Источник

XVI. Общество вспоможения бедным Спасобочазинского прихода

Открытие общества и первыя десять лет его деятельности. – Пожертвование М. Т. и Н. Ф. Козьминых. – Детский приют и богадельня. – Новое пожертвование. по завещанию, Н. Ф.. Козьмина. – Новый устав. – Главнейшие благотворители и деятели. – Заметки.

Общество вспоможения бедным Спасобочаринского прихода, на Выборгской стороне, получило утверждение своего устава 29 июня 1873 года, а открыло действия 30 сентября того же года. Это было первое приходское благотворительное общество на Выборгской стороне. В кратком отчете за первое десятилетие общества причины возникновения общества объяснены в немногих словах: «Вопиющая бедность и нищенство побудили добрых людей составить общество попечения о бедных прихода». Учредителями общества была: священник, ныне протоиерей, В. Я. Михайловский, хорошо известный Петербургу своей народно-литературной деятельностью, М. В. Дурново, А. Н. Обольянинов, М. С, Корнилов, Н. Ф. Леонтьев, Н. Л. Васильев, П. Ф Лузанов, 3. И. Дегтярев, барон В. А. Фридерикс, И. Е. Уваров, И. А. Пастухов, И. А. Голушин, Г. С. Растеряев и два лица, пожелавшие остаться неизвестными. Все эти лица пожертвовали при учреждении общества по 100 рублей, М. В. Дурново и Н. Ф. Леонтьев по 200 и неизвестный 1,000 рублей. На помощь членам-учредителям, хоть и не тотчас же, стали являться со своими пожертвованиями и домовладельцы прихода: сюда же, посредством сбора в кружки, учрежденные в разных местах, как-то: в банях, на заводах, в арсенале, в лаборатории и пр., понесли свои трудовые копейки и фабричные рабочие. Этот последний приход, по копейкам, был настолько значителен, что в первый год покрыл собою весь расход общества и в последующие годы покрывал добрую третью часть расхода. В первые десять лет приход общества был от 2,043 до 4,278 рублей в год. А ежегодный расход главным образом был по выдаче пособий бедным, от 453 в первый год, до 1,996 рублей в девятый год, за первыя десять лет всего 11,466 рублей.

Совет имел в виду с первых своих шагов образовать постепенно неприкосновенный капитал общества, поэтому расходы производились с крайнею осмотрительностью. Выдача пособий производилась «с крайней разборчивостью, со строгой оценкой обстановки просителя и с бережливостью». Но при всем том, замечает первый юбилейный отчет, «за все прожитое время не многим пришлось отказать в постоянном пособии, потому что просители – почти все люди бедные, беспомощные.

Другой важнейшей заботой общества было дать образование бедным детям прихода. Но так как общество, по скудости средств, не могло само устроить школу, то оно за свой счет определяло детей в другие учебные заведения, состоящие в районе прихода: в прогимназию, в школы: Патриотическую, Арсенальную, Тюменьковскую, в образцовый приют великой княгини Александры Петровны, в Охтенское ремесленное училище и в особенности в частный школы. Протоиерей В. Я. Михайловский, состоявший настоятелем церкви и председателем совета, все время следил за учением детей, призывал их к себе, проверял их тетрадки, успехи. Ежегодно обучалось на средства общества 12 детей.

Кроме этих двух способов благотворительности, общество принимало на себя хлопоты по определению детей и старых в богадельни и приюты, раздавало жертвуемые думой дрова, одежду, жертвуемую благотворителями. В 1877–78 году от А. А. и А. Д. Колесниковых было предоставлено обществу даровое помещение, в которое водворилось 6 бедных семейств, состоящих из 20 душ.

В следующем году обществу предоставили бесплатно помещение для бедных: М. И. Алексеева на берегу Большой Невки, в двух этажах, из восьми комнат, на 22 души, и И. С. Онисов, по Симбирской улице № 19, на 8 душ.

Двенадцатый год начал новую эру в истории спасобочаринского общества. Жена потомственного почетного гражданина Мария Трофимовна Козьмина пожертвовала обществу для богадельни и приюта для девочек два деревянных крытых железом дома, со службами и землей, мерой 1.6961/2 квадр. сажен, на углу Безбородкина и Полюстровского проспектов, № 2–32, ценностью в 14,000 рублей; а муж ее, Никита Федорович Козьмин пожертвовал 10,000 рублей в обеспечение содержания жертвуемых домов и предположенных к помещению в них учреждений.

Приют и богадельня были открыты в октябре 1886 года. Жертвователь Н. О. Козьмин на свой счет произвел необходимый ремонт обоих зданий, присылал вместе с женой провизию для призреваемых, материи для платья, затратив в этот год на это 1,787 рублей. Пожертвованные дома представляли собой дачи, окруженные садом с прудом.

В первый год было на призрении 10 старых и 5 детей.

Н. Ф. Козьмин скончался 12 апреля 1889 года. В своем духовном завещании он отказал обществу 50,000 рублей, из них 30 тысяч на содержание 10 старцев мужчин в богадельне общества и 20 тысяч на постройку нового здания для приюта и богадельни, когда прежние, деревянные, обветшают. Как только капитал этот поступил в распоряжение общества, тотчас было приспособлено помещение для нового, мужского отделения богадельни в одном из флигелей и в октябре 1890 года мужская богадельня была открыта. Первоначально принято было в нее 6 мужчин, к концу года принято еще трое.

По последнему отчету, за 1897–98 год, в богадельне содержалось 7 старцев и 9 стариц и в приюте 5 девочек.

С течением времени общество стало замечать, что правила устава не предусматривают всех сторон жизни и деятельности общества. Особенно настоятельная потребность в переработке устава стала чувствоваться со времени пожертвования Козьминых, расширившего деятельность общества. В ответ на эту потребность явилось составление обществом нового устава, который и был утвержден министром внутренних дел 18 июля 1894 года. Между прочим в новом уставе определено целью общества «доставление средств к улучшению нравственного и материального положения бедных Спасобочаринского прихода». Вместе с тем общество оговорило себе право «оказывать вспомоществование бедным и в пределах соседнего Сретенского прихода, впредь до образования в нем самостоятельного приходского благотворительная общества».

Одновременно с ходатайством об утверждении нового устава общество предприняло ходатайство о присвоении мужской богадельне имени ее учредителей Н. Ф. и М. Т. Козьминых, на что и воспоследовало высочайшее соизволение. В зале богадельни после этого помещены портреты Козьминых и на наружной вывеске сделана соответствующая надпись.

За 25 лет своего существования общество получило 184,064 рубля. Из них в остатке к 1 октября 1898 года состояло 98,256 рублей, в том числе 30,000 неприкосновенного капитала, завещанного Н. Ф. Козьминым на содержание мужской богадельни, и 20,000, предназначенных им же на постройку нового дома для богадельни. Этот последний капитал с каждым годом увеличивается нарастающими на него процентами.

Из особенностей в статьях поступлений можно упомянуть, что кружечного сбора собирается ежегодно обыкновенно несколько более 500 рублей, а по подписным листам лишь немногим более ста. Главнейший доход в последние годы – проценты с капитала, в прежние годы был – членские взносы. На ежемесячные пособия общество расходует в три последние года от 400 до 800 рублей; на единовременные около 100, не считая приблизительно такой же суммы из средств Императорского Человеколюбивого общества, с которым оно состоит во взаимодействии уже 20 лет.

Главнейшими благотворителями общества были Н. Ф. и М. Т. Козьмины, о которых уже сказано. Кроме упомянутых пожертвований, Н. Ф. Козьмин в 1837 году внес еще 8,000 рублей, не объявляя тогда своего имени: «от неизвестного». М. И. Алексеева со второго года деятельности общества вносила ежегодно по 100 рублей, а умирая, в июне 1889 года, завещала обществу еще 2,000 рублей. Кроме того, с 1883 года она предоставила в распоряжение общества бесплатно две квартиры для бедных, которые были закрыты только после ее смерти. По 400 и по 200 рублей ежегодно жертвовала М. В. Дурново, всего свыше 700 рублей пожертвовал А. А. Дорогин, свыше 600 – Н. Ф. Леонтьев. 500 – Г. П. Елисеев, 200 рублей завещала К. Э. Энно, по 100 рублей пожертвовали: М. 3. Бельский, 3. И. Дегтярев, П. П. Дурново, В. Е. Елисеев, М. И. Иванов, О. К. Осеченская, М. Г. Петров, Г. М. Петров, Н. И. Святский, Н. А. Шрамченко. О других уже упомянуто ранее.

Из кружки в лавке И. М. Тупицына ежегодно поступало свыше 200, иногда свыше 300 рублей. И. М. Тупицын скончался в 1893 году.

Доктор В. Ф. Шрам около 12 уже лет бесплатно оказывает бедным прихода медицинскую помощь.

Председателем совета общества состоял протоиерей В. Я. Михайловский, с 1890 года новый настоятель, священник В. Е. Георгиевский, а с 1892 года состоит новый настоятель, священник И. Я. Соколов.

В отчете за 4-й год существования общества напечатано: «Все заседания в году, как ежемесячные, так и особенные, были проникнуты истинно братским единодушием, спокойствием и миролюбием. Все члены совета, при общей христианской доброте, проникнуты. были и осторожностью в расходовали вверяемых сумм. Заседания совета имели не столько официальный характер, сколько являли собою дружество, братство. При скромности средств, при отсутствии эгоизмов, такое свидание членов на заседаниях взаимно ободряло на общественный труд и всегда оставляло добрые впечатления в сердцах членов».

Однако злой дух раздора как-то повеял и в спасобочаринском обществе. Явился протест, подана была жалоба министру. Тогда неизменный председатель совета и учредитель общества, протоиерей В. Я. Михайловский отказался от председательства. Это было в июне 1889 года. А общим собранием в декабре того же года он снова был избран в председатели. О. Михайловский в это время состоял уже не при Спасбочаринской, а при Вознесенской церкви.

В отчете за двадцатый год общество, оглядываясь на свое прошлое и подсчитывая свои успехи, замечает: «Нужно ли упоминать, что дело благотворения в приходе нуждается и в дальнейшем постепенном движении? Жизнь развивается, ее требования осложняются, а потому и поле благотворительности расширяется. Много дела сделано, но еще больше его впереди!»

«Много в нашем приходе бесприютных, старых людей, на закате дней своих не имеющих где приклонить свою голову; для их призрения незабвенные благотворители устроили богадельню на 10 мужчин и на 10 женщин. Но если число ищущих покоя старцев не превышает указанной цифры, за то число стариц превосходит его в нисколько раз, так что многие по нескольку лет ждут своей очереди, а иногда в таком ожидании и заканчивают свою нерадостную жизнь. Такая неравномерность неслучайное явление; она зависит с одной стороны, оттого что силы женщины раньше ослабевают. чем у мужчины, а с другой – оттого что мужской труд состоит в большем спросе и лучшем вознаграждении. Таким образом, женская половина богадельни нуждается в постепенном расширении увеличением числа призреваемых».


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle