Ад
Посмотрите умным оком вниз – и увидите под собой и ров глубокий, ад зияющий, грешников хотящий пожрать, и тотчас пожрал бы, если бы милосердие Божие, Божия благость, ожидающая покаяния грешника, не удерживала его. Страшна эта пропасть и мужам святым. Святой Кирилл Александрийский говорит: «Боюсь геенны, ибо она бесконечна. Боюсь тартара, ибо он непричастен теплоты. Боюсь тьмы, ибо она непричастна света». Да и у других святых тот же был страх. Ибо святые Божии, которые все житие в таком покаянии проводили, так Богу служили, что и малейшей заповеди Его преступать боялись, пропасти той, трепеща, опасались. А нам ли, грешникам, бесстрашными быть?
* * *
Плотскому человеку, то есть идущему по широкому пути, предстоит сойти в ад.
* * *
Мука вечная ожидает беспечных и нераскаянных грешников! Чего и тебе ожидать, если не встанешь и с сокрушением сердца не будешь каяться? Ныне всякому кающемуся милосердие Божие обещается и дается. Тогда всякое милосердие даваться перестанет. Тогда услышится сказанное слово: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк. 16, 25). Услышишь слово это и ты. Будешь страдать без конца. Будешь всегда умирать и никогда не умрешь. Будешь жить и умирать. Будешь гореть и никогда не сгоришь. Будешь вкушать горести вечной смерти. Огонь, мучающий тебя, не угаснет, червь, съедающий тебя, не умрет, если не покаешься.
* * *
За грех геенна, ад и вечное мучение уготованы. Сколь же велика и ужасна беда, во-первых, лишиться навечно Божией милости и Его сладчайшего лицезрения, которым все святые Ангелы и святые люди вовеки без сытости насыщаться будут; отчужденным и отринутым быть от блаженного этого собора и попасть в мучительнейшее вечное состояние, с диаволом и злыми его ангелами без конца гнева Божия чашу пить, страдать в пламени том снедающем, но неумерщвляющем (см. Мф. 13, 42; 25, 41; Мк. 9, 43–45 и проч.), где одна капля воды пожелается, но никогда не получится, и услышится ответ: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк. 16, 25). Сколь, говорю, тяжко в таком бедствии воздыхать, стенать, плакать, рыдать, снедаться, зубами скрежетать бесконечно, беспрестанно и бесполезно (см. Откр. 21, 8)! В такое ужасное зло приводит грех.
* * *
Здесь убегают люди от смерти, но там пожелают ее – и бежит от них; пожелают в ничто обратиться, но не смогут; и так всегда будут умирать, но никогда не умрут. И это есть вторая смерть (Откр. 9, 6; 21, 8).
Великое страдание умножается тем, что страждущему не остается никакой надежды возвратить того добра, которое нерадением потерял, и освободиться от того страшного зла, в которое самовольно попался. От этого последует тоска превеликая, страх и ужас превеликий. Восстанет совесть, которая всю вечность будет обличать и грызть грешника за то, что такую высокую Божию благодать отринул, и так самовольно высочайшей Божией милости навеки лишился, и в такое мучительное состояние пришел.
* * *
Тяжкого бремени греха не только воздух, но и земля не может держать, но на дно адово погружает.
* * *
Снисходи ныне умом во ад, да не сойдешь потом душой и телом. Память геенны не допустит впасть в геенну.