А.В. Попов

Источник

Речь при богослужении в Сан-Франциско по случаю перенесения архиерейской кафедры в Нью-Йорк

Без сомнения всем вам, братие, хорошо известно, как Господь наш Иисус Христос во время земной жизни ходил по городам Иудейским, поучал людей, исцелял больных, и как народ всюду следовал за Ним, искал Его, как жители городов почти всегда просили Его побыть у них, остаться еще несколько времени, но Христос отвечал на эти просьбы, что нужно и другим городам благовествовать (Марк.1:37). Также и Св. Апостолы, пробыв в известной стране или городе несколько месяцев, иногда даже лет, шли с проповедью о Христе в другие места, хотя их и просили побыть еще здесь (Деян.18:20), и вместо себя оставляли пресвитеров и учеников своих.

Напоминаю вам о сем потому, что нужда Епархии нашей и благо паствы побуждает и нас покинуть сей град уже не для обычного посещения других мест и возвращения паки сюда, а чтобы и совсем переселиться отсюда с Консисториею нашей в другой град (Нью-Йорк), сюда же лишь приезжать на летние месяцы.

Многие из вас вероятно желали бы, чтобы и на дальше здесь оставался Архиерей, ибо к такому порядку они уже привыкли, да и служба архиерейская благолепнее. Однако, уне (лучше), если я поеду отсюда в другое место.

Здешний приход старейший в Штатах, 35 лет уже как Архиереи живут в Сан-Франциско, и когда переселялись они сюда из Аляски, то приход этот был тогда единственный в Штатах. Но вот Промышлением Божиим о Его Святой Церкви 10–15 лет тому назад стали образовываться приходы и в других местах, и так как волна эмиграции славянской и русской в страну сию и особенно в восточные штаты все возрастала, то росло там и наше церковное дело, умножалось число верующих, строились церкви, закладывались братства, открывались школы, а все это требует непосредственного руководства и попечения со стороны Архиерея, и следовательно ближайшего присутствия его там, ибо дело это пока еще новое; ваша же церковная община есть, я сказал, старейшая и уже утвердившаяся, так что вы можете быть оставлены на попечение пресвитера, которого и вы хорошо знаете, и он вас.

Конечно, в сердца ваши закрадывается грусть при мысли о том, что Сан-Франциско, с перенесением архиерейской кафедры, как бы умаляется; но укажу вам, братие, пример того, как нужно относиться к подобным «умалениям». Вот – Предтеча Христов Иоанн Креститель. Вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились, исповедуя ему грехи свои. У него много учеников, он безбоязненно всем говорит правду; народ почитает его, сам царь Ирод боится его. Но вот, появляется Христос, и все идут к Нему, – Иоанна оставляют даже иные ученики его. У Иоанна, однако, нет места при этом для скорби и недоброжелательства: не может человек, говорит он, ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба; я – не Христос, но я послан пред Ним; имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась; Ему надлежит расти, а мне умаляться (Иоан.3:27–30).

Так и вам, братие, надобно не скорбеть по поводу умаления вашего града, а радоваться при возвышении другого града. Христос сказал: да радуется вкупе сеяй и жняй (Иоан.4:36). Обычно пожинает плоды тот, кто сеет; но бывает и в мире духовном, благодатном, нередко, что сеет один, а плоды пожинает другой, но если первый – истинный христианин и действует ради Бога и добра, а не для своей славы, то он радуется, хотя бы плоды его делания пожинал и другой. Вот и вы сеяли семя православия в стране сей, положили начало церквам в Штатах, давали у себя пристанище Архиерею; теперь уже другие влекут его к себе, и вы не скорбеть должны, а радоваться, что послужили другим церквам на пользу.

Итак, отпустите нас, братие, с миром. Мир оставляем и мы вам. Мир Божий да водворится в вас. Вместе со святым Апостолом умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы были единомышленны, не было между вами разделений, но чтобы вы были соединены в одном духе и в одних мыслях (1Кор.1:10). Во времена Апостола в Коринфе христиане делились на партии по имени учителей и говорили: «Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин»; а у нас иногда делятся на партии по национальности: «я русский, я серб, я грек, а я сириец», и партийность эту хотят привнесть туда, где ей не место быть, – в Церковь Христову. Св. Апостол Павел вопрошает: «разве разделился Христос, разве Павел распят за вас, или во имя Павла вы крестились?» Так и вы, братие, помните, что во Христе несть Еллин или иудей, раб или свободь, но всяческая и во всех Христос. У всех у нас едина вера, едино крещение и един Бог; и посему не распри, не раздоры, не горделивое превозношение, не стремление преобладать, влиять и господствовать над другими, а единомыслие и любовь, смирение и готовность служить другим должны украшать церковную общину. Вам вскоре же представится возможность и случай проявить на деле любовь, согласие и содружество. Разумею дело строения у вас нового храма.

Царя Давида некогда смущало то обстоятельство, что он живет в дому кедровом, а ковчег завета находится в простой палатке-скинии. И он собирался приступить к постройке храма. И нас, да и вас, думаю, тоже неоднократно смущало то, что наш кафедральный собор находился в доме и скорее был простою архиерейскою крестовою церковью, чем кафедральным собором. Не раз в нем делались поправки с целью улучшения, но все же по своему внешнему благолепию он далек был от обычного типа церквей. И вот ныне, с перенесением кафедры нашей отсюда, представляется возможность заменить настоящий храм другим, хотя и небольшим по размерам, но более благолепным по внешнему виду, отдельным от дома, – таким, чтобы всякий проходящий видел, что это церковь святая, а не жилой дом. Вы, быть может, уже слышали, что для сего куплено хорошее место, и в ближайшем времени надеемся приступить к постройке там храма. Вот в сем великом и святом деле вы и объединитесь, сплотитесь и, под руководством нашего пастыря, создайте храм во славу Божию и на спасение души своей.

Господь да поможет вам в сем деле! Потщуся и аз и по отходе моем от вас память о вас творити, дабы вы преуспевали в вере и благочестии. А ныне призываю благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием. Аминь.

14/27 августа 1905 г.

г. Сан-Франциско

АПВ, 1905, т. IX, № 17, с. 331–333.

Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 137–141.

Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 256–258.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle