Азбука веры Православная библиотека архимандрит Тихон (Руднев) Закладка храма во имя св. Живоначальной Троицы, на Шаболовке, в Москве

Закладка храма во имя св. Живоначальной Троицы, на Шаболовке, в Москве

Источник

Приход Троицкой, на Шаболовке, церкви занимает пространство в окружности около пяти верст. И теперь редко населенное, занятое большими садами и огородами, площадями и пустырями, пространство это, до самого конца 17-го века, было выгонной городской землей. В 1698 г., «в новосельной слободе, за Калужскими воротами, как значится в книге патриаршего приказа, на земле Данилова монастыря построена деревянная церковь во имя Св. Троицы1. Чрез 50 лет она обветшала, сломана и в 1747 г. на месте ее построена новая каменная с приделом во имя Покрова Пресв. Богородицы. – В начале 19-го века, после 1812 г., Москва стала разрастаться, окраины ее населяться, увеличилось население и в Шаболовском приходе, а храм Св. Троицы и с приделом едва вмещал в себя 300 человек. В 30-х годах начали уже думать о постройке нового храма, но не было ни средств, ни людей способных для того. В это время Господь послал на Шаболовку нового прихожанина, потомственного почетного гражданина, Гавриила Гавриловича Попова (Вечная ему память!)2. Он принимает на себя должность церковного старосты, воодушевляется ревностью сам, возбуждает других к постройке храма; придел тесный с небольшой колокольней разобран и в одно лето (1840 г.) сооружены два просторных придела с высокой колокольней. В 1842 году приделы освящены, а холодный храм оставлен в том виде, в каком застал его 1840 год; решено его не обновлять, денег напрасно не тратить, так как он был очень мал и тесен, а копить их на постройку нового храма. – Начали копить; но до 1869 года накопили очень немного, – всего только 22017 р. 12 к. В этом году принял на себя должность церковного старосты Московский 1-й гильдии купец Арсений Арсеньевич Глушков и церковная сумма стала быстро возрастать; так что к апрелю месяцу 1884 года в церкви денег было уже до 60,000 руб.3 С такими деньгами, хотя и не без страха, но уже можно было приступать к постройке нового храма.

Проект храма сделан архитектором Н. В. Никитиным, построившим церковь Казанской Божией Матери, у Калужских ворот. 18-го апреля 1884 года, прошение о постройке храма подано Высокопреосвященнейшему Иоанникию митрополиту Московскому и ровно чрез полгода, 18-го октября, получено разрешение Св. Синода. 12 ноября указом из Московской Духовной Консистории на имя благочинного, Скорбященской на Ордынке церкви, протоиерея Павла Стефановича Ляпидевского предписано объявить о разрешенной постройке прихожанам и учредить строительную комиссию, в которую кроме местных: благочинного, священника и церковного старосты избрать двоих или троих прихожан по их избраню и согласию.– Указ прочитан в церкви 9-го декабря в воскресенье после поздней литургии; после чего сказана местным священником Василем Рудневым следующая речь:

«Из прочтенного указа Консистории вы слышали, братья, что по ходатайству архипастыря нашего, митрополита Иоанникия, Св. Синодом разрешена нам сломка старой нашей церкви и постройка на месте ее новой. – Господи благослови! – Пред началом каждого дела, чтобы совершить его с успехом, необходимо просить благословения Божия: без Мене не можете творити ничесо же (Ин.15:4), сказал Господь Иисус Христос и чем дело больше, труднее, тем усиленнее нужно молиться. Мы начинаем дело очень и очень нелегкое; – построить храм, где кроме трудов и хлопот могут быть всякого рода сомнения, недоразумения, неудачи, построить храм обширный, величественный, едва имея на то и половину денег, – легкое ли это дело? Как же тут не молиться? Как не просить помощи Божией? Но Бог видит нашу нужду, знает, что не по прихоти, не из честолюбия мы начинаем это дело. Неужели, в самом деле, дому Божию, храму Триипостасного Бога оставаться в таком бедном, убогом виде, в каком находится он у нас. Подумайте: почти у каждого из нас в наших жилищах больше чистоты и благолепия, чем в нашем храме. Говорю о храме холодном – настоящем. Сорок два года прошло уже, как обречен он на сломку, сорок два года думали о постройке его, не все же думать; нужно, наконец и взяться за дело. – Трудно, конечно, будет нам совершить такое дело, но будем надеяться не на себя, а на Бога. Царь и пророк Давид сказал: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс.126:1). И наши предки говаривали: не люди, а Бог строит церкви. – И эта вера в зиждителя Бога всегда оправдывалась. He будем говорить о временах древних, о людях святых, как например, ο преподобных: Антонии и Феодосии Киево-Печерских чудотворцах, к которым сама Пресвятая Богородица из Царьграда прислала каменьщиков и дала злата на построение церкви в честь Ее Успения, – или о свят. Филиппе митрополите Московском, который, будучи еще игуменом в Соловецком монастыре без копейки денег, с одной надеждой на Бога, начал великолепный собор Преображения и соорудил его, так что он до сего времени служит украшением обители, – скажем о наших временах. B наше время, время, как говорят, скудное благочестием, сколько однакож храмов Божиих ежегодно сооружается, обновляется, освящается. Видали ли где? Есть ли примеры, чтобы где-нибудь храм, застроенный, оставался недостроенным? – Нет, в самых бедных селениях, при крайней скудости прихожан, средства являются и храмы сооружаются; кто, как не Бог, помощник во святом деле. – Так, братья, не будем же много страшиться; к Богу с молитвой. Он подвиг некогда сердце бедной вдовы отдать на храм Божий последние две лепты – все достояние свое; помолимся, чтобы Он подвиг и сердца всех нас с ревностью взяться за святое дело, так чтобы и самые беднейшие из нас, хоть с малыми лептами, но были бы участниками в созидании св. храма. Помолимся, чтобы Он сохранил нас в мире и единодушии, и устранил бы очень возможные при постройке неприятности и неудачи. Триипостасный Боже! Отче, Сыне и Душе Святой! Благослови начало нашего дела»

По окончании речи был отслужен молебен Пресвятой Троице; затем прихожане во исполнение указа остались в церкви для избрания из среды себя троих членов комиссии. Церковный староста, подписавший прошение о постройке храма, Московский, 1-й гильдии, купец A.А. Глушков, 11-го ноября сложил с себя это звание; на его место избран и Его Высокопреосвященством утвержден художник архитектуры Михаил Павлович Иванов, который, как церковный староста, на основании указа консистории и вошел в состав комиссии; затем, из прихожан избраны: Московский, 1 гильдии, купец Арсений Арсеньевич Глушков, потомственный дворянин Александр Александрович Первухин и Московский, 1-й гильдии, купец Василий Васильевич Блинников о чем тотчас составлен и подписан приговор. 11-го декабря, приговор сей, при прошении священника, представлен на утверждение к преосвященному Алексию; – избранные утверждены.

Зимнее время прошло в заключении разного рода подрядов и в заготовке материалов. Производить постройку и производить бесплатно взял на себя труд церковный староста, архитектор M.П. Иванов; сломка старой церкви и кладка новой сдана по условию известному в Москве каменщику, Московскому, 2-й гильдии, купцу Ивану Венедиктовичу Веденееву. 20-го января 1885 года – в воскресенье, в холодной церкви св. Троицы, совершена последняя литургия, на которой возносилось особое моление о упокоении создателей храма; после литургии отправлено молебное пение Пресвятой Троице; затем, при пении тропаря св. Троице, напрестольная святыня – св. антиминс, Крест и Евангелие перенесены в теплую церковь; 5-го февраля разобран иконостас; 6-го февраля по церковному чиноположению, разобран и сожжен престол; в течение великого поста сломана церковь; 3-го мая приступили к постройке новой; после подготовительных работ, днем закладки ее назначено 19-е мая – неделя Всех Святых. Священник и церковный староста, за три дня пред сим, были у владыки-митрополита, и получили от него благословение совершить закладку. – В назначенный день, литургия совершена местным благочинным о. протоиереем П.С. Ляпидевскимъ в сослужении приходского священника В.Ф. Руднева и сына его, священника села Ховрина, В. В. Руднева. После литургии к ним присоединились священник Покровской Общины И.Ф. Мансветов и Новоспасского монастыря ризничий, иеромонах Феодор; взяты хоругви, подняты запрестольные и местные иконы, и крестный ход при колокольном звоне, сопровождаемый народом, отправился на место закладки – подвального этажа будущего храма. Там, по церковному чиноположению, совершено освящение воды и елея; после чего прочитана молитва Честному и Животворящему Кресту, и он водружен руками священников в будущем алтаре на горнее место; для закладки были приготовлены два белых камня и медная доска с надписью; на одном камне было высечено углубление, на другом – осмиконечный крест; в углублении теплилась лампада и были положены кресты, найденные в могилах при рытье фундамента; народ опустил туда насколько монет золотых, серебряных и медных; для заливки доски была приготовлена мастика. На доске изображен крест и вырезана следующая надпись:

«Во имѧ Отца, и Сына, и Свтаго дꙋха. Лѣ́та тысѧча восесь сотъ восемдесѧтъ пѧтаго, мѣсѧца маїа въ ѳ҃і дент при державѣ Благочестивѣйшанр Госꙋдарѧ Императора Александра Александровича, съ разрѣшенїѧ Свѧтѣйшаго Сѵнода, по благословенїю Высокопреосвѧщеннѣйшаго Иоанникїѧ митрополита Московскаго залоенъ сей храмъ во имѧ Свѧтыѧ Живоначальныѧ Троицы, соорꙋаемый на идивенїе прихоанъ и постороннихъ благотворителей. Бое Трїѵпостасный! Призри съ высоты Свѧтыѧ Твоеѧ на мѣсто сїе и благослови дѣло рꙋкъ нашихъ. Свѧщенникъ Василїй Рꙋдневъ. Церковный староста архитекторъ Михаилъ Иванов».

Доска медная; мерой в длину 8½ вершков; в ширину 6½ вер.; слова вырезаны славянским шрифтом. Подойдя к месту закладки, предстоятель окропил св. водой кирпичи и известь, прочитал молитву над камнем; приходской священник, взяв доску, прочитал надпись на ней, обратившись к народу; после чего, она положена в углубление, залита мастикой и известью; заложена камнем с крестом, на который возлит освященный елей. Вслед за сим, началась кладка обыкновенных кирпичей с окроплением св. водой; на горнем месте первый кирпич положил о. благочинный; на четырех углах – сослужившие ему четыре священника по очереди; вслед за духовенством кирпичи клали члены строительной комиссии, прихожане и много посторонних лиц. Заложив углы, окропив фундамент, духовенство возвратилось к тому месту, где было совершено водоосвящение; там прочитана молитва с коленопреклонением, вознесена сугубая ектения, после которой приходским священником сказана следующая речь: «Бытописатель судеб народа еврейского (Ездра) рассказывает, что когда происходила закладка второго храма Иерусалимского, старцы, помнившие великолепие первого храма, плакали, смотря на размеры второго, так они были малы сравнительно с первым. Мы, братие, тоже на закладке и тоже полагаем основание второму каменному храму на месте сем. Что чувствуют наши сердца? Вспоминая бедность, ветхость, тесноту первого храма понятно никто не пожалеет о нем. Что же радоваться нам? Да, но только отчасти. Смотря на размеры положенного основания храма, рассматривая чертежи его, нельзя не чествовать некоторого душевного удовольствия: скажу, пожалуй, нельзя не радоваться, но опять повторю – радоваться только отчасти. Вот когда невольно просятся на уста слова Царя Давида: работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс.2:11). Видите можно и радоваться, и трепетать. Вот таково то и есть наше настоящее душевное состояние. Скажу о себе, а думаю, так чувствуют себя и другие, я рад доброму началу дела, но боюсь за продолжение его. – Что-то будет? Как-то пойдет постройка? Хватит ли наших средств докончить ее? А сколько предстоит нам трудов, хлопот, тревог, а быть может и неприятностей, от чего да сохранит нас Господь Бог. Вот от чего у нас и нет теперь полной радости. – Но будущее в руках Божиих. Помните, что мы делаем не свое дело, а дело Божие, а в таких делах Бог есть самообетованный Помощник. С нашей стороны необходима вера в Него, что он есть Творец и Зиждитель всего, что если не Он Сам созиждет дом себе, всуе будут трудиться зиждущие. Необходима ревность к делу. Патриарх Иаков, поставив камень вместо жертвенника в Вефиле, обрек отдавать Господу Богу десятую часть из всего своего имения (Быт.26:22). Такие жертвы приносили Богу и другие праведники, каков, напр., наш равноапостольный князь Владимир, построивший в Киеве десятинную церковь А между нами, если бы побольше нашлось таких ревнителей, которые бы отдали Богу не десятую, а хоть сотую часть своего имения и тогда бы средств на постройку нашу было бы вполне достаточно. Будем надеяться, что Господь подвигнет сердца людей своих и храм будет сооружен на похвалу великого Имени Пресвятой Троицы. – Молитву к Богу, мы положили в основание храма, с молитвой будем и созидать его. Боже Триипостасный! Призри с небесе на место сие, благослови основание созидаемого храма во Имя Твое и сподоби всех нас дожить до окончания его и узреть вполне радостное торжество – освящение его»4.

После речи сделан установленный отпуст и возглашено многолетие – Их Императорским Величествам, Государю Императору и Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Высокопреосвященнейшему Митрополиту Иоанникию, а также ревнителям, благотворителям и созидателям храма.

После молебствия, церковный староста Михаил Павлович пригласил духовенство, некоторых почетных лиц и более известных прихожан к себе в дом. Там за трапезой прихожане благодарили хозяина за не легкий безмездный труд ведения постройки; благодарили Арсения Арсеньевича Глушкова, как за сбережение церковных сумм, так и за пожертвование своих 10000 р. на постройку; благодарили Александру и Клавдию Гавр. Поповых, подписавших 10000 р. и Ив. Гр. Простякова, подписавшего 2500 р.

Богу благодарение, располагающему сердца людей Своих к таким крупным пожертвованиям. Есть надежда, что люди и с небольшими средствами уделят часть своего достояния на дело Божие.

Священник Василий Руднев

* * *

1

В Архиве Мин. Юст., книга Патр. казенного Приказа № 171, стр. 88.

2

Он скончался в 1880 г. мая 3 дня.

3

A. А. Глушков, в июле 1869 г., принял от прежнего старосты 22017 р. 12 κ., а сам сдал в декабре 1884 г. новому старосте 68281 р. 71 к. Таким образом, в 15 лет своего служения, он скопил 46264р. 59 к., что в нашем приходе, сравнительно не богатом, могло быть только при самой усердной и благоразумной распорядительность его и несомненном пожертвовании им собственных сумм на покрытие церковных нужд.

4

Размеры заложенного храма: в длину по средине 38½ ар., в углах снаружи 33½ ар., ширина 36 ар. Высота внутри от пола до свода 37½ ар.; снаружи от земли и с крестом 67 ар.


Источник: Закладка храма во имя св. живоначальныя Троицы, на Шаболовке, в Москве. / [Священник Василий Руднев] - Москва: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. - 14 с.

Комментарии для сайта Cackle