Источник

Отпущение грехов

Если Христос за тебя пострадал и умер, то как согрешившего и кающегося не примет? Тяжко ли Ему отпустить грех тебе, с сокрушением и сожалением сердца к Нему приходящему и просящему прощения, – Ему, Которому не тяжко было за тебя пострадать и умереть? С радостью отпустит тебе, кающемуся, грехи твои Он, Который за грехи твои умер.

* * *

Если прочитаешь со вниманием Евангелие, не сыщешь ни одного, кто бы ко Христу с верою пришел и не получил желаемого. Мытарь оправдывается более фарисея; блудница слышит: прощаются тебе грехи (Лк. 7, 48), разбойнику рай отверзается (см.: Лк. 23, 43); слепые получают прозрение, глухие – слух и немые говорят, прокаженные получают очищение, больные – исцеление, беснующиеся – освобождение и прочие бедствующие. Получает каждый себе приличное утешение. Одному тебе откажет ли в отпущении грехов, если с верою будешь просить? Ибо Иисус Христос вчера и сего дня и во веки Тот же (Евр. 13, 8); и Он нелицеприятен, но всех кающихся равно милует. Не видишь Его на земле, но видишь и слышишь Евангелие Его, которое обещает кающимся отпущение грехов; видишь служителей Его, которые именем Его объявляют тебе то же отпущение.

* * *

Где отпущение грехов, там все блага, смертью Христовой приобретенные, последуют; там вместо проклятия благословение Божие, вместо гнева благодать и милость Божия подается.

О чудная и воистину желаемая перемена! Окаянный грешник в число праведных принимается, из сына тьмы сыном света, из чада диавольского чадом Божиим, из наследника вечной смерти и ада наследником вечной жизни, вечного блаженства и Царствия Божия делается. Воистину удивления достойное дело было бы, когда бы земной монарх согрешившего раба и по законам к смерти приговоренного, а потом со смирением просящего прощения, не только простил, но и наследником царства своего сделал. Все века удивлялись бы такой необыкновенной милости.

* * *

Если грехи ты сотворил, и от них благодатью Божией отстал, и покаяния плоды показываешь – нечего смущаться, но должно себя надеждой на Божие милосердие утвердить. Ибо истинно кающемуся Бог грехи оставляет и в милость Свою принимает его.

* * *

Всякие грехи, как бы они ни были велики, тяжки и ужасны и сколько бы их ни было, истинно кающемуся и сердечно верующему во Христа отпускаются ради Его заслуг. Поэтому никакой грех и никакое множество грехов верующего победить не может, но всякий грех и великое множество грехов очищает Кровь Иисуса Христа, ради грешника пролитая. Ибо Кровь Христова – бесконечной важности и силы, так как Кровь Христова – Божия кровь (Деян. 20, 28). Потому и апостол говорит: Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас, (то есть верующих во Христа), от всякого греха, как бы он велик и тяжек ни был (1Ин. 1, 7).

* * *

Ты спрашиваешь, всякому ли греху отпущение бывает, когда человек, оставив грехи, с сокрушением сердца кается.

Одна из козней диавольских, что он обратившегося и кающегося грешника, часто злыми помыслами и отчаянием смущает и так хочет его в отчаяние о милосердии Божием и отпущении грехов ввергнуть, представляя ему Божие правосудие и говоря в помыслах: столько и столько зла ты сделал, Бог праведен, Он всем воздает по делам, Он воздаст и тебе по делам твоим злым. Чего ж тебе более ожидать, как суда Божьего и осуждения? Перестань веровать и прочее.

Поэтому отвечаю тебе из святого Писания, которое всякому греху отпущение и всякому грешнику, истинно кающемуся, прощение и милость Божию обещает… Святой апостол Иоанн говорит: Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от вся кого греха (1Ин. 1, 7). Примечай, что Кровь Христова очищает грешника от всякого греха. Апостол Павел говорит: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1Тим. 1, 15). И Сам Христос говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).

Видишь, что нет различия между грешниками, но всех призвать на покаяние, всех спасти пришел Христос. Не сказано, что таких-то и таких грешников призвать на покаяние и спасти пришел Христос, но всяких грешников, какие бы они ни были. Еще Христос говорит: Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Видишь, что не сказано, что пришел того и того погибшего спасти, но всякого погибшего, кто бы он ни был. Поскольку как все согрешили, так все и погибли, и поэтому Христос пришел всех погибших взыскать и спасти, которые покаются и примут Его как своего Спасителя.

Апостол Павел говорит: Христос за всех умер (2Кор. 5, 15). Видишь, что нет различия и здесь, но за всех и всякого грешника, какой бы он ни был, умер Христос. Поэтому всякий грешник, когда истинно покается, спасается смертью Христовой.

Истинно то, что тяжко согрешает человек, когда, крещением святым омытый, уклоняется на путь бесчестия и бесстрашно разоряет Божий закон. Ибо так он нарушает свои обеты, которые давал Богу и Создателю своему, отстает от Бога и пристает назад к сатане, от которого и дел его злых тогда отрекся; погубляет всю ту благодать, которой от Бога тогда сподобился, опять делается сыном тьмы он, который благодатью сделался было сыном света, и, вместо наследия вечной жизни, повинен бывает вечной муке. С ним случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2Пет. 2, 22). Но когда тот же грешник опять к Богу обращается с истинным покаянием, тогда Бог с милостью Своей к нему обращается, и принимает его, как блудного сына, и подает ему одежду оправдания, которую в Крещении принял было и потерял нерадением, и делает его опять участником святой Своей семьи, то есть верных Своих. Тогда ему снова полезно бывает святое Крещение, которое, пока он в грехах жил, бесполезно было. Ибо обеты, которые он не сохранил, вновь возобновил, и, признав свою виновность, просит у Бога милости и обещает исправно и по-христиански жить и Богу служить, потому и Бог, так как милостив, опять в Свою милость его принимает.

Святой апостол Иоанн к верным, святым Крещением омытым, пишет: если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1Ин. 2, 1–2). Видишь, что не сказано «легко согрешит», но, как бы ни согрешил, ходатайство Христово согрешившему обещается, ради которого согрешивший от греха очищается. Ибо если Господь нам друг другу повелевает прощать согрешения каждый день, не только до семи раз, но до седмижды семи десяти раз (Мф. 18, 22), нам, говорю, которые жестокосердны, немилостивы, то тем более Сам Бог, естеством благой и милостивый, простит нам.

Не сокращаются щедроты Его, и каково величие Его, такова и милость Его. Великий грех великой и милости Божией требует.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50, 3), – молится Давид. Многие и тяжкие грехи множества и щедрот Божиих требуют, как тот же Давид просит: по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Поэтому тому, кто совершил великий грех, к великому Божьему милосердию прибегать должно; и тому, кто содеял множество грехов, – ко множеству щедрот Божиих. Итак, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Ибо Бог, будучи милосердным, и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 4), всех и каждого грешника призывает к покаянию, чтобы все покаявшиеся спаслись, как из всего Писания видно. Как же не примет всякого грешника, какой бы он ни был, и как всякого греха не отпустит кающемуся Тот, Который всякого грешника к покаянию призывает?

Ибо Божии слова не тщетны, праздны и суетны, но истинны. Что обещает, то непременно будет, и чем грозит, то последует нераскаянным и ожесточенным. Ибо на то и суд Страшный в Писании Своем объявил, чтобы люди каялись и, покаявшись, избежали страшного предречения. Для того геенну и прочие казни объявил, чтобы покаялись и не впали в геенну. Так и к покаянию всякого грешника, малого и великого, призывает, чтобы все покаялись и получили от Него милость.

У кого великие и многие грехи, на того, если кается, великую Свою милость и множество щедрот Своих изливает, ибо у Господа милость, и великое у Него избавление (Пс. 129, 6). На это имеем много примеров. Кто был Манассия? – Великий грешник. Петр трижды отрекался от Христа. Давид тяжко согрешил прелюбодеянием и убийством, но, покаявшись, все получили у Господа милость. Также читаем и в церковной истории, что многие блудницы, разбойники и прочие тяжкие грешники покаялись и получили у Господа милость. Кто подражал им в грехах, пусть подражает им и в покаянии, и так получит милость. Ибо на то и примеры эти написаны, чтобы подражали их покаянию и с ними помилованы были. Бог на лица не смотрит, но всех кающихся равно милует.

Итак, не величина, не множество грехов губит грешника, но нераскаянная жизнь. Совершивший многие, великие и тяжкие грехи спасется, когда истинно покается, а кто и меньшие грехи делает, но нераскаянный пребывает – погибнет. Ибо Бог судит не согрешивших, но согрешивших и непокаявшихся, и не смотрит на то, как кто жил, но как ныне живет и кается, и какое усердие, и какое расположение сердца имеет. Не смотрит, что делал, мыслил и начинал, но смотрит, что делает, мыслит и начинает, то есть требует изменения и исправления внутреннего и обновления сердечного. И судит человека не по тому, что делал прежде, но по тому, что ныне делает, и в чем кончина его постигнет.

Так и правда праведника не помянется, если совратится, и беззакония беззаконника не погубят, когда беззакония оставит и чистосердечно покается. В чем кончина человека застанет, с тем и пред судом Божиим явится. Поэтому никому, ни малому, ни великому грешнику не должно отчаиваться и ожесточаться, но должно всякому чистосердечно обратиться к Богу, и просить, и несомненно ожидать от Него милости, и, изменив внутреннее состояние на лучшее, от чего и внешние дела добрыми будут, стоять в том начатом добром деле, и против всякого греха подвизаться, и не попускать никакому греху над собой царствовать, чего истинное обращение и покаяние требует.

Рассуждай об этом, и всякое сомнение и уныние, как бесовское дело, отряхнув с себя, кайся и стой в том до конца, и спасешься, чего как себе, так и тебе от сердца желаю.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle