А.В. Попов

Источник

Поучение при бракосочетании5

Приветствуя вас, возлюбленные о Христе, с законным браком, хочу вместе с сим сказать вам и несколько слов в назиданье. Св. Церковь в чине венчания заповедует предлагать новобрачным поучительное слово, сказу я им, что есть супружеская тайна, и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати имут. О браке и о семейной жизни говорится немало и особенно в последние годы, но слышатся о сем не всегда здравыя словеса. Надлежит посему твердо знать и содержать, а тебе, возлюбленный женише, как служителю Православной Церкви, и других поучать, что есть супружеская тайна, и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати.

Не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему (Бытия2:18), изрек Сам Бог, когда прародитель наш Адам был еще в раю. Без помощника неполно было для Адама и самое блаженство рая: одаренный способностью мыслить, говорить и любить, первый человек своею мыслью ищет другого существа мыслящего; его речь печально звучит в воздухе, и только мертвое эхо служит ему ответом; его сердце, полное любви, ищет другого сердца, близкого и равного ему; все его существо жаждет другого существа, подобного ему, но такого существа нет: твари мира видимого, его окружающие, ниже его и не могут быть помощниками по нему; а существа мира невидимого, духовного, выше его. Тогда всеблагий Бог, заботящийся о блаженстве человека, удовлетворяет его потребности и творит ему помощника по нему – жену. Но если нужен был помощник для мужа в раю, стране блаженства, то гораздо нужнее сделался он после грехопадения, в юдоли плача и печали. Ветхозаветный мудрец изрек справедливо: двоим лучше, нежели одному, ибо, если упадет один, то другой поднимает товарища своего; но горе одному, когда упадет, а другого нет, который бы поднял его (Еккл.4:9–10). Лишь немногие способны переносить туту духовного одиночества, – достигается это с трудом немалым, и далеко не все вмещают слово сие, но кому дано (Матф.19:11), а для прочих – не добро быти человеку единому – без помощника.

Таким помощником для мужа и является жена. Как живущая по преимуществу сердцем, женщина, со свойственными её сердцу чертами – нежною любовию, покорною преданностью, кротостью, долготерпением, сострадательностью, является лучшим товарищем, другом, утешителем и помощником для мужчины. В дарах женской природы муж находит восполнение своих сил – ума, твердости и характера, и от доброй жены он получает поддержку и ободрение: нет столь тяжкого труда, нет столь горькой доли, с которыми ни примирила бы мужа любящая его жена. Посему Ветхозаветный мудрец и говорит, что приобретающий жену приобретает помощницу и опору спокойствия; благодать на благодать – жена стыдливая, и нет цены ей! Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполняет миром; любезность жены усладит её мужа, и благоразумие её утучнит кости его; с нею у богатого и бедного сердце довольное, и лице во всякое время – веселое (Сир.26:1–14,16–18; 36:26–29). Наслаждайся же, сын мой, жизнью с женою, которую любишь, и которую дал тебе Бог, – это доля твоя в жизни и трудах твоих (Еккл.9:9).

И доля эта – супружеское сожитие – угодна и в очах Божиих. Ныне в вечерних песнопениях Св. Церковь восхваляла светлейшее и равноангельное житие Препод. Макария Египетского. Он был красен добротами, в особенности воздержанием и молитвою. Однако, этот великий подвижник услышал однажды глас: «Макарий! ты еще не сравнялся в совершенстве с двумя женщинами, которые живут невдали от тебя». Услышав это, св. старец отыскал тех жен и спросил, как они живут и чем угождают Богу. Женщины отвечали ему со смирением: «Мы грешны и живем в суетах мирских; нет в нас добрых дел и одним лишь не прогневляем Бога, что вот уже пятнадцать лет вышли замуж за двух братьев и живем так мирно, что и слова неприятного не сказали друг другу».

Так, значит, совершенно и угодно Богу брачное сожитие, но угодно, – когда в основу его положены не какие-нибудь корыстные расчеты и низменные побуждения, а взаимная любовь и преданность супругов, соединенные с самоотвержением, постоянством, кротостию и долготерпением, когда муж любит и заботится о своей жене, а жена почитает своего мужа и повинуется ему, как главе, чего требует от супругов Св. Церковь (Еф.5:22–29).

Затем, брак, чтобы быть угодным в очах Божиих, должен еще заключаться о Господе (1Кор.7:39), на него должно быть призвано благословение Церкви, чрез что он становится таинством, в котором брачущимся подается Божественная благодать, освящающая и возвышающая их союз, во образ союза Христа с Церковью (Ефес.5:23–32), и содействующая им в исполнении ими взаимных обязанностей. Иногда, как напр. у некоторых в стране сей, церковное венчание почитается лишним. Но если мы без помощи Божией не можем творить полного и истинного добра (Иоан.15:5), если все довольство наше от Бога (2Кор.3:5), если Бог производит в нас добрые хотения и действия (Филип.2:13), то ужели не нужна благодать Божия супругам, чтобы свято выполнить высокие обязанности? Нет, истинный православный христианин не может удовольствоваться одним гражданским браком без церковного венчания. Такой брак останется без высшего христианского освящения, так как только к браку, благословленному Церковью, – этою сокровищницею благодати, – привлекается благодать Божия; гражданский же брак в основу и охрану брачной жизни кладет не зиждительные религиозно-нравственные начала, не духовно-благодатную силу Божию, а одни юридические обязательства, недостаточные для нравственного совершенствования.

Ваш брачный союз, возлюбл., благословлен ныне Св. Церковию, и чрез иерея Божия преподана вам Божественная благодать. А ты, жена, к тому же берешь себе мужа не только из храма, но и от храма, из ряда служителей Божиих. Уповаем посему, а вместе и молим Господа, в Св. Троице славимого, да подаст Он вам долгожитие, благочадие, преспеяние живота и веры, любовь совершенну, и да исполнит вас всех сущих на земли благих, да сподобит вас и обещанных благ восприятия, молитвами Святыя Богородицы, иконою которой вас благословляю, и всех святых. Аминь (молитва в чине венч. пред отпустом).

18/31 января 1902 г.

г. Сан-Франциско

АПВ, 1902, т. VI, № 3, с. 61–62.

Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 45–49.

Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 218–220.

* * *

5

18/31 Января состоялось в Кафедральном С.-Франциск. Соборе бракосочетание псаломщика-регента Архиерейского хора Н.Ф. Гривского с Н. Э. – По совершении о. Ф. Пашковским таинства брака, Его Преосвященство, Преосвященнейший Тихон благословил новобрачных иконой и преподал им напутствие в новую жизнь в следующем назидательном поучении.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle