Речь новорукоположенному иерею Михаилу Андреади
Приветствую тебя, возлюбленный о Христе иерей Михаил, с благодатию священства. Промышлением Божиим ты становишься служителем Ипостасного Слова в сей знаменательный день, когда св. Церковь торжественно воспоминает, как Безначальный начинается и Слово воплощается.
Днесь спасения нашего главизна, – днесь и ты призываешься устроять спасение духовных чад твоих. Запечатлей же сие знаменательное совпадение и почерпни в нем уроки назидания для себя в твоем новом служении.
Ныне ты восприял благодать Св. Духа, и дар сей, по слову Апостола, должен возгревать в себе; чем и как – это покажет тебе пример Пресвятыя Девы.
Когда Архангел Гавриил благовестил ей о зачатии ею от Духа Святого, она изрекла: Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему! В сих словах она выразила великую веру в Бога. Как было не усумниться Пресвятой Деве при слышании странных глаголов Архангела! Как родить отроча без мужа! Вот родственник её Захария усумнился в словах того же Архангела, хотя был священником, хотя ему благовествовалось об исполнении того, чему примеры бывали в ветхом завете. А Божия Матерь не усумнилась. Она верила во всемогущество Божие, в то, что Бог идеже хощет – побеждается естества чин, и хотя не знала, как будет сие рождение без мужа, но верила, что силен Бог сие сотворити, и потому с верою отвещала Архангелу: буди ми по глаголу Твоему.
Тебе, возлюбленный, выну придется соприкасаться с глубинами Божиими. Кто уразумеет ум Господень? Неиспытаны пути Его и неисследованы суды Его! И конечно, чтобы других научить вере, ты сам первее должен преклониться пред непостижимостью Божией. Недоумеет всяк язык, како Бог непреложный человек совершенный пребывает, и како Дева родити возмогла; ты же таинству дивящеся верно возопий: верую Господи, приложи и умножи во мне веру!
Словами: се раба Господня, Пресвятая Дева выразила и глубокое смирение. Она сподобляется величайшей чести быть Материю Господа, чрез сие она делается не только выше всех человек, но и становится выше горних сил, честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим. И однако, как далека от неё даже тень превозношения! Она – царица неба и Мать Господа – во смирении называет себя рабою Господней!
Ты возлюбленный, облекся ныне славою и честью. Ты иерей Бога Вышняго, пастырь душ, служитель таин Божиих, к которым желают приникнуть сами ангелы. Тебе дается власть, которой и они не имеют. Но да не возгордишися сим. Памятуй, что сие не от дел твоих и не по заслугам твоим, а по благодати Божией, по милости воплотившегося Сына Божия; что все довольство наше от Бога, а о себе и помыслить не можем. Не вздумай превозноситься над паствою твоею, считать ее ниже себя, горделиво мечтать о будущем влиянии на нее и наипаче с презрением говорить: проклят народ сей, иже не весть закона Божия. Нет, считай себя рабом Божиим, ниже других, которым ты послан от Бога послужить, а не господствовать и обладать ими.
Пресвятая Дева своими словами выразила полное послушание воле Божией, покорность и преданность, которые проявляла затем во всю земную жизнь свою.
И пастырь должен не своих искать, не свою волю творить и не себе угождать, но Господеви. Буди ми по глаголу Твоему! Да будет воля Твоя, Господи! Уже не живу я, но живет во мне Христос. Слыши дщц и виждь, и приклони ухо твое, и забуди дом отца твоего, – вот как должен мыслить пастырь. Так и ты, забудь себя, а возлюби дарованную тебе от Бога паству твою, которой ты ныне обручился, и, отвергшися себялюбия, будь равнодушен к личной жизни, а всецело отдайся твоему новому призванию – высокому и святому.
Еще одно последнее слово.
Сегодня не только церковный праздник, но для греков и гражданский: в сей день воспоминается освобождение их от турецкого ига. Как грек по происхождению, ты не нечувствителен к сему празднику. Однако для истинного христианина ценнее свобода духовная, – свобода от греха, от служения страстям, – чем свобода от внешнего рабства, ибо о Христе несть еллин ни иудей, несть раб и свободь. И случается, что сыны свободной Греции, прибыв в сию страну свободы, подпадают духовному рабству, служа мамоне и страстям, и забывая Бога, становятся равнодушными к своей вере. Да избавит нас Бог от такой свободы – рабства! К свободе мы призваны, по слову Апостола, но свобода наша не должна состоять в угождении себе и плоти!
В сих мыслях утверждайся и в сих паству свою поучай, тогда спасешься сам и спасешь вверенное тебе стадо духовное.
25 марта/7 апреля 1905 г.
г. Сан-Франциско
АПВ, 1905, т. IX, № 9, с. 164–165.