Источник

Вера

Человек, духовно мыслящий, подобен дереву, слушатели. Дерево все от корня зависит. Каков корень, таково и дерево. А что в дереве корень, то в человеке, духовно мыслящем, вера: какова вера внутри, таков и человек. У дерева чем более корень распространяется и углубляется, тем более дерево растет и возвышается, тем более распространяются ветви его и умножаются плоды. Так, чем более вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возносится и тем более многочисленные плоды духовные произрастают. Такого духовного человека называем все великим человеком, хотя бы он по естественному возрасту своему и мал был, или был бы самого низшего чина, или всеми униженный и оплеванный был.

Такого человека описал богодухновенный псаломник: и будет он, как дерево, посаженное при истоках вод, которое плод свой будет давать в свое время, и лист его не отпадет. И все, что он ни делает, будет благоуспешно (Пс. 1, 3). И еще: праведник, как финик, процветет и, как кедр на Ливане, размножится (Пс. 91, 13). Такого человека украшают плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23)…

Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать, так и вере живой свойственно добрые дела показывать. Хочешь ли знать, что она есть и какие ее плоды? Посмотри в книгу Бытия, главы 15 и 22, как там Авраам, отец всех верных, в старости уже глубокой по повелению Божию возносит Исаака, сына своего, на жертву. Видишь, как вера действует в святом старце? Единственного сына, наследника, по обетованию Божию данного, того, о котором сказано Богом: в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21, 12), – закалывает. Ибо веровал Авраам Богу, что силен Он его из мертвых воскресить (Евр. 11, 19), потому и наследника своего не усомнился произволением заколоть. А потому и Писание о нем свидетельствует: поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4, 3).

Прочитай еще и книгу Исход и увидишь, как Моисей великий отказался называться сыном дочери фараона, царя египетского, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища. А почему? Ибо взирал на воздаяние (Евр. 11, 24–26). Вера была причиной того, что Моисей изволил скорее с людьми Божиими в пустыне страдать, нежели в египетской славе быть. Уверен он крепко, верой укреплен, что после таких трудов и принятия страданий следует вечное и великое от Христа мздовоздаяние.

А если еще потрудишься и прочитаешь книгу, в которой жития святых и много различных страданий мучеников описаны, лучше еще узнаешь, как сильна и действенна вера. Там увидишь, что ни скорбь ни теснота, ни голод, ни нагота, ни беда, ни меч, ни смерть, воинов Христовых не смогла отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35). Вменились они, как овцы заколаемые (Пс. 43, 23). Они ради Христа узы приняли вместо украшения, темницы – вместо чертогов царских, всякое поношение и хулу – вместо чести. К смерти поносной, к съедению зверями, к сожжению в огне, к потоплению в море спешили, как на сладкий брак. Биения, раны, растерзания и раздробления членов так принимали, будто в чужих телах. А что их понудило так много различных страданий с радостью принимать, если не вера и вере родная сестра – любовь ко Христу Иисусу, и за то вечных и неизреченных благ в чертоге небесном воздаяние?

Видишь ли, как они веру свою кровью своей и смертью запечатлели? От этих страстотерпцев перейди умом к самопроизвольным и духовным мученикам – преподобным отцам – и посмотри на подвиг их, которым они подвизались против плоти и крови, против мира и диавола. Что побудило их оставить красоту мира сего и поселиться в пустыне непроходимой, жить скорее со зверьми, нежели с людьми? Что побудило их повседневно для греха и плоти умирать, постом, трудами, голодом и жаждой плоть духу покорять, горячайшими слезами омываться, из глубины сердца воздыхать, стенать непрестанно, как горлице пустынной, жаром солнечным быть сжигаемыми, от холода и мороза трястись, нагими скитаться по горам, по вертепам10, по пропастям земным? Что, говорю, так побудило их самопроизвольно мучиться, если не живая и действительная вера и вере сопряженная любовь? Все эти вышеназванные мученики, получив верой извещение о том, что ничем достойно невозможно воздать за любовь Божию, которой Он возлюбил мир так, что и Сына Своего Единородного отдал за него, и что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас (Рим. 8, 18), предали себя таким различным и многоболезненным страстям.

Вот видишь, возлюбленный, каковы плоды живой веры. Можешь и то знать, что, как дерево познается от плодов, так и вера познается от дел. Живет в том вера и ходатайствует к жизни вечной для того, в ком плоды ее являются. Нет в том веры живой, в ком дел, от веры происходящих, не видно, как апостол Иаков написал: как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).

А если вера без дел мертва, то уже и нет ее.

* * *

От чего вера живая бывает и чем она умножается.

Вера живая есть дар Божий и как семя некое божественное, которое при Крещении всякому крещаемому всевается. Семя это то, от которого человек называется рожденным от Бога. Об этом апостол святой Иоанн Богослов говорит: всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (1Ин. 3, 9).

Как семя, посеянное на земле, растет и умножается влагой, так божественной веры семя, посеянное на земле сердца человеческого, растет и умножается влагой Слова Божия, говорит апостол Павел: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17)…

Кроме того, жития святых Божиих, которые в вере и ее плодах преуспели, почаще прочитывать и рассматривать нужно, чтобы вере их удобнее подражать. Ибо подлинно об этом написано: все, что писано было прежде, написано нам в наставление (Рим. 15, 4), – говорит святой апостол Павел. Таким образом, когда будем поучаться в законе Господнем и Творцу закона усердно молиться, непременно придем все в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13).

* * *

Старайся и молись Богу, чтобы подал тебе истинную, живую и сердечную веру во Христа. Истинная вера во Христа есть сердечное упование на Него как на Искупителя, Спасителя, Заступника и Помощника нашего. Ни от кого и ни от чего иного, кроме Него, спасения вечного не должно искать и ожидать. Эта вера соделывает радость и утешение в сердце, соделывает истинный Божий страх, отвращает от мирской суеты, чести, богатства, славы и учит презирать все это. Она учит страдания Христовы высоко и дорого почитать, увещевает любить Бога и ближнего, учит смирению, заповедует часто молиться и воздыхать к Богу и всего человека изменяет.

Примечай это, возлюбленный христианин, и не прельщайся суетной верой ложных христиан, у которых на языке вера, а в сердце безбожие. Знай точно, что нет там веры живой, христианской, где пристрастие или любовь к богатству, чести, славе и сласти мира сего. Истинная, живая вера отводит христианина от всего этого и движет его к желанию и исканию небесных и вечных благ. Ибо истинная, живая вера – это дар Божий духовный и потому внутри человека учит духовных благ искать. Она от неба в человеческое сердце входит, к небу и небесному движет и восхищает сердце человеческое, а от земных вещей отводит.

К тому же, вера истинная подвизается против всякого греха, и потому где греховное житие и бесстрашное, там нет веры истинной, но только устная и лицемерная. Смотри об этом места в Святом Писании: 1Кор. 6, 9–10; Гал. 5, 19–21; Откр. 21, 8; Иак. 2, 14 и до конца главы, и прочее – и берегись против совести своей согрешить, да не подпадешь Божию гневу и веру не погубишь. А где веры истинной нет, там нет Христа, нет спасения, пока человек в таком состоянии пребывает. Надобно веру беречь более, нежели жизнь свою, ибо и жизнь свою должны за веру положить.

* * *

Что светильник в доме, то вера живая в сердце человеческом. Светильник зажигается от человека. Светильник веры зажигается от Святого Духа через слышанное Слово Божие, по Писанию: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17).

Когда светильник в доме горит и сияет, все ясно в доме, живущие в нем все видят, ходящие не спотыкаются и каждый свое дело делает, потому что от светильника освещается. Так, когда светильник веры в сердце сияет, человек все духовное ясно видит: Бога невидимого как видимого и прочее невидимое как видимое, видит и дела, приличествующие христианскому званию, делает. Когда светильника в доме нет, в доме темно. Так, когда в сердце человеческом нет светильника веры, там не что иное, как только тьма и всякое заблуждение.

Чтобы в доме горящий светильник не угас, должно подливать елей. Так, чтобы светильник веры в сердце не угас, должно:

1. Читать или слушать и рассуждать о Слове Божием и прочих христианских книгах.

2. Молиться прилежно Богу.

3. Причащаться Святых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовых.

4. Творить дела милости. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).

* * *

Признаки светильника веры, в сердце человеческом горящего:

1. Такой человек Слово Божие читает или слушает и ему прилежно учится.

2. Бога сердечно призывает, молится и благодарит Его за все благодеяния.

3. Со всяким усердием старается жить достойно звания христианского и Евангелия.

4. Веру свою к Богу показывает добрыми делами, как требует апостол: покажи мне веру твою от дел твоих (Иак. 2, 18).

5. Всякого греха остерегается, и против всякого греха сражается, и не допускает, чтобы он владел им.

6. В мире этом живет как странник и пришелец и всегда возводит сердечные очи к небесному отечеству и воздыхает, а потому к мирским вещам не прилепляется сердцем, но все со страхом и по нужде употребляет. Такого ничто в мире этом не веселит, кроме одного Бога и надежды вечной жизни.

7. Явный признак светильника веры, горящего в сердце человеческом, – радость духовная, в сердце ощущаемая, радость о Святом Духе, радость о Боге, которая в псалмах изображается: сердце мое и плоть моя радуются о Боге живом (Пс. 83, 3), ибо где вера в Бога, там и любовь к Богу; где любовь к Богу, там и радость о Боге, что любим, тому и радуемся.

* * *

Вера – руководительница к невидимым, духовным и небесным вещам. Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Она невидимое как видимое и будущее как настоящее представляет. Потому верная душа, имеющая живую веру, все это видит и к этому стремится, мало или вовсе не промышляя о настоящем. Но кто таковой веры не имеет, тот только то великим считает и того желает и ищет, что видит.

Христиане, постараемся светильник веры в сердце нашем иметь, и тот нам все невидимое, духовное, божественное и вечное будет показывать – и тогда будем христианами. От веры живой все существо христианского блаженства зависит.

* * *

Видишь на дереве сухую ветвь, которая сухая потому, что не имеет сока, оживляющего ее. Разумей, что таким бывает и христианин, как ветвь засохшая, который не имеет живой веры, любовью и прочими плодами жизнь свою показывающей. Такой никакого участия не имеет со Христом, Который есть лоза истинная (Ин. 15, 1), ни с истинными христианами, ибо они духовные члены тела Его (Еф. 5, 30); чужд надежды вечной жизни, пока таким остается. Такому судом Своим грозит Бог. Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10). Этот случай и рассуждение учит тебя, христианин, осматриваться, имеешь ли ты веру, которая плодами своими, то есть добрыми делами, себя показывает.

* * *

Малый ребенок всегда во всяких нуждах к матери своей прибегает; есть ли, пить или чего другого хочет – у матери просит; беду ли какую видит – к матери прибегает. И хотя от матери наказание какое-либо принимает, однако не отлучается от нее, но при ней держится и прилепляется к ней, любит ее и все у нее просит. Такова и вера христианская, которая Бога Отцом признает и имеет. Она все, что помимо Бога, оставляет позади и к Нему одному во всяких нуждах прибегает, говоря с пророком: Ты упование мое, часть моя на земле живых (Пс. 141, 6); и еще: прильнула душа моя к Тебе, а десница Твоя восприяла меня (Пс. 62, 9).

* * *

Истинное терпение христианское от веры происходит и без веры быть не может. Поскольку плоть наша всегда хочет воле своей следовать, в приятностях и увеселениях мира сего пребывать, то всякой неприятности ужасается и, если она приключается, смущается и негодует. Но вера, в сердце живущая, это ее смущение укрощает и усмиряет, представляя, что все по Божьему промыслу бывает; что Бог посылает наказание не от гнева, а от любви: Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6); что скоро этому бедствию конец будет; что за временной скорбью последует вечная радость; что нетерпением и негодованием благость Божия оскорбляется, – и так смущаемое и волнующееся сердце укрощает и утешает. Так святой Давид в печали и скорби душу свою верою утешал. Почему прискорбна ты, душа моя? и почему смущаешь меня? уповай на Бога! Ибо я исповедуюсь Ему, говоря: Ты спасение лица моего и Бог мой (Пс. 41, 6)!

* * *

Истинная вера – как искра, Святым Духом в сердце человеческом зажженная, которая теплоту любви издает.

Эта Божественная искра взгревается и раздувается с Божией помощью чтением или слушанием Божьего Слова, размышлением о прежде бывших делах Божиих, молитвой, причащением святых Христовых Таин и вне проявляет себя, как доброе дерево, сладкими плодами любви: терпением, кротостью, милосердием, верностью, воздержанием, братолюбием, миролюбием и прочими христианскими добродетелями. Это плоды доброго дерева; это приметы доброго сердца, верою Христовой очищенного; это свидетели живущего не по плоти, но по духу (Рим. 8, 1). Эти свидетели предстанут на всемирном суде Христовом и засвидетельствуют в избранниках Божиих истинную и нелицемерную веру, которой оправданы и с помощью которой произросли эти прекрасные плоды.

Это, как сокровище некое, произнесет Сам Судия праведный и объявит их перед всем светом: алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Как для неверных свидетелями неверия их будут злые их дела: алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25, 35–36, 42–43). И еще: обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои (Пс. 49, 21).

Поэтому испытывай себя, возлюбленный христианин, пребываешь ли ты в вере, хотя Бога Христа, Сына Божия, устами исповедуешь. К этому испытанию увещевает апостол: испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте (2Кор. 13, 5). Знай точно, что веры спасающей нет в том, в ком нет добрых дел, но есть некая устная, лицемерная или, как апостол учит, мертвая: ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Поэтому и Христос говорит: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Воля же Небесного Отца в том состоит, чтобы нам в грехах каяться, веровать во Христа и слушать святое учение Его, как Сам Он говорит: сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). А чему учит нас этот Небесный и всему миру проповеданный Учитель, святое Его Евангелие представляет нам.

* * *

Спасающая евангельская вера – это не что иное, как утешительное восприятие Евангелия, в сердце соделываемое Святым Духом, или сердечное упование и несомненная надежда на благодать Божию, даром, ради Христа обещанную, то есть надежда на отпущение грехов и вечную жизнь.

* * *

Не может быть истинной евангельской веры без познания, ощущения и признания своей бедности и окаянства. Ибо, чтобы почувствовать евангельское утешение, нужно прежде страх и печаль иметь, что бывает от познания своей бедности и окаянства. Утешение – это утешение печальных, а не веселых. А где чувствуется живое утешение через слово Евангелия, там и вера имеет свое место. Вера евангельская не может быть без утешения.

* * *

Святая евангельская вера имеет свое место в сердце. Как грех, страх и печаль сердце занимают и сокрушают, так и благодать Христова, которая грех, страх и печаль отнимает, а надежду и утешение дарует, – в сердце верою вселяется. Поэтому каждый должен стараться веру иметь в сердце, а не только в разуме и на языке.

* * *

Вера очищает сердце верующего от всего, что миру принадлежит, то есть от пристрастия к чести, славе, богатству, сладострастию и от всякого греховного обычая. Ибо неравное с неравным, например, огонь с водой не совмещается. Так, вера – дар небесный – с земным и тленным не совмещается, но всегда к небесам стремится и сердце верующего восхищает туда, откуда произошла, ищет невидимого и вечного и поэтому все, принадлежащее миру сему, вменяет за суету или за прелесть. Поэтому верным повелевается: не любите мира, ни того, что в мире (1Ин. 2, 15).

* * *

Вера обновляет человека, делает его расположенным к добру, исполненным любви, милостивым, терпеливым, кротким и любящим прочие христианские добродетели. Ибо вера – это Божественное семя, от которого духовно рождаются христиане и потому приносят такие плоды, каково семя.

* * *

Корень дерева углубляется в земле, а вера – в человеколюбии и милосердии Божием о Христе Иисусе. Корень все дерево держит, а вера верное сердце держит. От корня дерево начинается и растет, а от веры христианин начинается и растет, ибо без веры не может быть христианина, как без корня не может быть дерева. Чем более корень у дерева растет, тем большее дерево бывает, так, чем более вера растет, тем более преуспевает верный. Что у дерева ветви, листья и плоды, то у верного человека дела, слова и помышления.

Дерево тем более к верху возвышается, чем более растет, так и верный: чем более в вере и плодах ее возрастает, тем более к небесному и вечному стремится и восхищается. Дерево чем более плодами обременяется, тем более ветви его книзу опускаются, так и верный: чем больше плодов веры его украшают, тем более смиряется. Ибо чем более кто просвещается, тем более видит в себе немощей, недостатков и окаянства.

Дерево, какие от корня плоды получает, всем в снедь их подает, так и верное сердце, какую милость и благодать от Бога верою примет, всем это уделяет. Бывает милостивым, щедрым, миротворцем, всем хочет и ищет спасения молитвой, советом и благовременным обличением. Дерево чем более очищается, тем лучшие и больше плодов приносит, так и верный: чем более наказывается, терпит гонений и страждет, тем больше сладчайших плодов добродетелей приносит(см. Ин. 15, 2). Дерево от бури и ветров колеблется, так и верное сердце от плоти, мира и диавола искушается. Дерево корень, в земле водруженный, укрепляет, чтобы от бури и ветров не упало, так и верного вера, в человеколюбии Божием утвержденная, держит и укрепляет, чтобы он не был побежден искушениями.

Когда корень у дерева начнет портиться, дерево начнет сохнуть и плоды оскудевают, так, когда вера начнет оскудевать, и верный оскудевает в делах своих. Как корень у дерева сгниет и дерево засохнет, так и когда вера в верном совсем оскудеет, человек верный развратится. Оскудевает же вера и исчезает от невнимания, лености и от оставления тех средств, которыми она укрепляется.

Итак, вера есть источник всех благих дел. Вера представляет будущие блага как настоящие и невидимое как видимое. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1), – по описанию апостола Павла, – от чего рождается надежда. Вера показывает Бога как Отца человеколюбивого, Отца щедрот и всяких утех (2Кор. 1, 3). От этого происходит любовь к Богу, а от любви к Богу последует и любовь к ближнему. Вера учит, что Бог посылает крест верным Своим не от гнева, но от любви, ибо, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6), и тем утешает их в страдании и учит терпению.

Когда вера показывает человеческую немощь, то учит, что сам собою человек понести искушение не может, и так убеждает его искать помощи у Бога, Который все может и обещал искушенным помощь (см. Мф. 19, 26; 1Кор. 10, 13; Евр. 2, 18). Отсюда в верном восстает воздыхание и молитва. Вера представляет верному величие и всемогущество Божие и свое окаянство и подлость. От этого в верном рождается смирение и уничижение самого себя.

Вера увещевает верного осторожно ходить и общаться в прелестном мире сем, чтобы не испачкаться его сквернами и так не лишиться милости Божией и не подпасть праведному Его гневу. От этого последует страх Божий, который от всякого зла человека отводит.

Итак, истинная вера бывает корнем всех добрых дел.

* * *

Многие язычники слышат, что Христос в мир пришел и чудеса сотворил, но не веруют. Даже и сам диавол со злыми ангелами своими знает о том и святого имени Его трепещет, но это знание для них совершенно бесполезно. Так и христианам знание о Христовом в мир пришествии не принесет пользы, если они не имеют в сердце живой в Него веры. А чтобы живую веру во Христа иметь, должно всякому познать и признать душевную свою бедность и окаянство. Ибо истинная вера во Христа подает живое и действительное утешение душе. А чтобы утешение воспринять, должно почувствовать скорбь, печаль и страх суда. Ибо утешение – для печального утешение и врачевство болящему подается, как говорит Христос: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9, 12).

* * *

Свойство веры – благодеяния и заслуги Христовы, всему миру показанные, себе присвоять. Откуда всякий верный, ты и я, с верным Павлом от сердца исповедовать должен: живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал. 2, 20). Верую, что как ради всех, так и ради меня, непотребного, родился от Девы, плотью на земле жил, хуления, бесчестия, страдание, распятие и смерть крестную претерпел и как всем, так и мне, недостойному, заслужил у Бога милость, отпущение грехов, благодать, благословение, усыновление, наследие вечной жизни и блаженства, чего я своею силою никак не мог и не могу заслужить и получить.

Он смирился, чтобы меня, смиренного, вознести; обнищал, чтобы меня, нищего, обогатить; хулы и клеветы претерпел, чтобы меня от клеветы диавольской защитить; связан был, чтобы меня от вечных избавить уз; судим был и осужден, чтобы меня от осуждения освободить; язвы и раны принял, чтобы меня, уязвленного, исцелить; поругание и бесчестие претерпел, чтобы меня, сатаной поруганного, почтить; умер, чтобы умершего оживить, и так как всем, так и мне, верующему во имя Его, сделался Избавителем, Спасителем, Ходатаем и Виновником вечного блаженства. А если всякий верный должен великое это дело Сына Божия к себе применять и усваивать, то и почитать то должен так, как если бы оно ради него одного совершилось... Ради тебя и меня Христос пришел в мир. Тебе и мне Его, такого великого Благодетеля, как своего собственного благодарным, смиренным, любовным, послушливым и терпеливым сердцем встречать и почитать должно.

* * *

В вере состоит все блаженство наше. Верою во Христа избавляемся от грехов наших, гнева, проклятия, власти диавольской, вечного осуждения, ада и вечной муки и сподобляемся Божией милости, благодати, благословения, Царствия Божия и всех вечных благ по неложному Его обещанию. Если веру соблюдем, все эти блага нашими будут, а если веру погубим, всех этих благ лишимся и снова подпадем всякому бедствию: гневу Божию, проклятью, власти темной, вечному осуждению и мучению.

Хранить стараемся от воров сокровище наше тленное и временное. Тем более должно хранить сокровище душевное, вечное – веру святую, дабы его сатана, как вор хитрый и лукавый, не похитил. Бережем здравие телесное и жизнь. Много более здравие и жизнь душевную беречь должно, чтобы вовеки не умереть. Предостерегаем себя от врагов, которые хотят тело наше тленное погубить и временную жизнь у нас отнять. Тем более врагов душевных остерегаться должно, которые душу нашу погубить и вечную жизнь отнять у нас стараются. К этой осторожности и старанию увещевает нас апостол Петр: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1Пет. 5, 8–9). Вера сохраняется молитвой, чтением или слушанием Слова Божия и прочим.

* * *

Вера есть корень благочестия и источник, из которого, как ручьи, добрые дела проистекают. От веры страх Божий, презрение мира, умерщвление плоти со страстями и похотями, отречение от самого себя, то есть гнева, злобы, ненависти, похоти, сребролюбия и прочих недугов; любовь к Богу и ближнему, воздыхание и желание блаженной вечности и прочее. А из этого разумей, что тот христианин не имеет веры, который во зле живет или к миру, то есть к чести, славе, богатству и плотоугодию мирскому, пристрастился. Словом, не верит тот Слову Божию, который не старается по правилу Слова Божия жизнь свою исправлять.

Как не будешь стараться делать то, что повелевается в Писании, если точно веруешь, что Бог, Создатель и Господь твой, тебе это повелевает? Царя земного и даже низшую власть слушаешь и исполняешь их повеления, – Бога ли, Царя Небесного, не будешь слушать и заповедей Его исполнять? Царю земному, человеку, который часто и не стоит в истине как человек, веришь, если что обещает, и ради этого служишь ему, и боишься, если чем грозит, – Богу ли истинному и неложному не будешь веровать, и на то ли не будешь надеяться и ожидать, что обещает, и не будешь ли бояться того, чем грозит, когда точно поверишь Слову Его святому?

Видишь, что должно прежде поверить слову без сомнения, что оно есть Божие Слово и есть истинно и неложно; и что оно как всякому, так тебе и мне сказано Богом; и что повелевает, как всякому, так тебе и мне повелевает; и что обещает, как всякому, так тебе и мне обещает; и чем грозит, тем всякому, мне и тебе и другому, грозит. Ибо Бог на лица не смотрит, но всякому слово Свое объявил.

* * *

Спрашиваешь: «Что нужно делать, чтобы иметь живую веру?»

Ответ: Христос говорит нам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Надо просить, искать и стучаться. Надо и молиться, и трудиться, и размышлять о способах, которыми эта вера с помощью Божией возжигается в сердце.

* * *

Вера живая познается от дел, как дерево от плодов. То дерево называем добрым, которое добрые плоды приносит. Плоды же происходят изнутри дерева – от корней и сока его, потому что каков корень и сок в дереве, таковы и плоды его: если корень и сок в дереве добрые, то и плоды его добрые. Так и вера познается от добрых дел, изнутри, от сердца и без всякого лицемерия исходящих. И как от чистого источника чистые ручьи текут, так от сердца, верой святой очищенного, добрые дела происходят и являются. И как сосуд, бальзамом наполненный или часть некую того имеющий, добрый запах издает, так сердце человеческое, бальзамом духовным веры святой исполненное, издает добрый запах дел богоугодных и людям полезных.

* * *

Признаки живой веры следующие:

1. Бога, Которого вера видит и прилепляется к Нему, как малое дитя к матери своей, от сердца почитать таким образом, какой описан в святом Его слове, то есть не веществом и наружностью только, но духом и истиною, поскольку Сам Бог есть Дух (Ин. 4, 24), и почитать Его единого более всего света, ибо весь свет перед Ним как ничто, и признавать и нарицать Его от сердца Богом своим, хотя Он и всех Бог, подобно тому как Он называется Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова из-за веры их, хотя Он и для всех народов Бог (см. Исх. 3, 6, 15–16; Мк. 12, 26). Оттуда последует истинное и искреннее к Нему послушание и покорность. Ибо если Он Бог твой, то Его как Бога своего надо слушать, волю и повеление Его творить, как слушаешь отца твоего потому, что он твой отец.

2. Всякого греха беречься нелицемерно, потому что Он всяким грехом оскорбляется. Отца твоего не хочешь ничем оскорбить и не дерзаешь ничего перед ним непристойного делать, тем более Бога твоего, Который везде есть и все видит, не должно тебе оскорблять и ничего перед Ним неугодного Ему не делать. Всякий грех противен вере христианской, поэтому вера против всякого греха подвизается. Вера в чистой совести любит почивать и без совести чистой быть не может. Так апостол святой написал: имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1Тим. 1, 19). С одной стороны, знать Бога и почитать, но с другой, против совести грешить и так Бога оскорблять и прогневлять – явное противоречие. Рассуждай об этом внимательно и узнаешь сам истину эту.

3. Благодарить Его от сердца за все оказанные и оказываемые благодеяния, которых много – без числа, так что и жить минуты без Его благодеяний не можем. В благодеяниях Его мы заключены, и окружены ими, телом, и душой, и дыханием, и всем составом нашим Ему мы обязаны, и прочее.

4. От сердца и нелицемерно Бога призывать, и во всяких нуждах к Нему единому прибегать, и помощи просить. Как малое дитя к матери своей прибегает, и руки простирает, и защиты и всего у нее просит, и иного не знает, кроме матери своей, так вера к одному только Богу прилепляется, и всего у Него просит, и не знает никого в нуждах своих, кроме Бога. Ибо вера знает, что один только Бог все может и на Него надежда тверда, а кроме Него всякая надежда нетверда и суетна.

5. Воплощение Сына Божия и все драгоценнейшее Его смотрение как единый нашего спасения источник за великое и дорогое и более всего почитать. Ибо вера видит, что насколько это дело благости Божией велико и умом человеческим непостижимо, настолько и почитать и поклоняться Ему должно со всяким смирением и благодарностью.

6. К получению свободы от греха, диавола, ада и всего бедствия и окаянства и к получению вечной жизни со славой вечной иного Посредника не знать, кроме Иисуса Христа. Ибо Он один только Искупитель и Спаситель всего мира, и потому Ему одному начало, средину и конец спасения вечного приписывать должно. Вера видит, что все блаженство ее духовное в едином Иисусе Христе состоит. Он для нее премудрость, праведность и освящение и искупление (1Кор. 1, 30). На этого Искупителя, Спасителя, Помощника и Защитника всесильного надеясь, дерзает и торжествует над всеми своими врагами, и тем утешает себя во всяких искушениях, от диавола и злых его служителей наносимых, и с проповедником веры восклицает: если Бог за нас, кто против нас (Рим. 8, 31)?

7. Явный признак живой веры – последовать Христу, нося крест свой. Ибо верная душа сопряглась Христу, как невеста жениху и как тело главе, и потому хочет с Ним быть неотлучно и в страдании, и в прославлении, как невеста с женихом и тело с главою. Ибо не подобает отлучаться невесте от жениха и телу от главы. Об этом так апостол написал: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет. 2, 21); и еще: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, и прочее (Флп. 2, 5). И сам Господь говорит: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15).

8. Ни к чему в мире этом, то есть ни к богатству, ни к чести, ни к славе, ни к прочему его сокровищу не прилепляться сердцем, но всегда на будущие и вечные блага взирать, о них помышлять, их желать и ими утешаться; о горнем помышлять, а не о земном; искать горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3, 1–2), как учит апостол. Ибо вера живая с неба приходит и потому верную душу к небу возбуждает и подвигает. И верная душа видит, что в мире сем на пути и в странствовании находится, и потому не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего, которого художник и строитель Бог (Евр. 13, 14; 11, 10). Отсюда желания и воздыхания верных душ видим в псалмах, которые они возводят к отечеству горнему и благам его, странствуя в мире сем как на земле чужой.

9. Вера имеет страх Божий и духовную радость и веселье. И они в верной душе попеременно действуют, то есть то страх и трепет она чувствует, то радость и веселье ощущает. Иногда скрывается вера, и тогда боится и трепещет душа. Иногда является, и тогда душа утешается, радуется, веселится и восклицает духом.

10. Вера смиренна, терпелива, кротка, любительна, милосердна, милостива, мирна и прочее. Ибо где вера, там и благодать Святого Духа, которая все это производит в верной душе. Об этом-то и говорит апостол всякому христианину: покажи мне веру твою из дел твоих (Иак. 2, 18–21), как Авраам показал веру свою от дел своих.

Читай Святое Писание, а особенно псалмы, в которых живо изображаются действия веры живой. Ибо вера, будучи даром духовным, от духовных действий, в сердце происходящих, познается. Тогда познаем, что такое вера, когда в сердце будем чувствовать действия ее, – чего как себе, так и тебе сердечно желаю.

* * *

10

Вертеп – пещера.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle