Источник

XXIX. Общество вспоможения бедным в приходе Троицкой церкви, что в Суворовском участке (Галерная Гавань)

Учреждение общества. – Первые годы деятельности. – Собственный дом. – Церковно-приходская школа. – Воскресная школа. – Внебогослужебные чтения. – Детский приют. – Преобразование школы. – Дом трудолюбия. – Богадельня. – Главнейшие благотворители. – Заметки.

В 1878 году светлевший князь А. А. Италийский граф Суворов-Рымникский, действительный тайный советник К. К. Грот, генерал-адъютант Н. В. Исаков, тайные советники К. П. Победоносцев и П. П. Семенов, баронесса Э. Ф. Раден и камергер В. К. Саблер представили в министерство внутренних дел проект устава учреждаемого ими благотворительного общества в приходе Троицкой церкви, что в Галерной Гавани. Устав предоставлял обществу деятельность на основаниях, общих с другими приходскими благотворительными обществами. Устав был утвержден 18 ноября 1879 года, а 19 февраля 1880 года в приходской церкви местный протоиерей И. Е. Вышеславов после литургии объявил прихожанам об утверждении устава общества и пригласил принять участие в благодарственном молебне по этому поводу. После молебна состоялось избрание попечителей или обследователей и членов совета, и таким образом состоялось открытие общества. Председателем избран был П. П. Семенов, товарищем В. К. Саблер.

Открытие общества перечисленными высокопоставленными лицами вызвано было, между прочим, укоренившейся издавна у бедняков Галерной Гавани привычкой подавать в различные благотворительные учреждения, на имя высочайших особ и частным лицам, известным в сфере финансовой или административной, слезные просьбы о пособии, большей частью сочиняемые специализировавшимися по этой части профессиональными местными писаками, и, конечно, не в соответствии с истинными нуждами просящих, а сообразно степени предложенного за написание просьбы угощения или гонорара, что привычному глазу разглядеть бывало нетрудно. Человеколюбие и сердце понуждали ответить на просьбу пособием, а рассудок и подозрение, что выданные деньги будут просто-напросто пропиты в первом попавшемся кабаке, удерживали протянутую с милостыней руку. Общество, выдающее пособие только после проверки положения вспомоществуемых, гарантировало, по крайней мере, целесообразность расхода.

Великая княгиня Екатерина Михайловна прислала в память своего покойного супруга, герцога Георгия Мекленбургского к открытию общества 1,000 рублей. Еще до открытия общества, при первых о нем слухах, мещанин М. В. Захарьинский пожертвовал в его пользу 400 рублей, которые хранились в церкви и были теперь переданы обществу. При открытии общества поступили также пожертвования: от графини Е. И. Стенбок-Фермор 500 рублей, от Т. Михайлова 200, от И. И. Игнатьева и от неизвестного, чрез профессора Н. П. Вагнера, по 100 рублей.

Вскоре после открытия общество было принято великой княгиней Александрой Иосифовной под ее августейшее покровительство. Великая княгиня пожертвовала обществу тогда 300 рублей и с тех пор во все последующие годы присылала клиентам общества от своего двора к праздникам Рождества и Пасхи деньги, обильные запасы белья, платья, разной провизии и даже лакомства.

В первый год общества крупные пожертвования поступили еще от графини Е. Н. Стенбок-Фермор и от неизвестного, за упокой князя Василия, по 500 рублей. Всех поступлений в первый год было на сумму 5,735 рублей.

Деятельность общества, в первый год, равно как и в два последующих выражалась почти исключительно в раздаче небольших единовременных пособий. Совет общества объяснял в своих отчетах, что он «отнюдь не признает единовременную раздачу пособий в малых размерах наиболее целесообразной формой благотворительности, и вовсе не имеет намерения на будущее время практиковать исключительно эту форму». И свою тогдашнюю практику совет объяснял недостаточным еще ознакомлением на первых порах с истинным материальным положением вспомоществуемых и, главное, неуверенностью в своих средствах, так как наиболее устойчивые во всех вообще приходских благотворительных обществах источники дохода – церковный кружечный сбор и сбор по подписным листам чрез домовладельцев, – Гаваньскому обществу, по причине бедности прихода, приносили незначительные суммы.

При начале четвертого года П. П. Семенов, избранный председателем совета приходского благотворительного общества при Андреевском соборе, отказался от председательства в Гаваньском обществе и на его место председателем избран был В. К. Саблер. С этих пор обнаружившемуся было некоторому застою в деятельности общества наступил конец. И общество тотчас же стало проявлять в дальнейшей своей деятельности выдающуюся энергию и жизненность, которые скоро поставили его в ряду значительнейших приходских благотворительных обществ.

В тот же, четвертый, год решено было устроить убежище для престарелых и для детей, и устроить в собственном доме. Городская дума безмездно отвела в 1884 году для предположенного дома участок земли на углу Среднего проспекта и Наличной улицы, в 1,200 квадратных сажен. У общества было в то время всего капитала около 6,000 рублей. К зиме огородили отведенное место и разрешили сваливать на нем сухой мусор для поднятия места, которое в этом участке было низко и подвергалось затоплению. Осенью 1885 года была произведена закладка, а в строительный сезон следующего года у общества выросло как бы само собой трехэтажное (вместо предположенного двухэтажного) каменное здание, стоимостью после окончательной отделки около 40,000 рублей. Первым пожертвованием на постройку здания были 500 рублей, переданные обществу еще в четвертый год чрез В. К. Саблера известной уже читателям благотворительницей А. Ю. Струйской.

Как только закончена была постройка первого этажа, 8 ноября 1887 года открыта была в нем церковно-приходская школа, и сразу привлекла значительное число учащихся, свыше 100 человек. 21 октября 1888 года открыта воскресная школа, в которую тотчас же записалось свыше 30 человек. 29 ноября 1887 года открыты внебогослужебные религиозно-нравственные чтения по воскресным и праздничным дням, которые велись большей частью только что выступившими тогда на арену общественной проповеднической деятельности студентами-проповедниками С.-Петербургской духовной академии31. Таким образом, школой церковно-приходской было занято помещение в будни, воскресной школой дневные часы воскресных и праздничных дней, внебогослужебными чтениями – вечерние: помещение отдыхало только ночью.

21 ноября 1892 года, при торжественной обстановке, совершено было открытие детского приюта на 25 вакансии. Ко дню открытия председателем общества В. К. Саблером изготовлены были для детей одежда, обувь, постельные принадлежности и все необходимое, на предоставленные в его распоряжение неизвестным благотворителем средства. Молитвенное благословение совершено было преосвященным ректором духовной академии, пел детский хор школы, из 40 человек. Присутствовали высокопоставленные лица, говорились речи. В следующем году число вакансий в приюте увеличено еще на 10.

В 1894 году, по ходатайству председателя общества В. К. Саблера, церковно-приходская школа общества Св. Синодом преобразована в двухклассную, с ежегодным отпуском в пособие на содержание ее с общежитием для детей 2,400 рублей. В том же году в школе открыт ремесленный класс для обучения мальчиков сапожному ремеслу и рукодельный для девочек. В последующие годы синодальная субсидия увеличена до 3,000 руб. и в школе прибавлено обучение столярному ремеслу.

В 1894 году общество занято было мыслью об открытии дома трудолюбия. По скромности средств общества и в ожидании пожертвований общество открыло дом только в скромных размерах – одной мастерской палаты для 20 бедных женщин. Открытие состоялось 10 декабря 1895 года. Для рукодельной отведено во втором этаже дома общества удобное и светлое помещение, с необходимой обстановкой, куплены швейные машины, приглашена для заведования мастерской надзирательница. Работы продолжаются с 8 часов утра до 6 часов вечера, с перерывом на час в полдень для обеда и на полчаса в 4 часа дня. Обед из двух блюд и чай бесплатно предоставляются работающим; они на руки получают за работу по 15 копеек в день. Работает обыкновенно до 20 женщин. Часть сработанных вещей продается, окупая приблизительно четверть выданной заработной платы, остальные вещи поступают в раздачу призреваемым, учащимся и приходским бедным.

Исключительное по силе наводнение 4 ноября 1897 года, затопившее Галерную Гавань, вызвавшее энергическую деятельность общества в деле помощи пострадавшим и привлекшее обильный поток пожертвований, послужило к устройству обществом приходской богадельни для бедных женщин. За недостатком помещения в доме общества квартира для богадельни была нанята из четырех комнат и кухни по Гаваньской улице № 31. Открытие состоялось 21 ноября после молебствия. В. К. Саблер держал при открытии богадельни продолжительную и трогательную речь о бедствии, постигшем Гавань, и необходимости помощи, о преимуществах приходской благотворительности, о мечтах Троицкого общества. Ея Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна, известившись об открытии гаваньской богадельни и ознакомившись с содержанием речи В. К. Саблера, всемилостивейше изволила пожаловать в распоряжение В. К. Саблера 1,000 рублей в фонд на устройство собственного здания для богадельни. К этой тысяче присоединил 500 рублей покойный митрополит московский Сергий и некоторые другие лица меньшие суммы.

По последнему отчету (1899–1900 год) в приюте призревалось 16 мальчиков и 27 девочек, в школе церковно-приходской обучалось 148 мальчиков и 204 девочки, воскресную школу посещали до 30 человек, в рукодельной дома трудолюбия трудились ежедневно от 15 до 20 женщин, в богадельне состояло на призрении 18 женщин, ежемесячных пособий выдано 65 лицам 1,258 рублей, единовременных 1,436 рублей. Дохода получило общество 13,800 рублей, в остатке имело к новому отчетному году 33,606 рублей.

Августейшая покровительница общества, ее императорское высочество великая княгиня Александра Иосифовна ежегодно присылает обществу от 350 до 500 рублей для раздачи бедным к праздникам Рождества и Пасхи. Августейшие наследники почившей великой княгини Екатерины Михайловны пожертвовали 1,000 рублей. Великий князь Владимир Александрович пожертвовал в 1882 году 150 рублей. Ежегодно жертвовала от 500 до 900 рублей известная петербургская благотворительница, покойная графиня Н. А. Стенбок-Фермор. Председатель совета общества, сенатор В. К. Саблер каждый год доставляет от лиц, не желающих называть своих имен, от 100 до 1,000 рублей. Действительный тайный советник В. А. Ратьков-Рожнов в последние десять лет вносить по 400 рублей, в прежние годы также вносил крупные суммы. П. Н. Демидов жертвовал по 150, по 200 и по 300 рублей в год, в 1887 году пожертвовал 2,500 рублей, оставил по завещанию 3,000, после его смерти его жена П. Е. Демидова жертвовала от 250 до 100 рублей в год и оставила по завещанию 5,000 рублей. Н. В. Гастфрейнд чрез В. К. Саблера ежегодно жертвует в последние годы по 600 и 700 рублей. Отец Иоанн Кронштадтский пожертвовал в разное время 4,500 рублей, Г. П. Воробьев 4,000, епископ Минский Симеон 2,120, о. А. И. – 2,000, А. Г. Кузнецов свыше 1,500, А. Г. Шишкина по завещанию 2,000, Е. В. Петрова, по завещанию, до 1,200, К. П. Победоносцев до 1,000 рублей, И. И. Игнатьев 1,000, архимандрит Прокопий, душеприказчики А. С. Кононовой, А. Д. Воденнков, А. Л. Кекин, Ромашев, графиня В. С. Зубова, по 500, В. П. Печаткин, преосвященный Агафодор, игуменья Воскресенского женского монастыря в Петербурге Валентина по 400, граф А. Д. Шереметев и В. М. Трофимов по 300, Н. П. Вагнер, М. И. Казн, преосвященный Сергий, архимандрит Иннокентий, Нечаев-Мальцев, А. В. Себрякова, Д. Шишков, А. И. Яковлева, Т. И. Семенов, протопресвитер А. А. Желобовский, Н. Г. Карпова, И. И. Игнатьев. С. С. Ратников, Е: А. Яфимович, Г. И. Григорьева, К. Ф. Цур-Лойе, В. Д. Селецкий, епископ Брестский Иоаким, Владимир, митрополит Московский, княгиня Н. А. Барятинская, духовный Собор Александро-Невской лавры – чрез митрополита С.-Петербургского Антония, протоиерей М. И. Хитров, А. Г. Соболева, Е. М., – разный суммы свыше 100 рублей. Дирекция Балтийского судостроительного и механического завода морского ведомства ежегодно отпускает на школу по 300 рублей, субсидия Св. Синода увеличена в последние годы до 4,000 рублей.

Особенностью в благотворительной деятельности общества может быть признана ежегодная выдача единовременных пособий в сравнительно крупных размерах, свыше 1,000 рублей. Хотя совет оговаривал, что он не считает такого рода помощь бедным наиболее целесообразной формой благотворительности, однако никогда он не сокращал суммы выдаваемых пособий, в зависимости, конечно, от особенного характера материального положения местного населения.

Исключительную помощь населению Галерной Гавани Троицкое общество оказывает в последние годы при повторяющихся наводнениях: не только обильную, удовлетворяющую все нужды, но и весьма скорую, заботливую и сердечную.

Берем страничку из отчета общества с описанием деятельности общества при наводнении 4 ноября 1897 года.

На другой же день после наводнения, 5 ноября, совет в экстренном заседании принял ряд мер для организации помощи потерпевшим от наводнения. Председателем общества В. К. Саблером, священником Троицкой церкви А. А. Алексеевым и другими членами совета обойдены были ближайшие к взморью улицы Гавани, осмотрены наиболее пострадавшие от наводнения жилые помещения, выяснены размеры нужды и ближайшие меры помощи. Прежде всего было очевидно, что во многих подвалах, где не топили печей и не было пищи, неотложно нужно накормить и обогреть детей. Немедленно закуплен был хлеб, чай и сахар и баранки в большом количестве, и в тот же вечер вся эта провизия роздана была семейным обитателям подвалов. Заказана была поставка дров для бедных, за счет общества, лесному двору, по контрамаркам попечителей. Возобновлены приостановленные на лето работы в рукодельной мастерской общества. Во многих столичных газетах напечатано было воззвание о пожертвованиях. Бедствие гаваньцев нашло живейший сочувственный отклик среди столичного населения. Отовсюду начали поступать многочисленные приношения деньгами, одеждой, обувью, дровами и другими вещами.

6 и 7 ноября, в экстренных заседаниях совета, распределены были между наиболее нуждающимися пожертвованные и закупленные дрова и провизия. К воскресенью, 9 ноября, участковые приходские попечители привели в точную известность по всем улицам Гавани квартиры, бывшие под водой, и лиц потерпевших, и на этот день назначена была общая раздача пособий. К этому времени заготовлены были дрова, закуплены сапоги и валенки, одежда и белье, изготовленные в рукодельной мастерской общества, чай, сахар и пр. Пожертвованные во множестве подержанные вещи: мужское платье (пальто, сюртуки, визитки, пиджаки, брюки и пр.), а также женские одежды (пальто, кофты, ватерпруфы, накидки, фуфайки, юбки) и детское платье, белье, одеяла, шапки и фуражки, платки, сапоги, ботинки, башмаки, колоши, туфли, чулки и пр., были рассортированы и большими грудами разложены на нескольких столах в поместительной зале приходского дома. Раздача назначена была с 10 часов утра. К этому времени приглашены были чрез попечителей жители ближайших к взморью Наличной и Остроумовой улиц, а из других улиц в 12 часов. Приглашались в зал одновременно семейств по 10, не более, причем обследовавшие положение бедных попечители, при участии председателя В. К. Саблера, о. Алексеева и членов совета, назначали вид и размер пособия, которое сейчас же записывалось в особые, на этот предмет заготовленные печатные квитанционные книги: для дров, одежды, обуви, провизии (чай, сахар, булки и крендели исключительно для детей) и денег. Смотря по положению семьи потерпевших, выдача назначалась или всеми видами пособий, и в таком случае бедные получали в одни руки пять контрамарок (что было сравнительно редко), или только некоторыми, и тогда они получали, напр., контрамарки на дрова, или на одежду и обувь, или на деньги. Последние тут же и выдавались о. казначеем; контрамарки же на дрова получившие должны были предъявлять на дровяной двор, в Гавани же, откуда дрова развозились бедным на дома бесплатно. Дрова отпускались в количестве не более 1 сажени на квартиру. Получившие контрамарки на одежду направлялись в той же зале к складу одежды, где подбором, примеркой и раздачей занимались: заведующая приходским приютом и рукодельной мастерской, две ее помощницы и пять учительниц школы. На контрамарках семейным обозначалось число лиц (взрослых и детей), на которое должна быть выдана одежда; напр., «вдове с 4 детьми», а одиноким прямо назначался просимый вид одежды: пальто, платье, платок; кофта, шаль, белье, пиджак, шапка и т. п. Выбор тех или других вещей предоставлялся заведовавшим раздачей дамам, по соглашению с просителями, которые при этом более подробно выражали свои желания и нужды. Громадное большинство явившихся за помощью были женщины с детьми. Из мужчин были почти исключительно старики, просившие валенок. Раздача обуви, тоже по контрамаркам, производилась в особом отделении залы пятью лицами, причем тут же производилась и примерка обуви. Обувь раздавалась как закупленная обществом на пожертвованные деньги, так и присланная благотворителями. Чай и сахар раздавался развешенным: порция состояла из четвертки чаю и двух фунтов сахару. Такую порцию получали по преимуществу женщины с малолетними детьми, которым кроме того выдавались полубелые хлебы и баранки. К этой раздаче приставлено было особое лицо и старшие ученики школы. Порядок при раздаче был образцовый. И участие в раздаче почтенных, всем и каждому известных в Гавани лиц, и внушительная обстановка – зала духовных собеседований, со святыми иконами и лампадами, где прихожане собираются для слушания назидательных чтений, не допускали возможности какого-либо шума, крика или препирательств. Приходили за помощью и не обследованные предварительно попечителями, особенно из жильцов, а не квартирных хозяев: в таких случаях опрос их тут же производим был совместно несколькими попечителями, при: участии квартирохозяев, причем, если выяснялась действительная нужда, оказываюсь пособие. Были случаи, впрочем весьма редкие, что за помощью обращались и жильцы вторых этажей и чердаков, заведомо известные попечителям бедняки, и откровенно говорили, что «от воды» они не потерпели, но им или есть нечего, или – что они босы, голы. В таких случаях им заявляли, что раздаются только пожертвования на потерпевших от наводнения, но при этом председатель общества В. К. Саблер разрешал и им выдачу пособий из предоставленных благотворителями в его непосредственное распоряжение средств, и такие неимущие также уходили «беспечальными». Раздача производилась с небольшим перерывом до б часов вечера. Всех «продефилировавших» мимо совета, попечителей, регистраторов и раздатчиков было свыше 500 человек несомненной бедноты и нищеты, причем дров отпущено по 250 контрамаркам 117 сажен, принадлежности одежды даны 454 человекам по 282 контрамаркам, обувь по 202 контрамаркам выдана 265 лицам (не считая получивших обувь школьных детей), чаю и сахару по 182 контрамаркам выдано 451/2 ф. чаю и сахару 9 п. 4 ф., и деньгами 245 р. Сверх сего некоторые, неизвестные совету благотворительницы, при содействии, попечителей, лично раздавали «из своих теплых рук» привезенные ими вещи, напр., чай, сахар и проч.

Между тем пожертвования принадлежностями одежды и другими вещами ежедневно в изобилии поступали в распоряжение общества, и число лиц, просивших о помощи, все увеличивалось, так что совет назначил на следующее воскресенье, 16 ноября, вторичную раздачу пособий тем же порядком.

* * *

31

О них сведения в брошюре: «Студенты-проповедники», С. Г. Р. Спб. 1892.


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle