А.В. Попов

Источник

Слово на Праздник Рождества Христова

Рождество Твое, Христе Боже наш,

возсия мирови свет разума.

Такими словами начинается главная песнь, тропарь настоящего праздника. Рождество Христово, по воззрению св. Церкви, возсияло мирови свет разума, и люди вместе с волхвами научились кланятися Солнцу Правды, уведали, узнали Истинного Бога. И нужно ли подробно говорить о том, что до Рождества Христова не было у людей полного истинного богопознания. Вот мир языческий: там все обоготворено – и люди, и животные, и силы природы, – все, кроме одного истинного Бога; там – глубокая ночь религиозного неведения, и тьму её не рассеивают немногие звезды мыслителей, хотя и возвышающихся над обычным низменным пониманием язычников о Боге, но все же далеких от полной истины о Нем. А вот мир иудейский: здесь есть свет богопознания, ибо он сообщен Самим Богом в ветхом завете; но ведь день не всегда бывает ясным: нередко случается, что солнце целый день скрыто тучами и облаками. Так и у евреев богооткровенное учение – Солнце Правды – было затемнено человеческими измышлениями, «преданиями старцев», в каковых Христос часто обличал Своих современников. Но как в природе видимой прорывается солнце чрез облака и все освещает – и горы, и долины, и самые укромные места, так появляется в мире и Солнце Правды – Христос Бог наш, и просвещает сущия во тме и возсиявает мирови свет разума. Людие, ходящие во тме, видеша свет велий (Матф.4:16), ибо посла Бог Сына Своего людем, и Той даде свет и разум, да познаем Бога истинного (1Иоан.5:20). Как Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда (Иоан.1:18), явил людям Бога, все, что слышал от Отца, сказал им (Иоан.15:15), сообщил познание о Боге в такой полноте, какая только возможна и доступна для людей, посему после Христа нет уже нового откровения, в Нем глубина богатства, премудрости и разума Божия!

И как две тысячи лет тому назад Рождество Христово возсия мирови свет разума, сообщило людям разумение Бога, и себя самих, и смысла жизни, так и ныне празднование этого радостного события вносит и в нашу жизнь «свет разума», является звездою, путеводящею нас ко Христу.

При наступлении Рождественских праздников невольно припоминается каждому из нас далекое, счастливое детство, ибо праздники эти по преимуществу детские, детскому сердцу особенно милые. Вспоминаются тихие «семейные вечера» на «святках», «елки» на них, часто незамысловатые по украшениям и подаркам, но всех радующие и всех удовлетворяющие; вспоминается, как вдоволь набегавшись и наигравшись, мирно укладывались мы в постельки и тотчас засыпали, тут же держа в руках и полученные игрушки. Где эти счастливые детские годы с невинными забавами, когда мы злобою младенствовали, когда нам хотелось, чтобы всем на свете было хорошо, когда сердце наше чуждо было страстных желаний, когда мы рады были получить какую-нибудь незначительную игрушку, когда мы не опошлились еще и не осуетились в вихре житейском? И кто нам вернет эти счастливые годы? Всякой вещи свое время под небом (Еккл.3:1). Детство проходит, и взрослый человек не может жить так, как жил ребенком. Но по крайней мере чаще будем вспоминать детские годы и этими воспоминаниями освежать свою душу, очищать ее от накопившейся на ней суеты и пошлости житейской. По свидетельству людей мудрых воспоминания из детской жизни имеют для нас великое значение, – они нередко удерживают человека от худых поступков, и особенно, если воспоминания эти соединяются с ощущениями и впечатлениями религиозными, а такими и являются рождественские воспоминания – самые светлые, самые чистые и святые. С ними всегда припоминается «светлый вечер», хождение со звездою, колядование: вспоминается дивная рождественная служба с непрестанным пением на ней «Слава в вышних Богу», живо представляется весь привлекательный рассказ о тихой палестинской ночи, о яслях, в них же возлеже невместимый Христос Бог, о счастливой Матери, с радостной улыбкой склонившейся над Младенцем, о Кротком и Правдивом старце Иосифе, благоговейно взирающем на Него, о простых пастырях, идущих на поклонение Ему, об ангелах, поющих на небесах, о дивной звезде, по которой путь свой направляют мудрецы с востока... Старая история, и как она давно всем известна! Однако всякий раз при воспоминании её оживает в душе детское чувство, которое делает человека ближе к Богу, ибо детей есть царствие Божие (Марк.10:14), и снова ощущаешь себя младенцем и снова стремишься к Вифлеемскому вертепу и к Младенцу, возлежащему в яслях...

Пусть же Рождественские праздники и для нас сияют «светом разума» и научают нас тому, что невинность младенческая, чистота сердечная, спокойствие совести, тихая радость, довольство малым, свойственные нам всем в детстве, составляют нужнейшее в мире для людей всякого возраста, являются таким благом, которое нельзя променять ни на почет, ни на богатство, ни на силу и влияние, приобретаемые нами с возрастом и годами.

Праздник Рождества Христова для нас русских, возлюбленные братья, имеет еще и особую радость и значение: в яслех Вифлеемских яко агнец возлегий, сопротивных крепость яко лев сокруши и врагов наших попра. Днесь мы воспоминаем, как около ста лет тому назад предки наши, прещения Господня не убоявшеся, оставиша путь правды Божией и ходяху в волях сердец своих, еще же и отеческия преданья ни во что же вмениша и прогневаша Бога о чуждих. Сего ради наведе на них Бог язык чуждый, иже сокруши их во градех их, и якоже древле сынов Израилевых, тако и предков наших обстояше лютое обстояние, и бысть скорбь велия и потребися царствующий град. Обаче призре Господь на покаяние и моление рабов своих, иже обратишася к Нему, и вознесе рог их и даде им хребет врагов, и сии исчезоша яко дым. Вот враг наш, подобно древнему царю Навуходоносору, гордо величается: «на небо взыду, выше звезд поставлю престол мой, буду подобен Вышнему»; он потрясает царей, раздражает землю, вселенную всю полагает пусту. Но как в Вифлееме незлобие Божественного Младенца посрамило безумную злобу Ирода, ищущаго души отрочати, и смиренная, убогая простота Возлежащего в яслях привлекла к Себе на поклонение знатных волхвов, так и на предках наших Бог еще раз показал миру, что немудрых Он избирает, чтобы посрамить мудрых, и немощными посрамить сильных, и незнатными и уничиженными – знатных, дабы никакая плоть не хвалилась пред Богом, хваляйся же, о Господе да хвалится (1Кор.1:27–31). И предки наши в ту тяжкую годину возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих верою своею (Евр.11:33–34), покаянием пред Богом, горячею мольбою о помощи небесной, готовностью жертвовать всем для спасения отечества, смиренным признанием, что вся слава Господу, им же стыдение лица.

Даждь же нам, Господи, память сего славного Твоего посещения тверду и непрестанну иметь в себе, наипаче в настоящие дни! Ныне, как и сто лет тому назад, родина наша переживает тяжкую годину. Паки скорбь велия и лютое обстояние, но уже не от внешних врагов, а от своих же сынов, от внутреннего шатания и безурядицы. Изыскиваются разные пути к прекращению беспорядков и к усовершенствованию государственного строя. Но при заботах о внешнем благобыте, о даровании всяких вольностей, свободы союзов, собраний, печати, автономии, выборов в государственную думу, конституции и т.п., почти не слышится голосов о нравственном усовершенствовании каждого, о смирении, терпении, готовности жертвовать своим самолюбием, своими правами, вольностями. И как уместно ныне и спасительно приникнуть к Вифлеемским яслям, дабы научиться этим добродетелям от Того, иже во образе Божии сый, себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв и образом обретеся якоже человек, смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Филип.2:6–8).

Рождество Твое, Христе Боже наш, да возсияет свет разума и нам, русским людям, и да научит нас, по примеру предков наших, правилом веры и образом кротости являть, яже вещей истина, и стяжевать смирением высокая, нищетою богатая!

25 декабря 1905 г./7 января 1906 г.

г. Нью-Йорк

АПВ, 1906, т. Х, №1,с.4–7.

Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 148–153.

Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 261–264.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle