Азбука веры Православная библиотека архимандрит Тихон (Руднев) Святитель Варсонофий Казанский чудотворец, как настоятель Николаевского Пешношского монастыря

Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец как настоятель Николаевского Пешношского монастыря

Источник

Более пятисот лет существует Николаевский Пешношский монастырь. Основанный преподобным Мефодием († 4-го июня 1393г.), учеником преподобного Сергия Радонежского вдали от городов и селений среди болот и лесов, он, несмотря на все невыгодные для своего существования условия, не только устоял, но сделался известным во всех концах православной России. Много бурь и невзгод пронеслось над ним: то пожары истребляли почти все его здания; то Ляхи напали, разграбили и убили в нем несколько иноков; то последовало закрытие и обращение его в приходскую церковь1. Но значительно более видел он светлых дней, когда по молитвам своего первоигумена, преподоб. Мефодия и всегдашнего покровителя Святителя Николая благословение Божие воочию разливалось на него. Одну из светлых страниц истории монастыря представляет время, когда был игуменом в нем Варсонофий, впоследствии прославленный Богом святитель и чудотворец Казанский. Представляем вниманию читателя описания деяний его, как настоятеля Пешношского.

Святитель Варсонофий родился в 1495 году, в городе Серпухове, где родитель его был священником; во святом крещении наречен он был Василием. Недолго суждено ему было жить в родном городе, в родной семье. Получив первоначальное образование в доме родителя, он еще в юных годах (на 17году) был взят в плен татарами, где и находился около трех лет. Там безропотно перенося все неприятности своего положения, он приучил себя к труду и терпению, покорности и кротости. Выкупленный из плена отцом, он не захотел жить в его доме, но, получив благословение, отправился в Москву и в Андрониковой обители принял монашество с именем Варсонофия. Строгий к себе от юности, он еще строже держал себя в одежде инока. Здесь узнал его тверской епископ Акакий, взял к себе в Тверь и возвел в сан иеродьякона; долго ли служил он там, неизвестно. Но знаем, что из Твери он снова возвратился в Москву, опять поселился в Андрониевском монастыре и снова отдался подвигам высокой духовной жизни. Так прошло несколько лет.

В 1544г. не стало игумена в Николаевском Пешношском монастыре. Митрополит Макарий был озабочен выбором игумена. Царь Иван Васильевич IV (Грозный), которому уже давно был известен своею жизнию Варсонофий, указал на него, и митрополит произвел его в сан игумена2.

Св. Варсонофий прибыл на Пешношу на 50 году своей жизни в полном расцвете своих духовных сил. Удивлявший еще в юных годах мусульман чистотою своей жизни, сделавшийся еще в звании простого инока известным царю и митрополиту высокими подвигами иноческой жизни, мог ли он теперь в пустынной обители, начальствуя и руководя других ко спасению, не быть добрым примером для всех и во всем. История не сохранила всех подробностей его святой жизни на Пешноше; но знаем, что устав общежития, введенный здесь преподобным Мефодием – основателем обители, свято хранил и св. Варсонофий и впоследствии, когда в Казани устроял новую обитель, он ввел в ней устав Пешношского монастыря. С уверенностью можно говорить, что те иноческие поделия, какими он занимался в Москве, Твери и потом в Казани, именно вязанье монашеских клобуков3, не было оставлено им на Пешноше. Нет сомнения, что и искусство врачевания больных, которым он с успехом занимался в Казани, было ему известно и прилагаемо к делу на Пешноше. Во всяком случае пост и молитва, бдение и чтение свящ. книг, как и везде, были здесь любимым его занятием.

Труды и подвиги настоятеля Пешношской обители сделались известными далеко за пределами ее; благосостояние ее с каждым годом возрастало: князья, бояре и разные благотворители делали вклады, дарили вотчины; царь Иоанн Васильевич выдавал одну за другою жалованные грамоты, то утверждая за монастырем села и деревни, то награждая монастырь разного рода правами и преимуществами. Так, первым сохранившимся до нашего времени памятником попечительности Варсонофия об обители есть исходатайствованная им в 1547 году царская грамота на пожалованные князем Петром Дмитриевичем села и деревни, а также на другие владения, купленные монастырем на собственную сумму. Утверждая за монастырем все эти вотчины, грамота4 подробно исчисляет все права и преимущества монастырских владений, как-то: свободу от некоторых пошлин и повинностей, право не подлежать суду местного начальства ни в каких делах, кроме уголовных и проч. Другая царская грамота, данная в 1548 году, свидетельствует, что монастырь в это время приобрел покупкою у разных владетелей значительное количество деревень и сел, также получил в дар несколько вотчин от разных лиц; за этими новыми утверждены те же права, как и за первыми. Через два года, в 1550 году, монастырь еще приобрел вкладом и покупкой несколько сел и деревень, на которые тоже была дана грамота. В такой короткий период времени (1544–1550гг.) и столько приобретений, – и притом многое путем покупки на собственные средства! Никогда – ни прежде, ни после – монастырь не получал таких обильных жертв. За молитвы святого настоятеля изливалось на него благословение Божие…

Обильные средства, какими располагал монастырь при св. Варсонофин, нет сомнения, шли не на содержание только братии, но и на благоукрашение самой обители, Преподоб. Мефодий основал в 14 веке и оставил после себя на Пешноше одну церковь деревянную; ни история, ни предание не говорят, чтобы там после него в 15 в. была церковь каменная; не видно, чтобы и монастырь в то время располагал хорошими средствами, но из первой сохранившейся до нашего времени описи монастыря 1623 года видно, что в нем было уже три церкви и все каменные. Когда и кем построены они? С уверенностью можем сказать, что если не все три, то главная – во имя Святителя Николая построена при св. Варсонофии. Храм сей по архитектуре и кладке, кроме позднейших пристроек, во всем сходен с храмом, существующим в Медведевой пустыни (в 8-ми верстах от Пешноши), а там на храме сохранилась надпись, что он построен в лето 7056 (1548) при царе Иоанне Васильевиче. История Пешноши ничего не говорит и о времени постройки колокольни. Не построена ли и она при св. Варсонофии? Долго хранились в монастыре (до начала нынешнего столетия) слитые св. Варсонофием два колокола, один в 100, а другой в 43 пуда. Не были ли слиты им новые колокола на новую колокольню? Во всяком случае, при обильных средствах и благочестивом усердии, св. Варсонофий не мог не сделать и, несомненно, сделал многое для благоустройства обители.

При св. Варсонофии Господь судил совершиться на Пешноше самому отрадному событию, какое только можно воображать. – Это причисление к лику святых основателя обители преподобного Мефодия. Настоятель обители принимал в этом деятельное участие. Вот обстоятельства дела. В І547 году московским митрополитом Макарием была послана окружная грамота во все епархии собрать каноны, жития и чудеса новых чудотворцев на самых местах, где каждый из них просиял добрыми делами и чудесами, по свидетельству местных жителей всякого рода и звания5. Грамота получена и на Пешноше. Св. Варсонофий собрал и представил митрополиту самые полные и точные сведения о житии и чудесах преподобного Мефодия. Собор московский 1549 года, свидетельствовав все эти каноны, жития и чудеса, «предал Божиим церквам петь и славить и праздновать новым чудотворцам6. В числе имен новых русских святых упоминается и цреподоб. Мефодий Пешношский7. С того времени на Пешноше стали праздновать ему как чудотворцу, а имя его внесено в русские месяцесловы.

Игуменство св. Варсонофия ознаменовалось еще одним важным событием для монастыря. Летом 1553 года был в нем на богомолье царь Иоанн Васильевич с царицею Анастасиею и новорожденным царевичем Димитрием. Избавленный от тяжкой болезни, обрадованный рождением сына, царь дал обет совершить путешествие по монастырям. «И поидоша царь и царица, будем говорить словами летописца, и со отрочатем по святым местам помолитися, и быша у Троицы в Сергиеве монастыре, и у святаго Николы на Песноши»8. Что привлекло благочестивое усердие царя на Пешношу? Нет сомнения – благоговение к памяти преподобного Мефодия, который только что причислен к лику святых. Но не погрешим, если скажем, что влекло его сюда и уважение к лицу настоятеля, которого он давно знал, как мужа благочестивого – святого. Царь остался весьма доволен игуменом, благочинием братии и благоустройством обители и в знак своего к ней благоволения пожаловал дворцовое село Суходол с 25 деревнями и со всеми к ним принадлежащими землями и угодьями9.

Вскоре после сего царского благодеяния обитель Пешношская разлучилась со своим добрым попечительным игуменом. В 1555г. была учреждена новая епархия в Казани; во епископа туда был вызван св. Гурий, настоятель Тверского Селижарова монастыря. Новому епископу в новой епархии нужны были опытные помощники, особенно в деле проповеди Евангелия среди мусульман. Св. Варсонофий в плену у татар изучивший их язык, обычаи и веру, в Андроникове и особенно на Пешноше просиявший подвигами иноческой жизни, а в последней и опытностию управления, был как нельзя более человеком, благопотребным для Казани. И вот выбор св. Гурия, митрополита Макария и самого царя остановился на нем. Кроме проповеди Евангелия, он должен был, по воле царя, основать в Казани монастырь. С покорностью истинного монаха принято назначение. Решившись устроить в Казани монастырь общежительный, по образцу Пешношского, св. Варсонофий списал устав Пешношский10, избрал из братии для будущего монастыря: келаря, казначея, певцов; избранные почти все были постриженниками Пешношскими и нет сомнения, что все они (6 человек) с благоговением приняли избрание св. настоятеля. С этою-то дружиною св. Варсонофий отправился в Москву, а оттуда вместе с св. Гурием, при торжественных проводах – в Казань, куда и прибыл в конце июля 1555 года. Устроив деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для братии, он, как говорит его жизнеописатель, сильный словом и делом многих обратил ко Господу.

Чрез три года по кончине св. Гурия (4 декабря 1564 г.). св. Варсонофий возведен был в сан епископа Тверского; но после четырехлетнего управления епархиею снова возвратился в основанный им Спасо-Преображенскій монастырь, где и скончался в 1576 году, апреля 11 дня. Спустя 20 лет (1596 г. октября 4 д.) мощи его, прославленные Богом, торжественно открыты архиепископом Казанским Гермогеном, впоследствии патриархом всероссийским.

Обитель Пешношская, веруя в молитвенное предстательство пред Богом св. Варсонофия, с благоговением чтит память его. Как видимый залог благодатного пребывания его на месте своих земных подвигов служит часть св. мощей его, присланная сюда на память его игуменства Казанским архиепископом Амвросием (1810–1826 г.). 4-е октября – день обретения честных мощей святителя Варсонофия празднуется на Пешноше торжественно.

Свящ. Василий Гурьев

* * *

1

Смотр. Историческое описание муж. общежит. монастыря св. Чудотворца Николая, что на Пешноше. Изд. 4-е. Москва. 1893г. Монастырь находится в Дмитровском уезде Москов. губернии.

2

В рукоп. жит. Синод библ. №409 говорится, что в Андроникове монастыре он сделался известным своею жизнию самому царю, который и перевел его в Пешнош.

3

Жизнеоп. свв. Гурия и Варсонофия Казан. чудотвор. Казань, 1847г., стр. 53–54. В архиве Николаев. Пеш. монастыря хранится рукопись: описание монастыря 1834г., где на стр. 104 сказано: «при всем своем попечительном смирении и трудолюбии к благоустройству обители св. Варсонофий занимался и келейным рукоделием: он делал братии греческие клобуки».

4

Как эта, так и следующие две грамоты полностью напечатаны в 1-м издании описания монастыря Калайдовича. Москва, 1837г., стр. 110 –113, 116 –120.

5

История Российской церкви митр. Макария. С-Петербург, 1870г., т. VI, кн. 1, стр. 217–218.

6

Там же

7

Восточ. агиология арх. Сергия. Москва, 1875г., т.1, стр. 312 –313.

8

Книги Степен. царского родословия, ч. 2, стр. 268.

9

Это видно из грамоты царя Михаила Феодоровича 7129 (1621) года, от 6 июля, копия с которой хранится в монастыре. В бытность на Пешноше царь Иоанн Васильевич посетил находившегося там на покое бывшего коломенского епископа Вассиана (из рода дворян Топорковых). Вассиан некогда пользовался особой милостью великого князя Василия Иоанновича. Иоанн, желая лично узнать человека, заслужившего доверенность его родителя. В разговорах царь вдруг спросил: «Как лучше править государством?» Вассиан отвечал ему на ухо: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь тверд на царстве и грозою вельмож». Эти ядовитые слова проникли в глубину Иоаннова сердца. Схватив н поцеловав Вассианову руку, он с живостью сказал «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета» Истор. госуд. Росс., Карамзина, т. 8. Спб. 1852, стр. 223.

10

Рукописный устав св. Варсонофия хранится в Казанском Спасо-преображѳнском монастыре. В послесловии его сказано: «положена бысть книга сия многогрешным. черицем архимандритом Варсонофием, что был игумен на Песноши. А писан (устав) с Пешношского устава. А братии с ним пришло из Песноши келарь Тихон крылошанин Феодорит; казначей крилошанин, Иев Далматов крилошанин – а постриженики песношские, да Симеон, Неронов Андрониковский постриженник крилошанин, да Андроник подкеларник, да Сильвестр. служебник Яхонтова, – а постриженики Пешношские «Жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев» Казань 1847 г стр. 89–90..


Источник: Святитель Варсонофий Казанский чудотворец, как настоятель Николаевского Пешношского монастыря / свящ. В. Руднева. - Москва : Типо-лит. И. Ефимова, 1895. - 8 с.

Комментарии для сайта Cackle