Источник

Ангел

Об этом пророке-Предтече Бог также предсказал: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мал. 3, 11; Мк. 1, 2). Это слово сказал Отец Небесный Избавителю, Который должен был придти в мир, а Предтечу назвал Ангелом и из за жития ангельского, чистого и из-за того, что возвестил пришествие в мир Избавителя. Ибо Ангел – это греческое слово и значит «вестник».

* * *

Вижу я в слове Твоем святом, что Ангелы Твои святые, предстоящие престолу славы Твоей и видящие святейшее лицо Твое, ограждают знающих и боящихся Тебя, и сохраняют их повелением Твоим от лукавых демонов (см. Пс. 33, 8), и бывают посылаемы на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14).

* * *

Слышишь благоприятное пение или в церкви, или в ином месте, вспомни тогда, что Ангелы на небе так воспевают Создателя и Бога нашего (см. Ис. 6, 3). Подражай и сам Ангелам святым и воспевай на земле Создателя и Бога твоего, да и на небе сподобишься некогда воспеть Его с ними. Присоединяйся и ты к святым певцам и песнь свою с песнью их связывай. А чтобы пение твое Богу благоприятно было, чистотою и житием следуй небесным Чинам и, воспевая устами, пой и сердцем. Сладка музыка, когда голоса хороши и между собою согласны. Так благоприятна Богу песнь бывает, когда певец свято живет, и добрый нрав имеет, и с устным пением сердечное согласует, и с устами и сердце его поет.

Ангельское дело – петь Бога. Ибо Ангелы не иное что на небе делают, как непрестанно Бога воспевают. И мы, когда Бога воспеваем, Ангелам подражаем и их дело творим.

* * *

При умирающих в Господе присутствуют святые Ангелы и переносят души их в лоно Авраамово, как Сам Христос учит об этом (см. Лк. 16, 22).

* * *

Чудесно то, что видимый свет по повелению Божию служит нам, но то чудеснее, что и Ангелы святые спасению нашему служат. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его (Пс. 33, 8). Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14)? Преисполнен примерами служения Ангелов Ветхий Завет, но и в Новом много о таком служении поминается.

Ангел благовествует Пресвятой Деве о Сыне Божием, грядущем в мир и от Нее плотью рождаемом (Лк. 1, 26–38).

Ангел Иосифу, обручнику Ее, является (Мф. 1, 20; 2, 13, 19).

Ангел Захарии является и благовествует о зачатии Предтечи (Лк. 1, 11).

Ангел пастырям благовествует о родившемся Христе – Спасителе мира (Лк. 2, 9).

Ангелы на гробе воскресшего Христа сидят и проповедают женам воскресение (Лк. 24, 4).

Ангелы при вознесении Господнем являются апостолам и возвещают им второе Христово пришествие(Деян. 1, 10).

Ангел Петра выводит из темницы (Деян. 12, 7).

Ангел говорит Филиппу: встань и иди на юг по дороге, ведущей из Иерусалима (Деян. 8, 26), и прочее.

Ангел Корнилию сотнику является (Деян. 10, 3 и пр.).

История церковная о том же повествует.

«Ангел Хранитель всякому верному дается и всегда видит лицо Отца Небесного», – говорит Василий Великий (В «Слове о девстве» и на Пс. 68, т. 1). Служат эти святые и блаженные духи нашему спасению, дабы мы усердно служили Господу их и нашему и так спасались. Отсюда удивляйся, христианин, благости и человеколюбию Божию, что не только видимой твари повелел служить нуждам нашим, но и невидимой, слугам Своим святым, хранить нас и ополчаться вокруг нас. Из этого познай честь и высокое благородство христиан, что слуги самого Бога Вседержителя в служение им посылаются. Великое бы воистину дело было, когда бы царь земной, верного своего подданного отпуская от себя, приказал слугам своим проводить до дому его, дабы какого ему зла не приключилось в пути, но сколь несравненно большее событие, что Царь Небесный, по Крещении отпуская верных Своих рабов в путь мира сего, придает им слуг Своих, Ангелов святых, ради охранения их, дабы под охранением их пришли в отечество свое небесное, хотя и Сам от них не отлучается, по Писанию: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).

Воистину невозможно надивиться благости и человеколюбию Божию к человеку. Человек окаянный, грешник, законопреступник и отступник Божий – благодатью Сына Божия, верою в Него такой высокой милости от Бога сподобляется. О, Боже и Создатель наш преблагой! Везде нас любовь Твоя встречает, куда мы ни обратимся. Воистину слеп человек, когда того не видит, неблагодарен, когда сердечно не признает, окаянен, когда, оставив Бога, Господа своего, Благодетеля и Промыслителя своего, служит миру злому и греху. За что сам некогда как словом Божиим, так своею совестью обличится и осудится, ибо против Слова Божия и своей совести согрешает.

* * *

Бог повелел Ангелам христианам служить: не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14)? – и Ангелы хранят их и ополчаются вокруг их: ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его (Пс. 33, 8). Если бы какой-то монарх, призвав к себе какого-либо подданного и угостив довольно, отпустил домой и дал бы ему слуг своих для сопровождения и охраны, то не за великую ли милость монаршую почитал бы это подданный его? Бог, Царь Небесный, христиан призвав в вечное Свое Царство, дает им слуг Своих – Ангелов святых – ради хранения, пока по пути мира сего странствуют, и велит им вокруг них ополчаться. Чудна и эта Божия милость к человеку! Велико христианское достоинство и в том, что Ангелы Божии в служение христианам посылаются!

* * *

Объявляет Писание, что есть ангелы добрые и злые. Так и есть. Одни искушают, прельщают, обманывают, и подвизаются против нас, и приводят ко злу, и стараются с собой ввести в вечную погибель, а другие ополчаются около нас и сохраняют нас, и наставляют нас на доброе, и радуются о покаянии нашем, и переносят души святые, отошедшие отсюда, на лоно Авраамово.

* * *

Когда Он [Иисус Христос] искушение от диавола терпел и его козни отражал, святые Ангелы смотрели на это, смотрел и Отец Небесный, но когда победил врага, Ангелы приступили и служили Ему. Так делается и верным Его рабам. При подвиге их присутствуют святые Ангелы, и ополчаются вокруг них(см. Пс. 33, 8), и смотрят на подвиг их, и помогают им, смотрит и Подвигоположник Иисус.

Но когда благополучно окончат подвиг свой, радуются о них, и повелением Божиим души приемлют, и переносят в вечную жизнь. Так Лазарь после совершенного подвига в нищете и болезни отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (см. Лк. 16, 22).


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle