприятны и гнусны, и ни к чему иному, как сожжению, не подлежат, так и тела грешных людей будут наги и безобразны, как и ныне имеются, даже гораздо большее на них явится безобразие, ибо грех и тьма, которая ныне в сердцах и душах их кроется, тогда внешне на них явится во свидетельство, что они не во Христе проводили жизнь на земле, а в своих похотях.

5. А от этого последовательно учимся, что у всякого человека красота или безобразие, благочестие или нечестие внутри имеется, и чего нет внутри, в сердце и душе, того и на самом деле нет. Вера, любовь, терпение, смирение и прочее внутри должны быть; и если нет их внутри, в сердце, то они есть не иное что, как лицемерие, которое внешне является как будто нечто имеющееся, но по сути есть ничто.

6. Никого не должно осуждать и судить, также и хвалить бессмысленно, ибо не знаем, что у кого в сердце кроется, и часто безумно называем того злым, кто внутри и на самом деле добр, и того добрым, кто внутри зол, и так судьями неправедными бываем. От этого отвращает апостол: не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1Кор. 4, 5).

7. Должно искать верой доброты и украшения души и просить того у Христа, Который один может очистить ее от скверн и украсить, а не гоняться за красотой мира сего: ибо красота душевная вечна, как и сама душа, красота же телесная временна.

* * *

Утешение подает нам восстание тел наших из мертвых. Хотя и разрешается союз души с телом и тело мертвое предается земле и истлевает, но опять Божией силой, которой все из ничего было, оживотворится, соединившись с душой, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25).

* * *

Предлагает нам часто слепая плоть и через нее враг наш всегдашний диавол: как тело наше умершее и в прах рассыпанное может восстать? Но такая немощь верою, на святом Божием Слове как на истинном и непоколебимом основании утверждающеюся, прогонится, а оно нас крепко уверяет, что как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор. 15, 22 и далее вся глава). Если веруем, что все из ничего создал Бог, тем более рассыпанный прах тел наших во Христе Иисусе соберет и оживит. Богу всемогущему все возможно и удобно и как истинному и верному в словах Своих солгать невозможно. Будет непременно все то, что Он в слове Своем объявил. Этим утверждай веру свою, христианская душа, и в подвиге благочестия не ослабевай.

* * *

Христиане чают воскресения мертвых и жизни будущего века, возведи же и ты туда сердце свое. Надобно воскреснуть здесь душой тому, кто тогда хочет воскреснуть в вечную жизнь. Многие христиане всякий день говорят: «Чаю воскресения мертвых», – но так прилепились к суете мира сего и так живут, как бы не было воскресения мертвых.

* * *

Разум человеческий, не просвещенный верой, не может понять воскресения мертвых. Он представляет, что как скотские телеса, сгнившие и рассыпавшиеся в прах, не восстают, так и человеческие. Отсюда многие душевредные мнения произошли о воскресении мертвых, ибо люди последовали разуму своему, который без просвещения веры слеп. Отсюда неверным и плотским людям сумасшествием кажется слово о воскресении мертвых. Отсюда саддукеи говорят, что нет воскресения, и вопрошают об этом Христа, но обличаются Им, как не знающие Писаний, ни силы Божией (Мк. 12, 18–24 и след.). Святого апостола Павла афиняне называли суесловным за то, что воскресение благовествовал им. «Что хочет сказать этот суеслов?» И услышав о воскресении мертвых, насмехались (Деян. 17, 18, 32).

Но недостаток и оскудение ума вера святая дополняет, и чего сам собою слепой разум не постигает, в том его просвещает, и так просвещенный верою ум видит это, как будто оно уже в самом деле было. Показывают это и подобия, от естества взятые, как Христос говорит: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24). И Павел святой: безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет (1Кор. 15, 36). Но вера святая, словом Христа, Сына Божьего, Который есть вечная Истина, утверждаемая, всякое сомнение отъемлет. Воскреснут мертвые, и воскреснут теми телами, которыми почивают во гробах; восстанут те тела, которые пали; пробудятся те, которые спят во гробах (Дан. 12, 2); восстанут те, которые посеяны (см. 1Кор. 15, 37); восстанут те же тела, с которыми мы или добро, или зло делали, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5, 10). Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Восстал Христос из мертвых, и восстал тем телом, которым пострадал и умер, и Он – начаток, первенец из мертвых (1Кор. 15, 20–23; Кол. 1, 18). Восстанут и мертвые теми телами, которыми умерли.

* * *

Как нечестивым воскресение их будет печальным и горьким, ибо, совокупившись с телами, с которыми беззаконничали и свирепели в мире сем, низринутся во ад получить по делом своим, по Писанию: да пойдут грешники в ад, все народы, за бывающие Бога (Пс. 9, 18), – так и благочестивым Христовым рабам утешительным, радостным и желаемым так, как после зимы прекрасная весна. Как во время весны исходит трава из недр земных и одевается благовонными различными цветами, так тела благочестивых изыдут, одушевленные, в это время из гробов, в которых, морозом смерти сокрушенные, скрывались, и в новый прекрасный вид бессмертия и вечной славы облекутся. Ибо сеется, – учит апостол Христов, – в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе (1Кор. 15, 42–43), ибо Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21), –как тот же проповедует апостол. И апостол Иоанн: возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (1Ин. 3,2), так что тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43), по слову Христову.

Прекрасна весна, в которой такие цветы явятся на земле! Блаженны и благословенны те, смиренные тела которых так прозябнут! Какая радость и сладость в сердцах их будет, когда тела их так украсятся! Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа (1Кор. 15, 54–55; Ос. 13, 14)?

Размышляй об этой прекрасной весне, возлюбленный христианин, и стремись благодатью Христовою достигнуть воскресения праведных.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle